logo
ОП ответы

25. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в работах з.Фрейда и к.Левина. Эксперименты г.В.Биренбаум и б.В.Зейгарник.

Фрейд. Наряду с простым забыванием, зависящим от времени, есть забывание, имеющее мотивационно обусловленную природу. Забывание имеет активный характер (забываем, если не хотим помнить). Содержание памяти может быть вытеснено в область бессознательного, по Фрейду, по двум причинам:

воспоминание имеет травматический опыт,

воспоминание нейтрально, но имеет ассоциацию с травмирующим содержанием.

В гештальтпсихологии содержание памяти связывается с тем, как относится вспоминаемое событие к потребности, актуальной в данной ситуации.

К.Левин. В гештальтпсихологии воспроизведение содержания памяти связывается с тем, как относится вспоминаемое событие к потребности, возникшей в данный момент. Актуальная в настоящий момент потребность представляет собой силу, удерживающую объект в плане сознания. Исходя из этого понимания предполагается, что доступным для воспроизведения будет то воспоминание, которое относится к цели, реализуемой человеком в данный момент. Остальные, нейтральные к актуальной потребности содержания будут с трудом извлекаться из памяти. Для проверки данной гипотезы было предпринято два критических экспериментальных исследования.

Зейгарник изучала воспроизведение воспоминаний в завершенных незавершенных действиях. Предлагались ручная работа, интеллектуальные задания, творческие задания (написать стихи).В 50% случаев прерывали в момент почти достижения конечного результата. Незавершенные задания запоминались лучше. Доказывает связь напряженного состояния психологического поля и продуктивности воспоминания.

Биренбаум. Изучала воспроизведение намерений к действию. Предлагались ряд математических задач, каждая на отдельном листе. По мере решения надо было ставить подпись внизу каждого листа. Пауза (с отвлекающими заданиями) после нескольких задач. После перерыва большинство забывали поставить подпись на первых листах, затем вспоминали. Нарушение целостности «решение-подпись» приводило к забыванию.

Эффект замещающего выполнения намерения. Если основное задание – ставить подпись, то в конце листа ставить подпись также забывали. Схожее задание частично разряжает целевую напряженность.