11.Восприятие музыки. Восприятие речи.
Восприятие музыки.
Музыка – это не сумма звуков. Мелодия выступает как целостное гештальткачество. При восприятии музыки действуют законы организации феноменального звукового поля. На слух мы также разделяем солирующую мелодию и аккомпанемент (при зрительном восприятии – выделение фигуры из фона)
Принципы восприятия музыки.
-принцип близости (последовательно идущие звуки воспринимаются как часть музыкальной фразы)
-принцип сходства (звуки близкой высоты или звуки одного тона воспринимаются как часть одной мелодии)
-принцип замыкания (мы слышим музыку даже при наличии мешающих шумов)
Восприятие речи.
Восприятие речи базируется на распознавании фонем (фонема - единица восприятия речи).
Гипотеза черт включает в себя 3 параметра: свойство гласности и согласности, свойство звонкости и глухости, место артикуляции.
Люди склонны путать звуки, различающиеся меньшим числом черт (например Б – П)
По месту артикуляции делятся на:
- билабиальные (такие звуки на П, М т.е. при закрытых губах)
-лабио-дентальные (нижняя губа прижата к зубам, например В, Ф)
-альвеолярные (корень языка прижат к альвеолам, например Д, Т)
-задненебные (язык прижат в мягкому небу, например Г, К)
Восприятие звуков речи носит категорический характер: объекты опознаются как к принадлежащим разным категориям.
Лискер и Абрамсон провели эксперимент, с помощью компьютера создали искусственные звуки. В которых интервал между звуками 150 мс. Испытуемым нужно было ответить на вопрос ”Что вы слышите: б или п?”
Результаты не показали четко выделенного периода взаимного перехода этих звуков.
Значение интеграции звуковой и зрительной информации восприятия речи. Эксперимент Мак-Гурка.
Диктор на экране произносил звуки ”га - га” а в наушники подавалось “ба –ба”. В результате, аудиовизуальный конфликт приводил к смешению, и испытуемые слышали сочетание “да-да”.
- 1.Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Прижизненное научение и собственная активность субъекта как необходимое условие развития восприятия.
- 2.Сенсорные системы человека. Обзор.
- 3.Психофизика. Проблема абсолютных порогов ощущений. Методы психофизики.
- 4.Психофизика. Проблема пластичности абсолютных нижних порогов ощущений. Теория обнаружения сигнала (тос).
- 5.Проблемы дифференциальных порогов ощущений. Понятие езр.
- 6.Основной психофизический закон. Вариант Фехнера . Вариант Стивенса.
- 7.Понятие ощущения. Механизмы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация, контрастность, синестезия.
- 8.Гаптическая система восприятия. Возможности формирования культурной психики на основе гаптической системы восприятия. Работы Мещерякова. Иллюзия Аристотеля.
- 9.Вкусовые ощущения. Вкусовое восприятие. Культурная обусловленность. Восприятие запахов.
- 10.Слуховые ощущения. Кодирование информации в слуховой системе. Анп.
- 11.Восприятие музыки. Восприятие речи.
- 12. Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия.
- 13. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы черт. Примеры.
- 14. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы прототипов. Примеры.
- 15. Зрительное восприятие. Принципы организации зрительного поля. Гештальтпсихология.
- 16.Зрительное восприятие. Восприятие пространственных отношений.
- 17.Зрительное восприятие. Деятельностные детерминанты восприятия.(ст. Ярбуса, ст. Запорожца).
- 18.Ценности и потребности как организующие факторы восприятия (ст. Брунера).
- 19.Принципы восприятия. Предметность, категоризация, целостность.
- 20.Принципы восприятия. Константность.
- 21.Искусство памяти в античные и средние века. Технические и метафизические аспекты. Метод мест. Вербальные мнемотехники.
- 22.Феноменальная память. Случай Шерешевского.
- 24. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (а.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.
- 25. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в работах з.Фрейда и к.Левина. Эксперименты г.В.Биренбаум и б.В.Зейгарник.
- 26.Память и эмоции. Клиническое описание случая Ирен у п. Жане. Проблемы уровня активации и стресса. «Эффект оружия» э.Лофтус.
- 28. Зависимость эффективности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности (п.И.Зинченко).
- 29. Становление произвольной памяти в детском возрасте (з.М.Истомина). Несимметричность развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения
- 30. Теория уровней переработки информации. Мнемический эффект как функция уровня переработки информации, детерминированного структурой задачи.