logo
БЖ лекции

3. Основы организации медико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычайных ситуациях

Медико-психологическая защита является комплексом мероприятий, проводимых для предупреждения или максимального ослабления воздействия на население и спасателей повреждающих факторов. Она включает в себя: профилактику и устранение панических реакций; морально-психологическую подготовку населения и спасателей и психотерапию возникших нервно-психических расстройств.

Профилактика и устранение панических реакций

Паника – это чувство страха, охватившее человека или группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. Резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свое поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку. В таких условиях происходит утрата степени сознательного руководства и случайный захват «руководства» действиями людей лицами, находящимися в состоянии страха и действующими бессознательно, автоматически. Эти лица с яркостью поведения и речи (криками) возбуждают окружающих и фактически увлекают за собой людей, находящихся в данный момент в состоянии страха, суженного восприятия окружающей обстановки и действующих автоматически, бессознательно, без оценки сложившейся ситуации. Людская масса начинает слепо подражать таким паникерам, возникает «стадный инстинкт».

Меры предупреждения и борьба с возникшими паническими реакциями:

- обучение проблемам обеспечения безопасности и воспитательная работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

- профессиональный психологический отбор лиц для работы в опасных условиях труда и особенно руководителей производственных коллективов;

- достоверное, убедительное и достаточно полное информирование населения о случившемся;

- своевременные действия волевых сознательных людей;

- привлечение людей к общему ходу работ, как способ отвлечения их от неформального лидера.

Человек, работающий на опасных производствах, должен:

- иметь психологическую готовность к действиям в ЧС;

- знать свои обязанности по профилактике и остановке ЧС;

- нести ответственность не только за возникновение несчастных случаев, но и за характер своих действий при руководстве массами людей;

Морально-психологическая подготовка населения и спасателей

Любой человек может оказаться вовлеченным в чрезвычайную ситуацию, но проявления (мобилизация или наоборот – ослабление) его внутренних ресурсов будут обусловлены его морально-психологической устойчивостью. Именно от психического состояния зависит готовность человека к осознанным, последовательным, уверенным действиям в условиях сложившейся обстановки.

От морально-психологической устойчивости спасателей в немалой степени зависит следующее – какого качества и в какие сроки будут проведены спасательные работы.

У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других – психологический шок, сопровождаемый оцепенеем мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному.

Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со случившимся, слабая морально-психологическая подготовка – все это ведет к формированию психических расстройств. Для того чтобы их избежать, нужна постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств. Главным здесь является максимальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте или на объекте. Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практика и еще раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий с населением, а тем более с личным составом формирований (подразделений) нужно давать не только словесное описание нужных действий и ограничиваться показом кино- и видеофильмов, а обязательно отрабатывать приемы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит сознательное многократное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений.

Особое значение приобретает подготовка коллективов (всех тружеников предприятий, организаций и учреждений) к повышению стойкости к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно с учетом предназначения каждого формирования и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это нужно на учениях и тренировках.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей – один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива, парализуют волю.

Подготовка населения в области защиты от ЧС является государственной задачей. Это значит, что обучение и морально-психологическая подготовка людей должны быть подняты на новый качественный уровень, приобрести организованный, массовый характер и проводиться повсеместно. Правительство РФ своим Постановлением от 24 июля 1995 г. определило «Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС». Такая подготовка должна приобрести всеобщий, государственный масштаб и проводиться по соответствующим возрастным или социальным группам, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая неработающим населением по месту жительства. А подготовку всей учащейся молодежи проводить в учебных заведениях в учебное время по специальным программам. С целью проверки подготовки населения, привития ему практических навыков для разумных и расчетливых действий в чрезвычайных ситуациях, Правительство требует регулярно проводить командно-штабные, тактико-специальные, комплексные учения и тренировки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.

Формирование таких морально-боевых и психологических качеств как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, умение выдерживать предельные физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью системы обучения и воспитания населения России для действий в любых чрезвычайных ситуациях.

Организация психотерапевтической помощи при возникновении нервно-психических расстройств у пораженных лиц в ЧС

В психологической реабилитации участвуют все жертвы чрезвычайных ситуаций. Ими являются не только пострадавшее население, но и медицинские работники, спасатели. Психологическая помощь жертвам оказывается различными специалистами – психиатрами, психотерапевтами и психологами. Причем, как показывает опыт разных стран мира, максимально плодотворным является комплексный подход к оказанию психологической помощи таким жертвам, т.е. когда происходит тесное взаимодействие указанных специалистов.

На основании методических рекомендаций Минздрава России № 202/144 (2002 г.) «Оказание психологической и психиатрической помощи в ЧС» помощь пострадавшим организуется с использованием действующих отделений: «Телефон доверия», кабинетов социально-психологической помощи, отделений кризисных состояний, психотерапевтических бригад специализированной медицинской помощи.

В отделениях «Телефон доверия» выделяются отдельные номера телефонов для работы с пострадавшими в ЧС в режиме «Горячая линия», которая работает ежедневно, круглосуточно, без перерывов. Номера телефонов «Горячей линии» на период ЧС объявляются населению с использованием средств массовой информации (примером является информация в метро – о психологических проблемах и мерах помощи).

Кабинеты социально-психологической помощи учреждений здравоохранения работают ежедневно, круглосуточно, без перерывов. В их задачи входит оказание, в том числе в эпицентре ЧС, амбулаторной помощи лицам с психическими расстройствами, возникшими в ЧС. Отделения кризисных состояний учреждений здравоохранения работают ежедневно, круглосуточно, без перерывов. В их задачи входит оказание стационарной помощи лицам с психическими расстройствами, возникшими в ЧС. Врачебные и фельдшерские бригады скорой психиатрической помощи учреждений здравоохранения работают ежедневно, круглосуточно, без перерывов, во взаимодействии с кабинетами социально-психологической помощи, отделениями кризисных состояний, психоневрологическими диспансерами, диспансерными отделениями и кабинетами, психиатрическими больницами.

Психотерапевтические бригады. Их задачами их являются:

- организация и проведение медицинской сортировки пораженных нервно-психическими расстройствами;

- своевременная и быстрая эвакуация пострадавших из очага поражения;

- организация и оказание неотложной и специализированной психотерапевтической помощи в ближайших к зоне чрезвычайной ситуации стационарах (ЦРБ);

- сочетание лечебных и реабилитационных мероприятий.

При организации работ в ранний период катастрофы несомненно важное значение имеют опыт работы, уровень квалификации реакций, развитая интуиция, высокий профессионализм и психологическая совместимость членов спасательных, в том числе и врачебно-сестринских бригад. Оценка острых клинически выраженных психических и психотических состояний на уровне реакций (так называемый диагноз узнавания). Своевременное выявление истерически декомпенсированных личностей, охваченных ужасом и страхом, так как этот контингент составляет группу повышения риска развития паники.

Медицинская сортировка пораженных лиц в ЧС с психическими расстройствами:

- первая группа пораженных с нарушением психики представляет опасность для себя и окружающих. Психогенные аффективно-шоковые реакции с возбуждением или ступором;

- вторая группа нуждается в мероприятиях первой врачебной помощи. В случае недостаточно эффективной терапии эта группа направляется в психоизолятор;

- третья группа нуждается в отсроченной медицинской помощи, которая может быть оказана в психоневрологическом стационаре;

- четвертая группа пораженных – это лица с наиболее легкими формами психических расстройств. Такие пациенты, после введения успокаивающих средств и непродолжительного отдыха, могут приступить к трудовой деятельности.

Критерии сортировки: 1. оценка состояния сознания (нарушения есть или их нет); 2. оценка двигательных расстройств (психомоторное возбуждение есть или его нет); 3. особенности эмоционального состояния (возбуждение, депрессия, страх, тревога).

Неотложная помощь с помощью купирования:

- аффективного возбуждения при сохраненном контакте с пострадавшими при помраченном сознании;

- психогенного или депрессивного ступора;

- психогенного и депрессивного ступора;

- судорог или эпилептического статуса;

- явлений тяжелой абстиненции, делирия;

- развившихся острых психотических состояний.

Первостепенной целью медикаментозной терапии нервно-психических расстройств является купирование острого состояния путем применения нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов и их комбинаций. При задержке эвакуации в стационар, производятся повторные инъекции возбужденным пострадавшим, и за 20-30 мин до начала эвакуационных мероприятий.

Объем специализированной психотерапевтической помощи пострадавшим в ближайших к зоне чрезвычайной ситуации стационарах включает проведение следующих лечебно-профилактических мероприятий: 1. организация психиатрического лечения лицам с психическими расстройствами, оставленными для лечения на месте; 2. медикаментозная подготовка лиц с психическими расстройствами к эвакуации в психиатрический стационар.

После выполнения задач распоряжением территориального органа здравоохранения психотерапевтическая бригада может быть оставлена в случае необходимости для работы в ближайших к зоне чрезвычайной ситуации стационарах для оказания специализированной психотерапевтической помощи как пораженным, так и ликвидаторам последствий чрезвычайной ситуации.

Штат бригады: врачи – 2 чел., медсестры – 2 чел., санитары – 2 чел., водитель-санитар – 1 чел.

Все лица с нарушением сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания первой врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар. Особую группу составляют пострадавшие, у которых, наряду с основным поражением – травмой, ожогом, интоксикацией, радиационным поражением, – имеются и психические расстройства. Они должны эвакуироваться в соответствующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (профилактику) нервно-психических нарушений.

Пострадавшие с выраженной симптоматикой при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы, эмоциональных расстройств могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на короткий срок (до суток) для врачебного наблюдения. В случае выздоровления или улучшения состояния здоровья, они возвращаются к выполнению обычных обязанностей. Выделение этой группы чрезвычайно важно по ряду причин: во-первых, это обеспечивает привлечение к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам более значительного числа людей; во-вторых, исключается нерациональное использование транспорта для эвакуации их в больницы; во-вторых, снижается загрузка психоневрологических больниц.

Структура деятельности медицинских специалистов (психиатров, психотерапевтов) по данным работы Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП):

1. Оказание первой врачебной помощи в очаге ЧС пострадавшим на догоспитальном этапе. Эту помощь обязаны оказывать все специалисты с высшим медицинским образованием. В очаге ЧС данную помощь начинают оказывать те медицинские специалисты, чьи службы прибывают в очаг ЧС раньше других. Медицинские специалисты мобильной службы ЦЭПП в очаге ЧС оказывают первую врачебную помощь в случае отсутствия медицинских специалистов других служб.

2. Оказание специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи в очаге ЧС пострадавшим на догоспитальном этапе. Специалисты оказывают в очаге ЧС психотерапевтическую помощь всем пострадавшим. Под пострадавшими следует рассматривать не только первично пострадавших, но и вторично (например, родственников, специалистов различных служб и т.п.).

3. Оказание специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи пострадавшим в ЧС на последующих этапах (после прекращения действия чрезвычайных стрессогенных факторов). Оказание помощи определяется психотерапевтической симптоматикой у пострадавших.

Заключение

За два последних десятилетия количество чрезвычайных ситуаций увеличилось почти вдвое, что неудивительно, ведь рост населения земного шара и его плотности, особенно в мегаполисах, внедрение новых технологий, изменение экологической обстановки, накопление и концентрация потенциально опасных производств обострили проблемы защиты людей, объектов экономики и окружающей среды от нарастающей природной и техногенной опасности.

Возрастание количества ЧС приводит к увеличению числа лиц с острой реакцией на стресс, равно как и числа вторичных жертв. Одновременно с этим имеет место накопление в социуме личностей с такими пролонгированными расстройствами, как посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство адаптации. Считается, что каждый пятый пострадавший становится после этого пациентом психиатрических клиник, психологов. Действительно, экстремальные условия ЧС, в том числе непосредственная угроза жизни людей, отрицательно воздействуют на их психику, вызывая психологическую и эмоциональную напряженность. В результате у одних это сопровождается мобилизацией внутренних ресурсов, у других – снижением или срывом работоспособности, ухудшением здоровья, психологическими стрессовыми явлениями.

Именно поэтому расстройства психики в ЧС занимают особое место. Они могут возникать одновременно у большого количества людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также проведения всех возможных мероприятий медицинской защиты.

Анализ проблем обеспечения безопасности людей в психологической плоскости формулирует и новые задачи в процессе развития личности: стремление к сохранению психического и физического здоровья, повышению психологической устойчивости. Профессиональную разработку всех аспектов обеспечения безопасности людей должны обеспечить специальные психологические службы и научно-практические центры.

В этом свете профессиональная задача психологов заключается в том, чтобы повысить психологическую устойчивость граждан к быстро изменяющимся условиям реальной жизни при возникновении чрезвычайных ситуаций, в периоды социально-политических и экономических изменений, а также обеспечить психологическую поддержку и реабилитацию населения на всех этапах ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важно действовать в интересах защиты психического и духовного здоровья человека и общества, законодательно закрепить право государства на защиту своих граждан от психотравмирующих воздействий как отдельных людей, так и общественных органов и организаций.