13. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы черт. Примеры.
Зрительное восприятие - Для того, чтобы перейти от ощущения к восприятию, зрительный образ должен быть распознан (т. е. хаотичный поток информации должен быть превращен в осмысленный организованный материал.
Главная задача зрительного восприятия – выделение фигуры из фона. Сам по себе акт выделения фигуры из фона – это проявление субъектом активности.
Категоризация. В настоящее время существует 2 основные гипотезы, объясняющие механизм категоризации ощущений. Представители первого подхода считают, что сначала происходит анализ компонентов образа, а потом интеграция в целостный образ – гипотеза черт. (Сэлфридж)
Сэлфридж предполагает, что каждый видимый объект, кодируется с помощь простейших деталей – эталонов и связей между ними, например буква а – это 3 линии. Согласно гипотезе черт, должны существовать схемы – эталоны.
Исследование Кинни, Марсеттой и Шоумен. На короткое время, испытуемому показывали букву G, и просили ее опознать, чаще всего они путали букву G с C, иногда путали с буквой О, и только 3% ошибок приходились на букву B или цифру 9, т.к других ошибок не было значит ответ испытуемые выбирали, исходя из набора деталей. Гипотеза черт объясняет, как из отдельных ощущений с помощью элементарных схем формируются сложные образы.
Бидерман предложил Теорию распознавания по компонентам – 3 компонента
-Объект сегментируется на набор простейших субобъктов
-Проводиться категоризация субобъектов
-Субобъекты интегрируются в целостный образ
Бидерман описал 36 теорий субобъектов и назвал их геонами. Маленькие дети рисуют по принципу («палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»), то есть действуют так, как будто воспринимают объекты, в форме совокупности геонов. Бидерман предъявлял своим испытуемым изображения, у части у которых были удалены компоненты, а у другой части было создано значительное обеднение, но сохранены все компоненты. Результаты показали, что обедненный, не четкий рисунок, распознается лучше, чем рисунок, у которого не хватает элементов.
- 1.Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Прижизненное научение и собственная активность субъекта как необходимое условие развития восприятия.
- 2.Сенсорные системы человека. Обзор.
- 3.Психофизика. Проблема абсолютных порогов ощущений. Методы психофизики.
- 4.Психофизика. Проблема пластичности абсолютных нижних порогов ощущений. Теория обнаружения сигнала (тос).
- 5.Проблемы дифференциальных порогов ощущений. Понятие езр.
- 6.Основной психофизический закон. Вариант Фехнера . Вариант Стивенса.
- 7.Понятие ощущения. Механизмы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация, контрастность, синестезия.
- 8.Гаптическая система восприятия. Возможности формирования культурной психики на основе гаптической системы восприятия. Работы Мещерякова. Иллюзия Аристотеля.
- 9.Вкусовые ощущения. Вкусовое восприятие. Культурная обусловленность. Восприятие запахов.
- 10.Слуховые ощущения. Кодирование информации в слуховой системе. Анп.
- 11.Восприятие музыки. Восприятие речи.
- 12. Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия.
- 13. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы черт. Примеры.
- 14. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы прототипов. Примеры.
- 15. Зрительное восприятие. Принципы организации зрительного поля. Гештальтпсихология.
- 16.Зрительное восприятие. Восприятие пространственных отношений.
- 17.Зрительное восприятие. Деятельностные детерминанты восприятия.(ст. Ярбуса, ст. Запорожца).
- 18.Ценности и потребности как организующие факторы восприятия (ст. Брунера).
- 19.Принципы восприятия. Предметность, категоризация, целостность.
- 20.Принципы восприятия. Константность.
- 21.Искусство памяти в античные и средние века. Технические и метафизические аспекты. Метод мест. Вербальные мнемотехники.
- 22.Феноменальная память. Случай Шерешевского.
- 24. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (а.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.
- 25. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в работах з.Фрейда и к.Левина. Эксперименты г.В.Биренбаум и б.В.Зейгарник.
- 26.Память и эмоции. Клиническое описание случая Ирен у п. Жане. Проблемы уровня активации и стресса. «Эффект оружия» э.Лофтус.
- 28. Зависимость эффективности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности (п.И.Зинченко).
- 29. Становление произвольной памяти в детском возрасте (з.М.Истомина). Несимметричность развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения
- 30. Теория уровней переработки информации. Мнемический эффект как функция уровня переработки информации, детерминированного структурой задачи.