logo
БЖ лекции

5. Методы прогнозирования и оценка обстановки

Силы и средства наблюдения и контроля входят в состав Сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК), являются составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924) включают в себя:

1. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль над состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

2. Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

3. Ветеринарную службу Минсельхозпрода России;

4. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

5. Геофизическую службу Российской академии наук;

6. Службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

7. Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

8. Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

9. Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

В целом, в результате деятельности перечисленных организаций и служб, осуществляется государственный надзор, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природных процессов и явлений, продуктов питания, различных материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря их деятельности удается в определенной мере предупредить многие ЧС, прогнозировать и своевременно оповестить об угрозе возможного их возникновения соответствующие органы управления и население.

ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКОЙ ОБСТАНОВКИ

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.

Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.

Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.

Оценка обстановки включает:

- решение основных задач по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

- организацию и порядок использования сил и средств для ликвидации ЧС;

- максимальное обеспечение мер по уменьшению людских и материальных потерь.

Оценка медико-тактической обстановки в очаге АОХВ –это учет тех факторов, которые влияют на организацию медицинского обеспечения населения.

К таким факторам относятся:

1) класс токсичности АОХВ;

2) группа, к которой относится химическое соединение по клиническим проявлениям;

3) тип очага;

4) характер формирования санитарных потерь;

5) мероприятия по профилактике поражений и организации медицинской помощи пораженным лицам в ЧС.

Оценка медико-тактической обстановки при авариях на АЭС обусловлена:

1) масштабом аварии;

2) характером радиационного воздействия;

3) фазой аварии;

4) зоной радиационного загрязнения;

5) ожидаемыми биологическими эффектами радиационного воздействия;

6) необходимыми мерами по профилактике радиационных поражений;

7) организацией медицинской помощи пораженным лицам.