1.Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Прижизненное научение и собственная активность субъекта как необходимое условие развития восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ - это сумма ощущений, но при этом восприятие нельзя разобрать на отдельные ощущения
ОЩУЩЕНИЕ - психическое отражение изолированных свойств объекта объективного мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии адекватных физ. Раздражителей на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ-это процесс, связанный по своему происхождению с практическим действием
ВОСПРИЯТИЕ-система структурированных ощущений разных модальностей, результатом которого является полное понимание предмета, который мы воспринимаем
Свойства восприятия:
Основное свойство восприятия – предметность и целостность.
Характеристика ощущения:
Возникновение ощущений связано с физиологическими процессами, участвующих в приеме и первичном преобразовании воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды организма. Эти устройства называются анализаторами.
Анализатор состоит из 3 частей рецептор, афферентные нервные пути, центр анализатора.
Свойства ощущений: модальность, интенсивность, длительность, пространственная локализация.
Объективные свойства стимулов и субъективные ощущения не совпадают.
Регулятивная роль ощущений.
Регулятивная роль ощущение регулирует поведение, познавательная роль ощущений – предоставление информации.
Классификация ощущений по Шеррингтону:
Контактные(раздражитель действует на воспринимающий орган, без посредников. Пример: когда к тебе что-то прикасается ,т.е ощущения кожи ,вкуса. Более древние.), дистантные (требуется посредник, доводящий информацию об отдаленном предмете до сенсорной поверхности. Пример: зрение , слух. Более новые.).
Классификация по рецептивным полям:
Интероцептивные: ощущения от рецепторов, расположенных во внутренних органах(живот болит и т. д.).
Проприоцептивные: от рецепторов из мышц, связок и сухожилий.
Экстероцептивные: от рецепторов, расположенных на наружной поверхности организма.
Типы ощущений (классификация):
Констатирующие (констатация факта: ТЫ ЭТО ОЩУТИЛ)
Упреждающие: слух и зрение. ( До тебя дошла информация, и ты еще можешь убежать (биологическая целесообразность))
Характеристика восприятия
Крайне важно, чтобы задатки восприятия были вовремя поддержаны соответствующим опытом, иначе нормальное восприятие не формируется.
Изначально у ребенка младенца нет восприятия и на основе опыта ощущений в совокупности с вовлечением в деятельность (вовлекают родители) формируется восприятие как таковое.
Восприятие развивается только при активности субъекта. Прекрасно иллюстрирует необходимость активности субъекта в формировании восприятия эксперимент Хейна и Хелда (котенок, который двигался сам-восприятие сформировано. Пассивный котенок - восприятия нет)
ВОСПРИЯТИЕ можно назвать как бы самой крупной единицей, которую можно выделить в нашей жизни.
ЖИЗНЬ=ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а деятельность невозможна без восприятия
Прижизненное научение. Прижизненное научение также необходимый компонент восприятия. Например, случай с СБ (человек формировал свое зрительное восприятие уже в зрелом возрасте, после прозрения. И только со временем, пройдя через научение видеть, он сформировал нормально зрительное восприятие.)
Эксперимент Рока.
Наблюдал за маленькими детьми, у которых, предполагалось, еще нет опыта. Предъявлялся 1 небольшой куб, который стоял близко, и один большой, который стоял далеко. Результаты показали (на основании наблюдения за движением глаз), что у маленьких детей врожденное чувству глубины и константности размера, т.к. эти кубы воспринимались младенцами, как не один и тот же.
Также подтверждает врожденность восприятия глубины эксперимент Элеоноры Гибсон со зрительным обрывом: создан макет глубокой ямы, на яму положено толстое стекло, провалиться нельзя. С одной стороны настила, перед ямой находился ребенок-ползунок, на другой стороне - его мать завлекала его игрушкой. Ребенок не ступал на стекло ни при каких условиях, значит боялся, значит есть врожденное восприятие глубины.
- 1.Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Прижизненное научение и собственная активность субъекта как необходимое условие развития восприятия.
- 2.Сенсорные системы человека. Обзор.
- 3.Психофизика. Проблема абсолютных порогов ощущений. Методы психофизики.
- 4.Психофизика. Проблема пластичности абсолютных нижних порогов ощущений. Теория обнаружения сигнала (тос).
- 5.Проблемы дифференциальных порогов ощущений. Понятие езр.
- 6.Основной психофизический закон. Вариант Фехнера . Вариант Стивенса.
- 7.Понятие ощущения. Механизмы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация, контрастность, синестезия.
- 8.Гаптическая система восприятия. Возможности формирования культурной психики на основе гаптической системы восприятия. Работы Мещерякова. Иллюзия Аристотеля.
- 9.Вкусовые ощущения. Вкусовое восприятие. Культурная обусловленность. Восприятие запахов.
- 10.Слуховые ощущения. Кодирование информации в слуховой системе. Анп.
- 11.Восприятие музыки. Восприятие речи.
- 12. Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия.
- 13. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы черт. Примеры.
- 14. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы прототипов. Примеры.
- 15. Зрительное восприятие. Принципы организации зрительного поля. Гештальтпсихология.
- 16.Зрительное восприятие. Восприятие пространственных отношений.
- 17.Зрительное восприятие. Деятельностные детерминанты восприятия.(ст. Ярбуса, ст. Запорожца).
- 18.Ценности и потребности как организующие факторы восприятия (ст. Брунера).
- 19.Принципы восприятия. Предметность, категоризация, целостность.
- 20.Принципы восприятия. Константность.
- 21.Искусство памяти в античные и средние века. Технические и метафизические аспекты. Метод мест. Вербальные мнемотехники.
- 22.Феноменальная память. Случай Шерешевского.
- 24. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (а.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.
- 25. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в работах з.Фрейда и к.Левина. Эксперименты г.В.Биренбаум и б.В.Зейгарник.
- 26.Память и эмоции. Клиническое описание случая Ирен у п. Жане. Проблемы уровня активации и стресса. «Эффект оружия» э.Лофтус.
- 28. Зависимость эффективности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности (п.И.Зинченко).
- 29. Становление произвольной памяти в детском возрасте (з.М.Истомина). Несимметричность развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения
- 30. Теория уровней переработки информации. Мнемический эффект как функция уровня переработки информации, детерминированного структурой задачи.