Рекомендуемая литература
Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 1989, с. 291-300.
Маев И. В. Учебно-методическое пособие по методам исследования больного. - МГМСУ, 1999, с. 34-43.
Воробьев Л. П., Байкова Д. А. Методы исследования больных с заболеваниями органов пищеварения: Методические указания. - М., 1984, с. 23-48.
Учебно-методическое пособие по функциональным методам исследования в клинике внутренних болезней. - М., 1976, с. 28-37.
Материалы лекций.
Мотивация занятия
Умение полноценно обследовать больных с заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки, знание основных симптомов болезней позволяют поставить точный диагноз язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, неязвенной диспепсии (гастрита, гастродуоденита), рака желудка.
Цель занятия
Научиться обследованию больных с язвенной болезнью, синдромом неязвенной диспепсии, раком желудка, выявлению основных симптомов болезней, постановке диагноза.
Практические навыки
На основании расспроса, данных осмотра, пальпации, перкуссии живота студент должен уметь:
Выделить жалобы, характерные для синдрома поражения желудка, двенадцатиперстной кишки, детализировать их.
Определить диагностическое значение общего осмотра больного с заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки.
Проводить осмотр полости рта, живота и определить диагностическое значение выявленных изменений.
Проводить перкуссию живота и определить ее диагностическое значение.
Проводить поверхностную, ориентировочную пальпацию живота, пальпацию желудка и выявить патологические симптомы.
Обосновать предварительный диагноз синдромов.
Назначить дополнительные методы обследования, уметь их трактовать.
Обосновать окончательный диагноз.
Необходимая предварительная теоретическая подготовка
Знание патологической анатомии гастрита, язвенной болезни, рака желудка (кафедра патологической анатомии).
Знание патологической физиологии синдромов язвенной и неязвенной диспепсии, иметь понятие об этиологии и патогенезе язвенной болезни, гастрита, рака желудка (кафедра патологической физиологии).
Знание рентгенологической диагностики гастрита, язвенной болезни, рака желудка (кафедра рентгенологии).
Знание методов исследования больных с заболеваниями органов пищеварения (кафедра пропедевтической терапии, первый семестр).
Вопросы и задачи для контроля исходных знаний
Что такое синдром неязвенной диспепсии? Дайте характеристику понятия гастрит.
Назовите современную классификацию гастритов.
Какими клиническими синдромами проявляется хронический гастрит?
Какие вы знаете варианты кислотообразующей функции желудка при хроническом гастрите?
Назовите симптомы, выявляемые у больных хроническим гастритом при общем осмотре, осмотре полости рта, живота, при пальпации, перкуссии.
Что характерного можно выявить с помощью рентгенологического и гастроскопического методов у больных с хроническим гастритом?
Что такое язвенная болезнь?
Каковы современные взгляды на этиологию и патогенез язвенной болезни?
Какие жалобы предъявляют больные с язвенной болезнью?
Каковы отличительные особенности болевого синдрома при язвенной болезни?
Какие диспептические расстройства, наблюдаемые у больных язвенной болезнью, вы знаете?
Какие симптомы наиболее характерны для язвенной болезни с локализацией в желудке, в двенадцатиперстной кишке?
На какие данные анамнеза у больных язвенной болезнью вы обратите внимание при анамнезе заболевания, жизни?
Что характерного можно выявить методом объективного обследования у больного язвенной болезнью в зависимости от локализации язвенного процесса?
Назовите осложнения язвенной болезни.
Каковы клинические симптомы кровотечения?
Каковы клинические симптомы перфорации язвы, пенетрации?
Каковы клинические симптомы нарушения гастро-дуоденальной проходимости (стеноза привратника)?
Назовите рентгенологические и гастроскопические признаки язвенной болезни.
Назовите особенности желудочной секреции при язвенной болезни в зависимости от локализации.
Какие вы знаете факторы, предрасполагающие к развитию рака желудка?
Назовите морфологическую классификацию рака желудка.
Какие клинические синдромы выделяются при раке желудка?
Какие жалобы предъявляют больные с синдромом “малых признаков”?
Какие данные объективного обследования могут быть выявлены у больного в период “малых” признаков?
Назовите, как изменяются симптомы рака желудка в зависимости от локализации опухоли.
Какие дополнительные методы обследования (включая лабораторные и инструментальные) помогут вам поставить диагноз рака желудка?
СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С СИНДРОМАМИ ЯЗВЕННОГО И НЕЯЗВЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ ЖЕЛУДКА, РАКОМ ЖЕЛУДКА
Опросите больного, выявите жалобы и анамнез, проведите осмотр, пальпацию, перкуссию - поставьте предварительный диагноз синдрома. Проанализируйте имеющиеся данные дополнительных методов исследования (лабораторные, инструментальные), поставьте окончательный диагноз. При отсутствии или недостаточности данных дополнительных методов исследования назначьте соответствующие исследования.
- Министерство здравоохранения
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите расспрос больного и выявите жалобы,
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни у больных
- IV. Проведите общий осмотр больного и выявите:
- V. Проведите осмотр ротовой полости и живота:
- VI. Проведите перкуссию живота:
- VII. Определите свободно перемещающуюся жидкость
- VIII. Проведите поверхностную
- IX. Проведите методическую глубокую скользящую пальпацию живота по методу в. П. Образцова и н. Д. Стражеско:
- Необходимая предварительная теоретическая подготовка
- 1. Выберите метод исследования:
- Методика проведения суточного мониторирования рН
- Оценка рН-метрических данных.
- Исследование кислотообразующей функции желудка фракционным методом с помощью тонкого зонда
- II. Выберите вид стимуляции секреторной функции
- III. Приступите к желудочному зондированию:
- Приступите к I этапу фракционного зондирования - исследованию базальной секреции:
- Измерьте количество желудочного содержимого в разные фазы секреции:
- Оцените полученные результаты у обследуемого больного.
- Кислотности желудочного сока:
- VI. Беззондовые методы исследования
- VIII. Приступите к исследованию
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование органов дыхания:
- VI. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VII. Проведите осмотр полости рта:
- VIII. Проведите осмотр живота, измерьте окружность живота:
- IX. Определение наличия свободной жидкости в брюшной
- X. Проведите поверхностную, ориентировочную пальпацию живота:
- XI. Проведите глубокую пальпацию
- XII. Проведите перкуссию и пальпацию печени.
- XIII. Поставьте предварительный диагноз:
- XIV. Оцените имеющиеся данные дополнительных методов
- XV. Поставьте окончательный диагноз:
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите расспрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного и выявите:
- V. Проведите осмотр области живота и выявите
- VI. Проведите определение наличия свободной жидкости в брюшной полости методом флюктуации и методом перкуссии согласно данному методическому пособию (раздел перкуссия и пальпация живота).
- VII. Проведите поверхностную пальпацию живота:
- VIII. Проведите глубокую методическую
- IX. Проведите определение границ абсолютной печеночной тупости:
- X. Определите размеры печени по Курлову:
- XI. Проведите пальпацию печени:
- XII. Проведите пальпацию желчного пузыря:
- XIII. Проведите аускультацию над печенью и желчным пузырем:
- XIV. Проведите определение размеров селезенки:
- XV. Проведите пальпацию селезенки:
- XVI. Проведите аускультацию над областью селезенки:
- Дайте клиническую оценку полученным результатам
- Дайте оценку результатам биохимического исследования желчи:
- 1. Определение билирубина:
- II. Определение функционального состояния печени:
- Проведите исследование ферментов сыворотки крови в диагностике различных заболеваний печени
- Оцените дезинтоксикационную функцию печени:
- Вопросы для контроля исходных знаний
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VI. Проведите обследование органов дыхания:
- VII. Проведите обследование органов пищеварения:
- VIII. Проведите обследование печени и селезенки:
- IX. Поставьте предварительный диагноз:
- X. Оцените данные лабораторных исследований:
- XI. Оцените данные радиоизотопных методов исследования
- XII. Оцените данные эхографии печени:
- XIII. Оцените результаты:
- I. Пункционной биопсии печени.
- XIV. Поставьте окончательный диагноз:
- Рекомендуемая литература
- Цель занятия
- Вопросы для контроля исходных знаний
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III.Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование органов дыхания:
- VI. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VII. Проведите обследование органов пищеварения:
- VIII. Проведите обследование печени и желчного пузыря:
- IX. Поставьте предварительный диагноз:
- X. Оцените данные дополнительных методов исследования:
- XI. Поставьте окончательный диагноз:
- Контрольные задачи
- Диагностика основных синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчевыводящих путей
- 107564, Москва, ул. Лосиноостровская, 2.