logo search
СБОРНИК Гомель ТОМ 1 2012

Литература

1. Левин, М. Я. Влияние физических упражнений на организм человека: учеб. пособие / М. Я. Левин, И. С. Дамаскер // Физическое воспитание студентов и учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. — Минск, 1995. — С. 9–54.

2. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья: учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Тимошенкова, С. Н. Богданова, Ю. Т. Жуковского. — Минск, 1995.

3. Расолько, А. И. Организационно-методические особенности и научное обоснование занятий по физическому воспитанию со студентами специальных медицинских групп: дис. кандидата педагогических наук: 13.00.04. / А. И. Расолько. — Минск, 1999.

4. Колос, В. М. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в высших учебных заведениях / В. М. Колос, Т. Н. Шестакова. — Минск: МРТИ, 1992. — 42 с.

УДК 578:616-006

МАСКИРОВАННЫЕ ОПУХОЛЕВЫЕ ВИРУСЫ

Азарёнок А. С.

Научный руководитель: И. В. Фадеева, к.б.н. Н. Е. Фомченко

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Опухолевые вирусы, которые не обнаруживаются обычными методами и распознаются только косвенным путем, получили название «маскированных вирусов». В настоящее время известно, что латентные вирусные инфекции встречаются в природе чаще, чем острые. Практически все известные вирусы могут выступать как в острой, так и в маскированной форме. Вирусы, вызывающие заболевания, могут долго, иногда всю жизнь, оставаться в организме, не обнаруживая своего присутствия. Один из предполагаемых механизмов столь длительного сохранения — интеграция генетического материала вирусов и клеток, что доказано для ряда РНК и ДНК-содержащих вирусов. При ослаблении организма в результате неблагоприятных воздействий (охлаждение, длительное воздействие солнечных лучей, рентгеновские лучи, стрессы, действие канцерогенных веществ) вирусы могут активизироваться и проявлять свое болезнетворное действие. Под влиянием перечисленных провоцирующих факторов скрытая бессимптомная вирусная инфекция переходит в явное заболевание.

Чем же обусловлено само явление «маскировки»? Еще в 1936 г. Эндрю и в 1937 г. Фоулд выдвинули гипотезу о том, что вирус комбинируется с каким-то компонентом клетки и не может быть механически отделен от него. В 1936 г. Раус высказал гипотезу, согласно которой способность вируса папилломы Шопа вызывать злокачественный рост и переходить в маскированную форму обусловлена мутацией. Переход вирусов в апатогенную форму, которая не обнаруживается обычными методами, можно считать теперь уже установленным фактом. Так, в 1945 г. Зильбер, Байдакова и Блюмберг показали, что вирус гриппа, адаптированный к организму мышей, полностью теряет патогенность для них после пребывания в организме морской свинки и не может быть выделен от нее обычным методом заражения мышей. Только многократное заражение мышей вновь возвращает присущую этому вирусу патогенность. Сделавшийся апатогенным для мыши вирус вызывает в организме морской свинки появление антител и в некоторых случаях патологические процессы в легких. Происходит своеобразная трансформация вируса, которая изменяет его патогенность и лишает возможности выделить его обычным путем. Подобный процесс может происходить и при канцеризации папилломы. При превращении клетки в опухолевую в ней создаются неблагоприятные для вируса условия и он изменяет свою патогенность. Вирус сам порождает условия, вызывающие его трансформацию [1].

В настоящее время известно около 40 онкогенных вирусов, вызывающих лейкозы, рак и саркому у холоднокровных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. При введении их здоровым животным закономерно наблюдается развитие злокачественного процесса. Онкогенные вирусы сами по себе весьма необычны по свойствам, капризны и склонны «маскироваться». Они не способны разрушить клетку, но могут вызвать в ней наследственные изменения, причем опухолевые клетки как будто бы больше не нуждаются в вирусах. В уже возникших опухолях вирусы часто не обнаруживаются.

Действующим началом вирусов является нуклеиновая кислота. Это было доказано опытами с клетками, зараженными изолированной ДНК, полученной из онкогенного вируса папилломы. Нормальные клетки под влиянием вирусной ДНК превращались в опухолевые и после введения в организм лабораторных животных вызывали появление опухолей. Было замечено, что после заражения клеток онкогенными вирусами наблюдается необычное явление. Зараженные клетки, как правило, сохраняют нормальный вид и никаких признаков болезни обнаружить не удается. При этом вирусы в клетках словно исчезают. Их «исчезновение» объясняется тем, что его ДНК встраивается в хромосомы клетки и как бы становится одним из клеточных генов.

Существенной задачей настоящих и будущих исследований является целенаправленный поиск путей активного вмешательства в размножение вирусов. При этом могут преследоваться две противоположные цели: подавление размножения и его стимуляция. Вирус проникает в клетку и заставляет ее производить нужные ему белки, которые будут использованы для построения многочисленных собственных копий. Информация считывается с ДНК вируса и переносится на РНК, с которой и образуется белок. Было обнаружено, что при этом вирус ставит химические метки на определенные участки каждой произведенной РНК.

При исследовании рака молочной железы удалось установить определенную закономерность выделения бластомогенного агента из опухолей, индуцированных канцерогенными веществами. Наибольшей опухолеродной активностью обладали экстракты и фильтраты из ткани новообразований, взятых на 10–15-й день после первого прощупывания опухолевого узла. Эти фильтраты вызывали развитие опухолей у мышей в возрасте от 2,5 до 10 месяцев в 42,1 и 35,8 % случаев. Из ткани 30, 35 и 40-дневных новообразований (сроки с момента первого прощупывания) бластомогенный агент не выделялся, несмотря на то, что эти опухоли продолжали свой рост, приводя животных к гибели. Рак молочной железы возникает лишь у тех зараженных этим вирусом самок мышей, молочная железа которых подвергается воздействию соответствующих гормонов, либо введенных искусственно, либо поступающих в кровоток при беременности. Эти данные вновь продемонстрировали, что опухолеродным вирусам свойственно находиться в маскированном состоянии. Очень важно, что эти эксперименты обратили внимание исследователей на тот факт, что для образования вирусом опухоли необходимо какое-то вторичное событие, в данном случае гормональный стимул [2, 3].

Итак, геном вирусов включается в ДНК клетки и изменяет ее свойства, а мутагены и канцерогены, гормоны стимулируют активность вирусов, вызывая развитие заболевания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зильбер, Л. А. Вирусная теория происхождения злокачественных опухолей / Л. А. Зильбер. — М.: МедГИЗ, 1946.

2. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / А. И. Коротяев, С. А. Бобиче. — СПб.: СпецЛит, 2000.

3. Альштейн, А. Д. Вирусные онкогены: науч. обзор / А. Д. Альштейн // Медицина и здравоохранение. — М.: ВНИИМИ, 1982.

УДК 087.5:808.2-31

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИМЕНОСЛОВ ТУРКМЕН И РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ

Айдыев Гочмырат, Бердигулыев Амангелди

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Петрачкова И. М.

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Основная религия туркменского народа — ислам. Поэтому, несмотря на то, что основной чертой большинства туркменских личных имен является синкретизм все же значительная часть национальных антропонимов, особенно у мужчин, имеет арабское происхождение. Такие имена пришли в Туркмению вместе с распространением ислама.

Цель и методы исследования

Основной целью исследования является установление генезиса туркменских личных имен, образованных от религиозных понятий, с помощью сравнительно-сопоставительного и этимологического анализа. Объектом изучения выступает группа туркменских антропонимов.

Результаты исследования и их обсуждение

Многие туркменские имена, связанные с исламом, арабского происхождения порой не всегда звучат точно также как у арабов. Среди туркмен, в отличие от многих соседей, где ортодоксальный ислам пустил более глубокие корни, арабские имена в первоначальной форме (например, Шерафуддин. Нуреддин, Наджмеддин и т. п.) встречались нечасто и в основном в семьях духовенства и феодально-байской верхушки. Основная же масса имен, связанных с исламом и арабоязычной основой, была приспособлена к нормам туркменского языка или же носила смешанный характер. Одними из наиболее распространенных в этой группе были имена. связанные с основателем мусульманской религии — Мухаммедом. Несмотря на то, что мусульманская догматика и считает малейшее искажение имени пророка или близких ему лиц грехом, в Туркмении, как увидим, с этим не очень-то считались. Наряду с полным именем — Мухаммет была распространена и краткая форма Мэммет, в которой пророк терял целый слог. Кроме того, весьма распространены были смешанные арабско-тюркские формы типа: Акмухаммет и Акмэммет («белый Мухаммед»), Мухаммедгулы («раб Мухаммеда»), Мухаммедберды («Мухаммед дал»), Нурмухаммет и Нурмет («сияние Мухаммеда») и др.

Среди женщин встречались имена жен Мухаммеда — Хатыджа (Хадиджа) и Эше (Айша); среди мужчин, первых приемников Мухаммеда, так называемых правоверных халифов: Омар, Осман, Алы. Имя первого из «святой» четверки — Абу-Бекир практически невстречалось. Интересно, что имя Алы в честь четвертого халифа Али, наиболее почитаемого в Иране и Азербайджане у мусульман-шиитов, встречалось и у туркмен, хотя они были суннитами.

Сравнительно широко была представлена религиозная титулатура: Молла («мулла»), Ымам («имам — предстоятель на молитве»), Ымамберды, Ымамгулы, Казы («духовный судья по основам шариата»), Хаджи («совершивший паломничество»), Сопы («суфий») и иные. Можно упомянуть также Овлятгулы («раб святого»), Кэбе («храм Каабы в Мекке — наивысшая святыня мусульман»), довольно редкое Ыслам («ислам») и Ысламгулы («раб ислама»). Привилегией женщин было арабское имя Дженнет («рай»). В прошлом в Туркмении насчитывалось 6 социально-религиознгых групп, считавшихся «священными»: ходжа, ших, сейит, махтум, ата, мюджевюр. Это также отразилось в антропонимии, т. е. личных именах туркмен. Например, Ходжа, Ходжак, Ходжаберды («ходжа дал»), Ходжагулы («раб ходжи»), Шихберды («ших дал»), Малым, Магтымгулы («раб махтума»), Сейит, Атагельды («ата пришел»), Атадурды («ата появился») и целый ряд других.

Конечно, далеко не все имена арабского происхождения у туркмен были связаны с религией. Среди них были те, что не утратили своих нарицательных значений и вошли в словарь туркменского языка: например, Джамал, Джемиле («красота, красивая»), Сахы («щедрый»), Керим («щедрый, милостивый») и т. п. Часть имен, связанных с исламом, была ираноязычного или ирано-тюркоязычного происхождения. Например, Ныгаммергулы («раб пророка» от иранского «пэйгамбер» — пророк и тюркского «гул» — раб), Пири (от иранского «пир» — руководитель суффийской общины), Пиргулы («раб пира»), Чарыяр (дословно «четыре друга» — иранское название четырех упомянутых халифов). Ишан (от иранского «они», позднее это местоимение превратилось у народов средней Азии в особый религиозный титул), Ишангулы («раб ишана»), Ишанберды («ишан дал») и т. д.

И, наконец, имена, непосредственно связанные с самим госиодом богом: арабоязычным (алла), ираноязычным (худай) и тюркоязычным (танры). Например, Аллаберды, Худайберды Танрыберды («бог дал»), а в приамударьинских и ташаузских районах еще и Аллаберен, Худайберен («богом данный»).

Как можно заметить из приведенного, далеко не полного списка «религиозных» имен, весьма значительную их часть составляют имена, связанные с понятием «дан» и «раб»: «дан богом», «раб бога» и т. д. Но в этом нет ничего удивительного, если вникнуть в психологию верующего человека. Ведь в дореволюционном прошлом вся масса населения была подчинена религиозной идеологии, которая, несмотря на атеистическую политикуруководства страны в советский период, в значительной степени сохраняла свою силу и после революции. В этом усердствовало духовенство, веками вбивая в головы верующих, что они «рабы» по отношению к верховному господину — богу, которому подчинены все явления человеческой жизни. Захочет бог — даст жизнь человеку. Захочет — отберет. Эти представления находили отражение и в именах, чему способствовало то же духовенство, принимавшее в прошлом активное участие при наречении новорожденного.

Количество религиозных имен пошло на убыль после Октябрьской революции 1917 г. И хотя они встречались еще сравнительно часто, давались уже как правило, лишь в знак уважения к памяти предков, носивших эти имена. Большие преобразования, произошедшие в культуре и быту туркменского народа, нашли свое отражение в появлении совершенно новоязычных имен — русских или западноевропейских, чаще всего, связанных с тем или иным выдающимся революционером или деятелем культуры. Например, имя Владимир, в честь В. И. Ленина, Маркс — в честь Карла Маркса, Тельман — в честь вождя немецкого пролетариата Эрнста Тельмана, Клара — в честь Клары Цеткин и т. д. Естественно, после распада Советского Союза и объявления Туркменистана суверенным государством подобного рода именами нарекать новорожденных перестали.

Выводы

Таким образом, арабское нашествие принесло новую религию — ислам, получившую неограниченное господство. А через религию в традиции наречения среднеазиатских и иных народов ворвались мощные потоки мусульманских имен. Однако туркменская традиция личных имен проявила завидное упорство, особенно у женщин, сохранив многие домусульманские имена. Дело в том, что арабские мусульманские имена давались при рождении муллой или кем-либо из верующих стариков. Однако в быту детям присваивались свои имена, которые стали основными, попадая даже нередко в официальные документы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафуров, А. Имя и история: Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков: словарь / А. Гафуров. — М., 1987.

2. По материалам Интернет-сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1141212660.

3. По материалам Интернет-сайта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. netler.ru/slovari/onomasticon.htm.

УДК 087.5:808.2-31

ОТРАЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ТУРКМЕН

В НАЦИОНАЛЬНОМ АНТРОПОНИМИКОНЕ

Акмурадов Довранч, Веллеков Сердар

Научный руководитель: к. ф. н., доцент И. М. Петрачкова

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

г. Гомель, Республика Беларусь

Введение

Несмотря на то, что основной чертой большинства туркменских личных имен является синкретизм все же значительная их часть, особенно у мужчин, имеет арабское происхождение. Такие имена пришли в Туркмению вместе с распространением ислама.

Материалы и методы

Основной целью исследования является установление генезиса туркменских личных имен, образованных от религиозных понятий, с помощью сравнительно-сопоставительного и этимологического анализа. Объектом изучения выступает группа туркменских антропонимов.

Результаты исследования и их обсуждение

Не следует думать, что все туркменские имена, связанные с исламом, арабского происхождения или звучат точно также как у арабов. Наоборот, среди туркмен, в отличие от многих соседей, где ортодоксальный ислам пустил более глубокие корни, арабские имена в первоначальной форме (например, Шерафуддин, Нуреддин, Наджмеддин и т. п.) встречались нечасто и в основном в семьях духовенства и феодально-байской верхушки. Основная же масса имен, связанных с исламом и арабоязычной основой, была приспособлена к нормам туркменского языка или же носила смешанный характер. Одними из наиболее распространенных в этой группе были имена, связанные с основателем мусульманской религии — Мухаммедом. Причем, хотя мусульманская догматика и считает малейшее искажение имени пророка или близких ему лиц грехом, в Туркмении, как увидим, с этим не очень-то считались. Наряду с полным именем — Мухаммет была распространена и краткая форма Мэммет, в которой пророк терял целый слог, а в приамударьинских и ташаузских районах встречалась и совсем уж коротенькая — Мэт, где от имени пророка почти ничего не оставалось. Кроме того, весьма распространены были смешанные арабско-тюркские формы типа: Акмухаммет и Акмэммет («белый Мухаммед»), Мухаммедгулы («раб Мухаммеда»), Мухаммедберды («Мухаммед дал»), Нурмухаммет и Нурмет («сияние Мухаммеда») и другие.

Среди женщин встречались имена жен Мухаммеда — Хатыджа (Хадиджа) и Эше (Айша); среди мужчин, первых приемников Мухаммеда, так называемых правоверных халифов: Омар, Осман, Алы. Имя первого из «святой» четверки — Абу-Бекир практически не встречалось. Интересно, что имя Алы в честь четвертого халифа Али, наиболее почитаемого в Иране и Азербайджане у мусульман-шиитов, встречалось и у туркмен, хотя они были суннитами.

Сравнительно широко была представлена религиозная титулатура: Молла («мулла»), Ымам («имам — предстоятель на молитве»), Ымамберды, Ымамгулы, Казы («духовный судья по основам шариата»), Хаджи («совершивший паломничество»), Сопы («суфий») и иные. Можно упомянуть также Овлятгулы («раб святого»), Кэбе (« храм Каабы в Мекке — наивысшая святыня мусульман»), довольно редкое Ыслам («ислам») и Ысламгулы («раб ислама»). Привилегией женщин было арабское имя Дженнет («рай»).

В прошлом в Туркмении насчитывалось шесть социально-религиознгых групп, считавшихся «священными»: ходжа, ших, сейит, махтум, ата, мюджевюр. Это также отразилось в антропонимии, т. е. личных именах туркмен. Например, Ходжа, Ходжак, Ходжаберды («ходжа дал»), Ходжагулы («раб ходжи»), Шихберды («ших дал»), Магтым, Магтымгулы («раб махтума»), Сейит, Атагельды («ата пришёл»), Атадурды («ата появился») и целый ряд других.

Конечно, далеко не все имена арабского происхождения у туркмен были связаны с религией. Среди них были те, что не утратили своих нарицательных значений и вошли в словарь туркменского языка: например, Джамал, Джемиле («красота, красивая»), Сахы («щедрый»), Керим («щедрый, милостивый») и т. п.

Часть имен, связанных с исламом, была ираноязычного или ирано-тюркоязычного происхождения. Например, Пыгаммергулы («раб пророка» от иранского «пэйгамбер» — пророк и тюркского «гул» — раб), Пири (от иранского «пир» — руководитель суффийской общины), Пиргулы («раб пира»), Чарыяр (дословно «четыре друга» — иранское название четырех упомянутых халифов), Ишан (от иранского «они», позднее это местоимение превратилось у народов средней Азии в особый религиозный титул), Ишангулы («раб ишана»), Ишанберды («ишан дал») и т. д.

И, наконец, имена, непосредственно связанные с самим господом богом: арабоязычным (алла), ираноязычным (худай) и тюркоязычным (танры). Например, Аллаберды, Худайберды Танрыберды («бог дал»), а в приамударьинских и ташаузских районах еще и Аллаберен, Худайберен («богом данный»).

Как можно заметить из приведенного, далеко не полного списка «религиозных» имен, весьма значительную их часть составляют имена, связанные с понятием «дан» и «раб»: «дан богом», «раб бога» и т. д. Но в этом нет ничего удивительного, если вникнуть в психологию верующего человека. Ведь в дореволюционном прошлом вся масса населения была подчинена религиозной идеологии, которая, несмотря на атеистическую политику руководства страны в советский период, в значительной степени сохраняла свою силу и после революции. В этом усердствовало духовенство, веками вбивая в головы верующих, что они «рабы» по отношению к верховному господину — богу, которому подчинены все явления человеческой жизни. Захочет бог — даст жизнь человеку. Захочет — отберет. Эти представления находили отражение и в именах, чему способствовало то же духовенство, принимавшее в прошлом активное участие при наречении новорожденного. Впрочем, это можно найти у любого народа: скажем, у ираноязычных народов распространены соответствующие туркменскому «бог дал» — Худайдад, Алладад, у славян, в том числе и у русских, — Богдан, и т. д.

После Октября численность религиозных имен пошла на убыль. И хотя они встречались еще сравнительно часто, давались уже, как правило, лишь в знак уважения к памяти предков, носивших эти имена. Большие преобразования, произошедшие в культуре и быту туркменского народа, нашли свое отражение в появлении совершенно новоязычных имен — русских или западноевропейских, чаще всего связанных с тем или иным выдающимся революционером или деятелем культуры. Например, имя Владимир, в честь В. И. Ленина, Маркс — в честь Карла Маркса, Тельман — в честь вождя немецкого пролетариата Эрнста Тельмана, Клара — в честь Клары Цеткин и т. д. Естественно, после распада Советского Союза и объявления Туркменистана суверенным государством подобного рода именами нарекать новорожденных перестали.

Выводы. Таким образом, арабское нашествие принесло новую религию – ислам, получившую неограниченное господство. А через религию в традиции наречения среднеазиатских и иных народов ворвались мощные потоки мусульманских имен. Однако туркменская традиция личных имен проявила завидное упорство, особенно у женщин, сохранив многие домусульманские имена. Дело в том, что арабские мусульманские имена давались при рождении муллой или кем-либо из верующих стариков. Однако в быту детям присваивались свои имена, которые стали основными, попадая даже нередко в официальные документы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафуров, А. Имя и история: Об именах арабов, персов, таджиков и тюрков / А. Гафуров // Словарь. — М., 1987.

2. По материалам Интернет-сайта http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1141212660.

3. По материалам Интернет-сайта http://www. netler.ru/slovari/onomasticon.htm.

УДК 616.831-005.4-005.1-018.74-008

НЕКОТОРЫЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ ГЕМОСТАЗА

ПРИ ИШЕМИИ-РЕПЕРФУЗИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У КРЫС

Алексеевич В. Р., Лелевич А. В.

Научный руководитель: ассистент Бегер Т. А.

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский университет»

г. Гродно, Республика Беларусь

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем современной медицины являются острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК). По данным Всемирной федерации неврологических обществ, ежегодно в мире регистрируется не менее 15.000.000 инсультов. По прогнозам исследователей к 2015 г. общее количество больных с инсультом составит 18 млн. человек, а к 2030 г. — 23 млн. При этом смертность от инсульта составит 6,5 млн в год к 2015 г. и 7,8 млн в год к 2030 г., если не будут предприняты активные глобальные меры по борьбе с этой «эпидемией». Но существует и другая тенденция — инсульт молодеет. В последние годы не менее 20 % ОНМК диагностируется у больных моложе 50 лет [1, 2, 3].

При церебральной ишемии ведущими патогенетическими звеньями являются угнетение аэробного гликолиза вследствие недостаточного снабжения головного мозга кислородом. Ввиду активации анаэробного гликолиза возникает энергодефицит, что несомненно приводит к нарушению баланса электролитов во внутри- и внеклеточном пространствах. Изменяется кислотно-основное равновесие в сторону ацидоза. Возникающие патологические изменения могут негативно сказываться на морфо-функциональном состоянии нейронов мозга и сосудистого эндотелия. И пока только имеются нарушения функции клеток, а структурных необратимых повреждений еще нет, существует возможность «спасти» эти клетки. Следовательно, для практической медицины особый интерес представляет не только патогенетические изменения при ишемии, но и так называемые реперфузионные изменения. В настоящее время применяются различные способы восстановления кровотока. Однако не всегда восстановление кровотока (реперфузия) несет в себе положительное значение и нивелирует каскад патологических реакций. Известно, что может возникать так называемый «реперфузионный синдром» [4].

Поступающий после гипоксии кислород включается в процессы свободнорадикального окисления, что ведет к цитотоксическому повреждению [5]. Повреждается не только ткань мозга, но и, вероятно, сосудистая стенка. Усугубляются мембранные повреждения, усиливается выход ионов калия из клеток и поступление в них ионов Na и воды, увеличивается внутриклеточная концентрация ионов кальция. Еще больше нарастает энергодефицит в зоне постишемической реперфузии [4]. Возникает повреждение сосудистой стенки, что может негативно сказываться на системе гемостаза.

В литературе встречается незначительное количество работ по исследованию системы гемостаза при ишемических и реперфузионных состояниях, что и определило цель работы.

Цель исследования

Изучить влияние ишемии-реперфузии головного мозга крыс на состояние некоторых параметров системы гемостаза.

Материалы и методы исследования

Эксперименты были проведены на 12 лабораторных крысах-самцах, массой 200–260 г. Все эксперименты были одобрены этическим комитетом. В эксперименте воспроизводился механизм реперфузионного повреждения головного мозга. Для создания реперфузионной модели ишемического повреждения на обе общие сонные артерии на 30 мин накладывались клипсы, после чего кровоток по общим сонным артериям восстанавливали, добиваясь реперфузии ранее ишемизированной ткани. Спустя 30 минут после восстановления кровотока катетеризировали общую сонную артерию и забирали кровь для исследований. Все хирургические процедуры проводили под наркозом.

Таким образом, в ходе исследований животные были разделены на 2 группы. Первую группу животных составили контрольные крысы (контроль) (n = 6), вторую — крысы с тридцатиминутной ишемией-реперфузией головного мозга (И-Р ГМ) (n = 6).

Активность тромбоцитарного звена системы гемостаза оценивали по изменению агрегационной способности тромбоцитов на агрегометре Solar. Коагуляционный гемостаз оценивали с помощью тромбоэластографии.

Для сравнения величин использовался непараметрический критерий Манна-Уитни. Различия считались статистически значимыми при р < 0,05. Статистическую обработку данных осуществляли с применением пакета «Statistica» 8.0.

Результаты и их обсуждение

При изучении агрегационной способности тромбоцитов отмечается увеличение степени агрегации тромбоцитов при 30-минутной реперфузии в 3,2 раза, по сравнению с контролем, р = 0,004.

При исследовании вторичного гемостаза отмечено уменьшение времени реакции (R) на 13,5 % у крыс с И-Р ГМ по сравнению с контрольной группой, р < 0,02. Время образования сгустка (К) у крыс с И-Р ГМ уменьшилось по сравнению с контрольной группой на 12,2 %, р < 0,04, константа тотального свертывания крови (Т) статистически значимо не изменилась у крыс с И-Р ГМ по сравнению с контролем. Максимальная амплитуда у крыс с И-Р ГМ уменьшилась на 33 % по сравнению с контрольными крысами, р < 0,007.

Выводы

В нашем исследовании отмечается негативное влияние реперфузионных повреждений на некоторые параметры системы гемостаза — активируются проагрегантные и прокоагулянтные свойства крови. Поэтому назначение препаратов, препятствующих активации системы гемостаза патогенетически обосновано не только с целью профилактики, но и с лечебной целью.