Рекомендуемая литература
Василенко В. X. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 1989, с. 276-282.
Маев И.В. Учебно-методическое пособие по методам исследования больного. - МГМСУ, 1999, с. 34-43.
Струтынский А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. - М., 1997, с. 143-179.
Материалы лекций.
Мотивация занятия
Поверхностная пальпация живота, основанная на сравнении симметричных участков брюшной полости, глубокая пальпация живота, перкуссия, основанная на изменении перкуторного звука, являются важнейшими элементами врачебной техники, необходимыми для диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Цель занятия
Научить студентов методике расспроса и осмотра больных, методике проведения перкуссии, поверхностной и глубокой пальпации живота по В. П. Образцову и Н. Д. Стражеско.
Практические навыки
На основании расспроса и данных осмотра, пальпации живота студент должен уметь:
Выделить характерные жалобы при заболеваниях органов системы пищеварения.
Определить диагностическое значение общего осмотра больных с заболеваниями органов пищеварения.
Проводить осмотр полости рта и живота, определить диагностическое значение выявленных изменений.
Проводить перкуссию живота и определить диагностическое значение полученных данных.
Проводить аускультацию живота и определить диагностическое значение полученных данных.
Проводить поверхностную ориентировочную пальпацию живота и выявить патологические симптомы.
Проводить глубокую методическую скользящую пальпацию по В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско и дать характеристику всем отделам кишечника и желудку.
Владеть аускультаторной перкуссией, аускультаторной африкцией и определить их диагностическое значение.
Необходимая предварительная теоретическая подготовка
Знания анатомии и топографии органов пищеварения (кафедра нормальной анатомии).
Знания по физиологии органов пищеварения (кафедра нормальной физиологии).
Знания по акустике (кафедра физики).
Вопросы для контроля исходных знаний
Назовите жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями пищевода.
Отличие органической дисфагии от функциональной.
Назовите жалобы, предъявляемые больными с заболеваниями желудка.
Отличительные признаки болевого синдрома при поражении желудка и двенадцатиперстной кишки.
Признаки желудочного и кишечного диспепсических синдромов.
Отличие желудочного кровотечения от легочного.
Назовите жалобы, предъявляемые больными с заболеванием кишечника.
Как отличить кровотечение из верхних и нижних отделов кишечника?
Какое положение больного и врача должно быть при проведении пальпации живота?
Порядок поверхностной пальпации живота для выявления патологии.
Какие результаты вы ожидаете получить при проведении поверхностной ориентировочной пальпации?
Каков порядок выполнения и основные моменты глубокой пальпации?
Назовите области живота для пальпации различных отделов кишечника (сигмовидной кишки, слепой, восходящей, нисходящей, поперечно-ободочной, подвздошной) и желудка.
Каким методом можно определить границу большой кривизны желудка?
Какой звук определяется при перкуссии живота?
С какой целью проводится перкуссия живота?
Как определить наличие жидкости в брюшной полости: свободной и осумкованной?
Какая диагностическая ценность симптома флюктуации?
В чем заключается диагностическая ценность метода аускультации брюшной полости?
СХЕМА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
- Министерство здравоохранения
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите расспрос больного и выявите жалобы,
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни у больных
- IV. Проведите общий осмотр больного и выявите:
- V. Проведите осмотр ротовой полости и живота:
- VI. Проведите перкуссию живота:
- VII. Определите свободно перемещающуюся жидкость
- VIII. Проведите поверхностную
- IX. Проведите методическую глубокую скользящую пальпацию живота по методу в. П. Образцова и н. Д. Стражеско:
- Необходимая предварительная теоретическая подготовка
- 1. Выберите метод исследования:
- Методика проведения суточного мониторирования рН
- Оценка рН-метрических данных.
- Исследование кислотообразующей функции желудка фракционным методом с помощью тонкого зонда
- II. Выберите вид стимуляции секреторной функции
- III. Приступите к желудочному зондированию:
- Приступите к I этапу фракционного зондирования - исследованию базальной секреции:
- Измерьте количество желудочного содержимого в разные фазы секреции:
- Оцените полученные результаты у обследуемого больного.
- Кислотности желудочного сока:
- VI. Беззондовые методы исследования
- VIII. Приступите к исследованию
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование органов дыхания:
- VI. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VII. Проведите осмотр полости рта:
- VIII. Проведите осмотр живота, измерьте окружность живота:
- IX. Определение наличия свободной жидкости в брюшной
- X. Проведите поверхностную, ориентировочную пальпацию живота:
- XI. Проведите глубокую пальпацию
- XII. Проведите перкуссию и пальпацию печени.
- XIII. Поставьте предварительный диагноз:
- XIV. Оцените имеющиеся данные дополнительных методов
- XV. Поставьте окончательный диагноз:
- Рекомендуемая литература
- I. Проведите расспрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного и выявите:
- V. Проведите осмотр области живота и выявите
- VI. Проведите определение наличия свободной жидкости в брюшной полости методом флюктуации и методом перкуссии согласно данному методическому пособию (раздел перкуссия и пальпация живота).
- VII. Проведите поверхностную пальпацию живота:
- VIII. Проведите глубокую методическую
- IX. Проведите определение границ абсолютной печеночной тупости:
- X. Определите размеры печени по Курлову:
- XI. Проведите пальпацию печени:
- XII. Проведите пальпацию желчного пузыря:
- XIII. Проведите аускультацию над печенью и желчным пузырем:
- XIV. Проведите определение размеров селезенки:
- XV. Проведите пальпацию селезенки:
- XVI. Проведите аускультацию над областью селезенки:
- Дайте клиническую оценку полученным результатам
- Дайте оценку результатам биохимического исследования желчи:
- 1. Определение билирубина:
- II. Определение функционального состояния печени:
- Проведите исследование ферментов сыворотки крови в диагностике различных заболеваний печени
- Оцените дезинтоксикационную функцию печени:
- Вопросы для контроля исходных знаний
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III. Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VI. Проведите обследование органов дыхания:
- VII. Проведите обследование органов пищеварения:
- VIII. Проведите обследование печени и селезенки:
- IX. Поставьте предварительный диагноз:
- X. Оцените данные лабораторных исследований:
- XI. Оцените данные радиоизотопных методов исследования
- XII. Оцените данные эхографии печени:
- XIII. Оцените результаты:
- I. Пункционной биопсии печени.
- XIV. Поставьте окончательный диагноз:
- Рекомендуемая литература
- Цель занятия
- Вопросы для контроля исходных знаний
- I. Проведите опрос больного и выявите жалобы:
- II. Соберите анамнез заболевания:
- III.Соберите анамнез жизни:
- IV. Проведите общий осмотр больного:
- V. Проведите обследование органов дыхания:
- VI. Проведите обследование сердечно-сосудистой системы:
- VII. Проведите обследование органов пищеварения:
- VIII. Проведите обследование печени и желчного пузыря:
- IX. Поставьте предварительный диагноз:
- X. Оцените данные дополнительных методов исследования:
- XI. Поставьте окончательный диагноз:
- Контрольные задачи
- Диагностика основных синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчевыводящих путей
- 107564, Москва, ул. Лосиноостровская, 2.