logo search
Ответы на билеты

82 Гигиена одежды и обуви. Характеристика различных материалов, в частности синтетических.

Основными гигиенич требованиями к одежде (О.) являются соответствие теплозащитной способности и воздухопроницаемости климату, интенсивности мышечной работы, состоянию здоровья. Конструкция и покрой О. должны обеспечивать в соответствии с меняющимися условиями регулирование тепло¬защитной способности и воздухопроницаемости, свободное дыхание и крово- и лимфообращение, максимальную свободу движений. Удалению влаги способствуют высокая влагоемкость и паронепроницаемость материалов, особенно бельевых. Этими свойствами в большей степени обладают натуральные материалы (льняные, хлопчатобумажные ткани, натуральный шелк и т. д.); синтетич. ткани, хорошо защищающие от атмосферной влаги и ветра, целесообразно использовать для наружного слоя О. При выборе теплозащитной О. следует заботиться об усиленной теплоизоляции ног, кистей рук, а также головы и поясницы.В целях профилактики переохлаждения рекомендуется избегать избыточной теплозащиты, особенно у детей, т. к. излишне теплая О. Вызывает активное потоотделение, что приводит к увлажнению О. и снижению ее тепло¬защитных свойств. Одежда для теплого времени года должна обеспечивать максимальную теплоотдачу и защищать тело от притока тепла извне, что может достигаться свободным покроем О., а также выбором для ее изготовления материалов, обладающих малой теплопроводностью (напр., льняные ткани) и способностью хорошо поглощать пот. От солнечной радиации хорошо защищает О., изготовленная из гладких материалов светлых тонов. Для жителей средней

полосы желательно, чтобы летняя О. способствовала максимальному

проникновению ультрафиолетовых лучей. В этом отношении целесообразно

ношение О. из вискозы и полиамидных волокон. Для жителей особо жарких и пустынных районов О. должна обеспечивать экранирование лучистого тепла. С гигиенич. точки зрения наиболее целесообразно изготовление летней О. из льняных, хлопчатобумажных тканей и натурального

шелка. Синтетич. ткани быстрее загрязняются, обладают способностью

накапливать статич. электричество и нарушать дыхательную функцию кожи, иногда способствуют возникновению аллергич. расстройств. О. из синтетич. тканей требует более частой стирки. Обувь должна быть удобной, предохранять от стопу от механических повреждений, поддерживать амортизационную и рессорную функцию стопы, соответствовать её анатомо-физиологическим особенностям , условиям труда и быта, времени года и климату. Тесная и узкая О. может привести к нарушению функции сводов стопы и развитию плоскостопия; изменению формы стопы в виде молоткообразных пальцев, отклонению большого пальца наружу и IV—V пальцев внутрь; к ограничению или потере подвижности сустава; образованию вросшего ногтя и др. Нарушение (в результате сдавления) крово- и лимфообращения в стопе может вызвать ее отечность, а в холодную и сырую погоду способствует быстрому охлаждению, создавая предпосылки для отморожения. Ношение слишком просторной О. способствует образованию потертостей и мозолей. Ношение О. на слишком высоком каблуке приводит к избыточному сокращению икроножных мышц, расслаблению передних мышц голени и связок голеностопного сустава. Следствием этого может быть подвертывание стопы, растяжение связок и вывихи в голеностопном суставе. Особенно противопоказано ношение О. с высоким каблуком подросткам, т. к.это может вызвать у них искривление позвоночника, изменение формы таза, смещение внутренних органов. Наиболее гигиеничной является кожаная О. на кожаной подошве, т. к. она достаточно прочна, воздухопроницаема и пластична. Искусственные материалы, используемые для верха О., синтетич. утеплители и подошвенные материалы по эксплуатационным свойствам превосходят натуральную кожу, но в гигиенич. Отношении по ряду показателей (напр., влагоемкости, паропроницаемости) уступают ей. Резиновая О. рекомендуется только для кратковременного ношения.

ВОПРОСЫ

1 Предмет и задачи гигиены. Крупнейшие отечественные гигиенисты. Значение гигиенических знаний для лечащих врачей.

2 Охрана окружающей среды как государственная гигиеническая

проблема. Роль гигиены в решении экологических задач.

3 Метеорологические условия и их влияние на организм человека. Значение

физических факторов внешней среды в теплообмене организма,

4 Погода и климат. Их гигиеническая оценка. Понятие об

акклиматизации.

5 Температура воздуха. Теплообмен организма и механизм

терморегуляции.

6 Переохлаждение организма. Профилактика.

7 Перегревание организма. Профилактика.

8 Гигиеническое значение влажности воздуха, влияние на организм.

9 Атмосферное давление, его влияние на организм.

10 Движение воздуха, его влияние на организм, гигиеническая оценка.

11 Понятие об охлаждающей способности внешней среды.

12 Гигиенические требования к отоплению зданий, в частности больниц.

13 Вентиляция помещений, в частности больниц.

14 Гигиеническое значение различных видов пыли, их свойства. Роль в

патологии человека.

15 Гигиеническая оценка нормального химического состава воздуха; значение и

регламентация содержания углекислоты в воздухе помещений.

16 Окись углерода и сернистый газ, источники, гигиеническое значение. Меры

профилактики.

17 Солнечная радиация. Гигаеническое значение ультрафиолетовой радиации.

Профилактика ее недостаточности.

18 Ионизация воздуха, ее физиологическое и 1 гигиеническое значение,

19 Гигиеническая оценка факторов малой интенсивности (циркадные ритмы,

геомагнитное поле земли и т. д.).

20 Микрофлора воздуха закрытых помещений и ее эпидемиологическое значение.

Мероприятия по оздоровлению воздушной среды.

21 Гигиеническая оценка основных атмосферных загрязнений в

промышленных городах и меры профилактики.

22 Регуляция водного обмена. Питьевой режим.

23 Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды, нормы

потребления, гигиенические требования, предъявляемые к питьевой воде.

24 Источники водоснабжения, их гигиеническая характеристика и

методы исследования.

25 Системы водоснабжения. Устройство и эксплуатация колодцев,

центральное водоснабжение.

26 Санитарно-гигиеническая разведка водоисточников. Основные

показатели загрязнения воды органическими веществами.

27 Гигиеническая оценка воды по химическому и бактериологическому

показателям и установленные нормы.

28 Способы очистки воды в стационарных и полевых условиях.

29 Способы обеззараживания воды на водопроводных станциях и в полевых

условиях.

30 Гигиена почвы, физические и химические свойства,

эпидемиологическое значение.

31 Очистка населенных мест и утилизация отходов.

32 Гигиенические требования к планировке, застройке и санитарному

устройству городов и сел.

33 Благоустройство населенных мест, зеленые насаждения, их

гигиеническое значение, нормы озеленения.

34 Санитарная экспертиза жилых и общественных зданий. Виды

санитарного надзора.

35 Гигиеническая характеристика строительных, в частности,

полимерных материалов и требования к ним. Борьба с сыростью.

36 Гигиенические требования к планировке и внутренней отделке помещений в

квартирах и общественных зданиях.

37 Гигиенические требования к освещению жилых и общественных зданий.

38 Физиология труда, причины утомления и профилактика

переутомления.

39 Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных

заболеваниях.

40 Профессиональные вредности, обуславливаемые физическими

факторами на производстве и меры профилактики.

41 Профессиональные заболевания, вызываемые пылью и меры

профилактики. Основные мероприятия по улучшению состояния воздуха

рабочей зоны.

42 Гигиеническая характеристика шума и вибрации на производстве и в быту.

Профилактика их вредного влияния.

43 Гигиеническая оценка и основные правила применения пестицидов в

сельском хозяйстве.

44 Гигиена детей и подростков, ее содержание и задачи. Проблема

акселерации. Профориентация учащихся.

45 Гигиенические требования к школьному участку, зданию и классам.

46 Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели и учебным

пособиям.

47 Лечебно-оздоровительные мероприятия в школе с целью

предупреждения различных отклонений в состоянии здоровья детей

и физическом развитии. Роль физического воспитания, его формы и средства.

Режим занятий.

48 Близорукость, дефекты осанки у школьников, их причина и

профилактика.

49 Питание как фактор здоровья.

50 Чувство сытости, усвояемость пищи и факторы, их определяющие,

51 Режим питания. Его физиологическое обоснование.

52 Значение белков в питании. Нормы потребления.

53 Роль жиров в питании человека, нормирование потребления.

54 Роль углеводов в питании человека. Нормирование потребления их в связи с

тучностью - значение пищевых волокон.

55 Значение минерального состава пищи, роль кальция и фосфора, нормы

потребления.

56 Роль микроэлементов в питании человека (йод, медь, цинк, кобальт, селен

и др.)

57 Жирорастворимые витамины, потребность и источники поступления.

58 Витамины группы В. Их биологическое значение и содержание в натуральных

пищевых продуктах, способы обогащения ими пищевых рационов.

59 Значение витамина С. Содержание в пищевых продуктах и способы

дополнительной витаминизации пищи.

60 Понятие о гипо - и авитаминозах. Причины их возникновения и меры

профилактики.

61 Санитарно-гигиеническая характеристика хлеба, крупяных изделий и мучных

изделий.

62 Санитарно-гигиеническая характеристика молока и молочных

продуктов.

63 Санитарно-гигиеническая характеристика мяса и мясных продуктов.

64 Паразиты мяса, способы обнаружения и обезвреживания.

65 Гигиеническая характеристика рыбных продуктов. Профилактика заболеваний,

передаваемых рыбами.

66 Особенности питания детей и подростков.

67 Особенности питания лиц пожилого возраста.

68 Классификация пищевых отравлений микробного происхождения и их

профилактика.

69 Пищевые отравления немикробного происхождения и их

профилактика.

70 Гигиенические требования к устройству и оборудованию пищевых блоков.

71 Основы радиационной гигиены. Ионизирующие излучения, их

характеристика и источники, активность.

72 Принципы определения радиоактивного загрязнения различных объектов

внешней среды. Эффекты ионизирующих излучений.

73 Понятие о дозиметрии. ПДД. Методы определения дозы.

74 Профилактика облучения при работе с закрытыми источниками ионизирующих

излучений.

75 Профилактика облучения при работе с открытыми источниками ионизирующих

излучений.

76 Понятие о здоровом образе жизни.

77 Роль закаливания организма, его виды, основные принципы.

78 Закаливание солнцем, методики, практические рекомендации.

79 Закаливание водой, практические рекомендации.

80 Закаливание воздухом.

81 Гигиена кожи, зубов, -полости рта