logo search
курсовая-1

1.1. Социально-культурная деятельность. Ее цели и задачи.

Сначала определимся, Что же такое социально-культурная деятельность? По Ариарскому М. А. Социально – культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

В своей работе «Социально-культурная деятельность» Красильникова и Чижов подробно рассматривают вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации, который имеет несомненное методологическое значение.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом – «отправление», «деятельность».

Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и в нерабочее/в неучебное время.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Функции подвергаются изменению во времени – от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные, основные, присущие большинству социально-культурных институтов, и вспомогательные, временные, которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках.

В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой человеком на профессиональной/ непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.

Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению.

Творческое начало социально-культурной деятельности включает в себя множество основных «опорных элементов» – это и кино, и телевидение, и техническое творчество, и спорт, и прикладной труд, и художественное творчество, и природно-экологическая деятельность, и чтение и т. д. Оно способствует повышению эрудиции, потреблению духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.). Культурогенные начала изначально составляют качественную суть социально-культурной деятельности.

Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, творческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно относить к сфере их досуга.

Резкое снижение активности населения в культурной жизни свидетельствует о необходимости усиления культурогенных начал, безусловно стимулирующих социально-культурную активность людей. Социологи подсчитали, что у людей в домашнем пользовании насчитывается около 40 миллиардов книг, но в то же время интерес к книге у детей крайне низок. Это социальная трагедия, которая не может оставить равнодушным каждого человека.

Красильникова и Чижов отмечают, что становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий. Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки технологии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множества прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования современных социально-культурных технологий.

В своей книге «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников пишут, что характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров ХХI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов

Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

В своей работе «Социально-культурная деятельность» Киселева и Красильников отмечают, что значение народной художественной культуры и профессионального искусства России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоёв населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства – кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.

Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.

С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса – исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика организации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.

Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.

По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.

 Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.

Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.