46. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели и учебным пособиям.
Школьная мебель, размеры школьной парты (высота стула, его
глубина, угол наклона крышки, дифференциация, дистанция спинки и сиденья и т.д.) должны строго соответствовать росту и пропорциям тела ребенка. В настоящее время предусматривается изготовления пяти номеров мебели с буквенной системой нумерации, а именно: А- рост до 130см, Б-131-145; В-146-160, Г-161-175, Д-более 176см. К учебным пособиям также предъявляют гигиенические требования. Соблюдение требований к
школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для органов зрения. Не меньшее значение имеет четкость и размеры шрифта,минимальная высота которого установлена в 1,75мм для учебников старших классов и 2,1-2,4 –для младших классов. Для зрительного восприятия текста важным явл соблюдение расстояния между отдельными буквами, словами, строками.
47 Лечебно-оздоровительные мероприятия в школе с целью предупреждения различных отклонений в состоянии здоровья детей и физическом развитии. Роль физического воспитания, его формы и средства. Режим занятий.
Школьный врач и медицинская сестра осуществляют всю плановую ревакцинацию и все противоэпидемические мероприятия. С участием школьного врача проводится вся система мероприятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и школах, а также работа по трудовому воспитанию, гигиене обучения в школах, профориентации. Младший медицинский персонал (медицинская сестра или фельдшер) в детском саду и школе помогает при проведении углубленных и профилактических осмотров, проверяет соблюдение детьми правил личной
гигиены, контролирует выполнение режима дня в учреждении, организацию
питания детей, хранение продуктов и т. д. Физическое развитие детей и
подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Поэтому оценка физического развития включается в любую программу оценки состояния здоровья детей и подростков. Физическое развитие отражает
общий уровень социальных и гигиенических условий жизни; оно означает
совокупность морфологических и функциональных свойств организма,
характеризующих процесс его роста и созревания. Для характеристики
физического развития используются основные антропометрические признаки (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрические
(жизненная емкость легких, мышечная сила) и соматоскопические (состояние костной и мышечной систем, жироотложение, половое развитие). Рациональный режим дня предусматривает: 1) правильную организацию урока; 2) нормирование общего количества ежедневных и еженедельных уроков; 3) регламентацию продолжительности уроков и перемен; 4) рациональное построение занятий в течение учебного дня, недели; 5) число и продолжительность каникул.
- 1 Предмет и задачи гигиены. Крупнейшие отечественные гигиенисты. Значение гигиенических знаний для лечащих врачей.
- 2 Охрана окружающей среды как государственная гигиеническая проблема.
- 5 Температура воздуха. Теплообмен организма и механизм терморегуляции.
- 6 Переохлаждение организма.
- 9 Атмосферное давление, его влияние на организм.
- 11 Понятие об охлаждающей способности внешней среды.
- 13 Вентиляция помещений, в частности больниц.
- 14 Гигиеническое значение различных видов пыли, их свойства. Роль в патологии человека.
- 15 Гигиеническая оценка нормального химического состава воздуха; значение и регламентация содержания углекислоты в воздухе помещений.
- 16 Окись углерода и сернистый газ, источники, гигиеническое значение. Меры профилактики.
- 17 Солнечная радиация. Гигиеническое значение ультрафиолетовой радиации.
- 18 Ионизация воздуха, ее физиологическое и гигиеническое значение.
- 19 Гигиеническая оценка факторов малой интенсивности (циркадные ритмы, геомагнитное поле земли).
- 20.Микрофлора воздуха закрытых помещение. Ее эпидемиологическое значение.
- 21 Гигиеническая оценка основных атмосферных загрязнений в промышленных городах и меры профилактики.
- 22 Регуляция водного обмена. Питьевой режим.
- 23 Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды, нормы потребления, гигиенические требования, прдъявляемые к питьевой воде.
- 24.Источники водоснабжения, их гигиеническая характеристика и методы
- 25 Системы водоснабжения.
- 26. Санитарно-гигиеническая разведка водоисточников. Основные показатели загрязнения воды органическими веществами.
- 27 Гигиеническая оценка воды по химическому и бактериологическому показателю и установленные нормы.
- 28 Способы очистки воды в стационарных и полевых условиях.
- 29 Способы обеззараживания воды на водопроводных станциях и в полевых условиях.
- 30 Гигиена почвы, физические и химические свойства, эпидемиологическое значение.
- 31 Очистка населенных мест и утилизация отходов.
- 32 Гигиенические требования к планировке, застройке и санитарному устройству городов и сел. Основные мероприятия по охране городской среды.
- 33 Благоустройство населенных мест, зеленые насаждения, их
- 36 Гигиенические требования к планировке и внутренней отделке помещений в квартирах и общественных зданиях.
- 37 Гигиенические требования к освещению жилых и общественных зданий. Освещение.
- 38 Физиология труда, причины утомления и профилактика переутомления.
- 39 Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных заболеваниях.
- 40 Профессиональные вредности, обуславливаемые физическими факторами на производстве и меры профилактики.
- 41 Профессиональные заболевания, вызываемые пылью и меры профилактики. Основные мероприятия по улучшению состояния воздуха рабочей зоны.
- 42 Гигиеническая хар-ка шума и вибрации на производстве и в быту. Профилактика их вредного влияния.
- 43 Гигиеническая оценка и основные правила применения пестицидов в сельском хозяйстве.
- 44 Гигиена детей и подростков, ее содержание и задачи. Проблема
- 45 Гигиенические требования к школьному участку, зданию и классам.
- 46. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели и учебным пособиям.
- 48.Близорукость, дефекты осанки у школьников, их причина и профилактика.
- 49 Питание как фактор здоровья.
- 50 Чувство сытости, усвояемость пищи и факторы, их определяющие.
- 51 Режим питания. Его физиологическое обоснование.
- 52 .Значение белков в питании. Нормы потребления.
- 53 Роль жиров в питании человека, нормирование потребления.
- 54 Роль углеводов в питании человека. Нормирование потребления их в связи с тучностью- значение пищевых волокон.
- 55 Значение минерального состава пищи, роль кальция и фосфора, нормы потребления.
- 58 Витамины группы в. Их биологическое значение и содержание в натуральных пищевых продуктах , способы обогащения ими пищевых рационов.
- 59 Значение витамина с. Содержание в пищевых продуктах и способы
- 60 Понятие о гипо- и авитаминозах. Причины их возникновения и меры профилактики.
- 61 Санитарно-гигиеническая характеристика хлеба, крупяных изделий
- 62 Санитарно-гигиеническая характеристика молока и молочных продуктов.
- 64 Паразиты мяса, способы обнаружения и обезвреживания.
- 65 Гигиеническая характеристика рыбных продуктов. Профилактика заболеваний передоваемых рыбами.
- 67.Особенности питания лиц пожилого возраста.
- 68.Классификация пищевых отравлений микробного происхождения и их профилактика.
- 69 Пищевые отравления немикробного происхождения и их профилактика.
- 71 Основы радиационной гигиены. Ионизирующее излучение (ии), характеристика, источники, активность.
- 72 Принципы определения радиактивного загрязнения различных объектов внешней среды.
- 73 Понятие о дозиметрии. Пдд. Методы определения дозы.
- 74 Профилактика облучения при работе с закрытыми источниками ионизирующего излучения.
- 75 Профилактика облучения при работе с открытыми источниками ионизирующего излучения.
- 76 Понятие о здоровом образе жизни.
- 79 Закаливание водой
- 80 Закаливание воздухом.
- 81 Гигиена кожи, зубов, полости рта.
- 82 Гигиена одежды и обуви. Характеристика различных материалов, в частности синтетических.