logo
пропедевтика 3 / Диагност

Рекомендуемая литература

  1. Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 1989, с. 291-300.

  2. Маев И. В. Учебно-методическое пособие по методам исследования больного. - МГМСУ, 1999, с. 34-43.

  3. Воробьев Л. П., Байкова Д. А. Методы исследования боль­ных с заболеваниями органов пищеварения: Методические указания. - М., 1984, с. 23-48.

  4. Учебно-методическое пособие по функциональным методам исследования в клинике внутренних болезней. - М., 1976, с. 28-37.

  5. Материалы лекций.

Мотивация занятия

Умение полноценно обследовать больных с заболеваниями же­лудка и двенадцатиперстной кишки, знание основных симптомов болезней позволяют поставить точный диагноз язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, неязвенной диспепсии (гастрита, гастродуоденита), рака желудка.

Цель занятия

Научиться обследованию больных с язвенной бо­лезнью, синдромом неязвенной диспепсии, раком желудка, выявлению основных симптомов болезней, постановке диагноза.

Практические навыки

На основании расспроса, данных осмотра, пальпации, перкус­сии живота студент должен уметь:

  1. Выделить жалобы, характерные для синдрома поражения желудка, двенадцатиперстной кишки, детализировать их.

  2. Определить диагностическое значение общего осмотра больного с заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки.

  3. Проводить осмотр полости рта, живота и определить диагностическое значение выявленных изменений.

  4. Проводить перкуссию живота и определить ее диагностическое значение.

  5. Проводить поверхностную, ориентировочную пальпацию живота, пальпацию желудка и выявить патологические симптомы.

  6. Обосновать предварительный диагноз синдромов.

  7. Назначить дополнительные методы обследования, уметь их трактовать.

  8. Обосновать окончательный диагноз.

Необходимая предварительная теоретическая подготовка

  1. Знание патологической анатомии гастрита, язвенной болезни, рака желудка (кафедра патологической анатомии).

  2. Знание патологической физиологии синдромов язвенной и неязвенной диспепсии, иметь понятие об этиологии и патогенезе язвенной болезни, гастрита, рака желудка (кафедра патологической физиологии).

  3. Знание рентгенологической диагностики гастрита, язвенной болезни, рака желудка (кафедра рентгенологии).

  4. Знание методов исследования больных с заболеваниями органов пищеварения (кафедра пропедевтической терапии, первый семестр).

Вопросы и задачи для контроля исходных знаний

  1. Что такое синдром неязвенной диспепсии? Дайте характеристику понятия гастрит.

  2. Назовите современную классификацию гастритов.

  3. Какими клиническими синдромами проявляется хронический гастрит?

  4. Какие вы знаете варианты кислотообразующей функции желудка при хроническом гастрите?

  5. Назовите симптомы, выявляемые у больных хроническим гастритом при общем осмотре, осмотре полости рта, живота, при пальпации, перкуссии.

  6. Что характерного можно выявить с помощью рентгенологического и гастроскопического методов у больных с хроническим гастритом?

  7. Что такое язвенная болезнь?

  8. Каковы современные взгляды на этиологию и патогенез язвенной болезни?

  9. Какие жалобы предъявляют больные с язвенной болезнью?

  10. Каковы отличительные особенности болевого синдрома при язвенной болезни?

  11. Какие диспептические расстройства, наблюдаемые у боль­ных язвенной болезнью, вы знаете?

  12. Какие симптомы наиболее характерны для язвенной бо­лезни с локализацией в желудке, в двенадцатиперстной кишке?

  13. На какие данные анамнеза у больных язвенной болезнью вы обратите внимание при анамнезе заболевания, жизни?

  14. Что характерного можно выявить методом объективного обследования у больного язвенной болезнью в зависимости от ло­кализации язвенного процесса?

  15. Назовите осложнения язвенной болезни.

  16. Каковы клинические симптомы кровотечения?

  17. Каковы клинические симптомы перфорации язвы, пенетрации?

  18. Каковы клинические симптомы нарушения гастро-дуоденальной проходимости (стеноза привратника)?

  19. Назовите рентгенологические и гастроскопические призна­ки язвенной болезни.

  20. Назовите особенности желудочной секреции при язвенной болезни в зависимости от локализации.

  21. Какие вы знаете факторы, предрасполагающие к развитию рака желудка?

  22. Назовите морфологическую классификацию рака желудка.

  23. Какие клинические синдромы выделяются при раке же­лудка?

  24. Какие жалобы предъявляют больные с синдромом “ма­лых признаков”?

  25. Какие данные объективного обследования могут быть вы­явлены у больного в период “малых” признаков?

  26. Назовите, как изменяются симптомы рака желудка в зави­симости от локализации опухоли.

  27. Какие дополнительные методы обследования (включая ла­бораторные и инструментальные) помогут вам поставить диагноз рака желудка?

СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С СИНДРОМАМИ ЯЗВЕННОГО И НЕЯЗВЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ ЖЕЛУДКА, РАКОМ ЖЕЛУДКА

Опросите больного, выявите жалобы и анамнез, проведите осмотр, пальпацию, перкуссию - поставьте предварительный диагноз синдрома. Проанализируйте имеющиеся данные дополнительных методов исследования (лабораторные, инструментальные), по­ставьте окончательный диагноз. При отсутствии или недостаточ­ности данных дополнительных методов исследования назначьте соответствующие исследования.