Введение
Стандарты становятся важной проблемой современной медицины. Их разработка и внедрение в повседневную лечебную практику является процессом сложным и не слишком быстрым, который должен проходить планомерно, с учетом всех социальных и материальных факторов. Только при таком подходе стандарты станут стимулом совершенствования и развития практики здравоохранения, от которого выигрывают все и больные, и медицинские работники, и руководители здравоохранения, и следовательно, государство.
Стандартизация является попыткой приведения процессов, предметов и навыков к единому образу. При этом она, как и всякий процесс, имеет ряд достоинств и недостатков. К главным достоинствам стандартов и стандартизации следует отнести возможность сравнить какие-то действия и их результат с образом, на который следует ориентироваться. Главным недостатком стандартизации является связывание инициативы, ограничение творчества, универсализация работы. Впрочем, при определенных обстоятельствах последний недостаток стандартизации нередко является ее серьезным достоинством. Врач ставится в рамки стандарта, отчего безопасность больного повышается.
Главной целью создания и применения стандартов в анестезиологии и реаниматологии является совершенствование действий специалиста и безопасность больного в период воздействия факторов хирургической травмы, в условиях критического состояния пациента. Алгоритм, каковым является по своей сути стандарт, делает поведение врача в условиях критического состояния пациента более рациональным и последовательным. Стандарт требует, чтобы врач заранее продумал техническое оснащение, необходимое для определенных ситуаций. Причем под оснащением подразумевается не только необходимые приборы, но и инструменты, медикаменты, трансфузионные препараты и системы и т.п.
Наконец, стандарт предусматривает умение специалиста выполнить то или иное действие и, следовательно, требует от него знаний и предварительной тренировки. В конечном счете, стандарты повышают безопасность больного, расширяют терапевтические возможности врача и улучшают результаты его работы.
Стандартизация никогда не имеет недостатков, если соблюдается весьма важное условие: стандарты должны применяться осмысленно. Невозможно никакой самой подробной стандартизацией предусмотреть огромное количество факторов и сочетаний, встречающихся в анестезиологии и реаниматологии и рационально отразить их в стандарте. Если это и будет сделано, то полученное произведение будет уже не стандартом, а руководством, которое полезно, но преследует другие цели. Следовательно, стандарт должен восприниматься и создаваться не как полное и подробное руководство к действию при конкретной ситуации, а лишь как норматив, как своего рода шпаргалка. Это означает, что стандарт требует обязательного глубокого осмысления, и попытка использовать его как инструкцию, за которую отвечает тот, кто ее создавал, и тот, кто ее нарушил, заведомо обречена на неуспех. Таким образом, принципиальное отличие стандарта от инструкции заключается в том, что стандарт требует адекватной квалификации специалиста и стимулирует его к постоянному осмысливанию своей работы. Абсолютизация стандарта вместо его творческого использования пойдет не на благо больных и здравоохранения, а окажется еще одним способом коллективной защиты от индивидуальной ответственности. Все это акцентирует первостепенное внимание на стандарт специалиста анестезиолога-реаниматолога, усовершенствование которого происходит на специализированных кафедрах учебных медицинских учреждений. Такой стандарт преследует целью не только повышение уровня подготовки специалиста, но и, в определенной степени, унификацию объема и уровня знаний, которые он должен получить, проходя учебный процесс или циклы усовершенствования на кафедре.
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиенами организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- 4.1 Кардио - и торакальная хирургия.
- 4.2 В других областях хирургии.
- Модуль 8 Достижения современной анестезиологии и реаниматологии (интенсивной терапии)
- Организационные и юридические основы службы анестезиологии. Этические и деонтологические аспекты.
- Модуль 9 Нарушение гомеостаза и их коррекция во время операции и анестезии.
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Образцы ситуационных задач взяты из книги
- Приложение
- « Анестезиология и реаниматология».
- Часть 1: Выбор средств и методов анестезии. Часть 2:
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- 1. Аппаратура
- 2. Клиническая анестезиология
- 3. Лечение острой и хронической боли (введен с 1999-2000 г.)
- 5. Неотложная медицина (введен с 1999-2000 г.) Разделы программы по неотложной медицине, разработанной Санкт-Петербургской медицинской академией последипломного образования:
- 7. Физиология
- 8. Фармакология
- 9. Физика
- 10. Клинические измерения
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.