21.Искусство памяти в античные и средние века. Технические и метафизические аспекты. Метод мест. Вербальные мнемотехники.
Память – это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и восстановление знания в сфере сознания.
В античности признавалось ведущее значение памяти для всех видов деятельности. В современной психологии о памяти говорят как о сквозном процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной деятельности и психики. В античной философии память – это божественный дар. Платон считал, что память – основное свойство души (метафизический аспект).
Существовало другое понимание памяти – память как восковая дощечка, фиксирующая каждый отпечаток, который не проходит бесследно (технический). Цицерон предложил различать память на слова и на вещи (в современном понимании – механическая и смысловая память). Он говорил, что искусная память состоит из мест и образов
Средние века. В божественной комедии Данте Алигьери автор дает читателю удобный для запоминания перечень грехов. В новое время были приобретены вербальные мнемотехники.
Метод мест. После обрушения крыши здания, Симониду удалось помочь опознать изуродованные тела, т.к. он запомнил расположение людей на момент разрушения. Метод мест - это принцип упорядочения информации.
Вербальные мнемотехники. Жане приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удалён от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв – бежать в лес или медленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя его в акт памяти - рассказ. Истинно человеческая память оказывается порождённой и преобразованной речью, представляя собой, по словам Жане, «производную форму речи».
- 1.Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Прижизненное научение и собственная активность субъекта как необходимое условие развития восприятия.
- 2.Сенсорные системы человека. Обзор.
- 3.Психофизика. Проблема абсолютных порогов ощущений. Методы психофизики.
- 4.Психофизика. Проблема пластичности абсолютных нижних порогов ощущений. Теория обнаружения сигнала (тос).
- 5.Проблемы дифференциальных порогов ощущений. Понятие езр.
- 6.Основной психофизический закон. Вариант Фехнера . Вариант Стивенса.
- 7.Понятие ощущения. Механизмы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация, контрастность, синестезия.
- 8.Гаптическая система восприятия. Возможности формирования культурной психики на основе гаптической системы восприятия. Работы Мещерякова. Иллюзия Аристотеля.
- 9.Вкусовые ощущения. Вкусовое восприятие. Культурная обусловленность. Восприятие запахов.
- 10.Слуховые ощущения. Кодирование информации в слуховой системе. Анп.
- 11.Восприятие музыки. Восприятие речи.
- 12. Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия.
- 13. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы черт. Примеры.
- 14. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы прототипов. Примеры.
- 15. Зрительное восприятие. Принципы организации зрительного поля. Гештальтпсихология.
- 16.Зрительное восприятие. Восприятие пространственных отношений.
- 17.Зрительное восприятие. Деятельностные детерминанты восприятия.(ст. Ярбуса, ст. Запорожца).
- 18.Ценности и потребности как организующие факторы восприятия (ст. Брунера).
- 19.Принципы восприятия. Предметность, категоризация, целостность.
- 20.Принципы восприятия. Константность.
- 21.Искусство памяти в античные и средние века. Технические и метафизические аспекты. Метод мест. Вербальные мнемотехники.
- 22.Феноменальная память. Случай Шерешевского.
- 24. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (а.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.
- 25. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в работах з.Фрейда и к.Левина. Эксперименты г.В.Биренбаум и б.В.Зейгарник.
- 26.Память и эмоции. Клиническое описание случая Ирен у п. Жане. Проблемы уровня активации и стресса. «Эффект оружия» э.Лофтус.
- 28. Зависимость эффективности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности (п.И.Зинченко).
- 29. Становление произвольной памяти в детском возрасте (з.М.Истомина). Несимметричность развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения
- 30. Теория уровней переработки информации. Мнемический эффект как функция уровня переработки информации, детерминированного структурой задачи.