logo search
ОП ответы

11.Восприятие музыки. Восприятие речи.

Восприятие музыки.

Музыка – это не сумма звуков. Мелодия выступает как целостное гештальткачество. При восприятии музыки действуют законы организации феноменального звукового поля. На слух мы также разделяем солирующую мелодию и аккомпанемент (при зрительном восприятии – выделение фигуры из фона)

Принципы восприятия музыки.

-принцип близости (последовательно идущие звуки воспринимаются как часть музыкальной фразы)

-принцип сходства (звуки близкой высоты или звуки одного тона воспринимаются как часть одной мелодии)

-принцип замыкания (мы слышим музыку даже при наличии мешающих шумов)

Восприятие речи.

Восприятие речи базируется на распознавании фонем (фонема - единица восприятия речи).

Гипотеза черт включает в себя 3 параметра: свойство гласности и согласности, свойство звонкости и глухости, место артикуляции.

Люди склонны путать звуки, различающиеся меньшим числом черт (например Б – П)

По месту артикуляции делятся на:

- билабиальные (такие звуки на П, М т.е. при закрытых губах)

-лабио-дентальные (нижняя губа прижата к зубам, например В, Ф)

-альвеолярные (корень языка прижат к альвеолам, например Д, Т)

-задненебные (язык прижат в мягкому небу, например Г, К)

Восприятие звуков речи носит категорический характер: объекты опознаются как к принадлежащим разным категориям.

Лискер и Абрамсон провели эксперимент, с помощью компьютера создали искусственные звуки. В которых интервал между звуками 150 мс. Испытуемым нужно было ответить на вопрос ”Что вы слышите: б или п?”

Результаты не показали четко выделенного периода взаимного перехода этих звуков.

Значение интеграции звуковой и зрительной информации восприятия речи. Эксперимент Мак-Гурка.

Диктор на экране произносил звуки ”га - га” а в наушники подавалось “ба –ба”. В результате, аудиовизуальный конфликт приводил к смешению, и испытуемые слышали сочетание “да-да”.