logo
ОП ответы

15. Зрительное восприятие. Принципы организации зрительного поля. Гештальтпсихология.

Зрительное восприятие - для того, чтобы перейти от ощущения к восприятию, зрительный образ должен быть распознан (т. е. хаотичный поток информации должен быть превращен в осмысленный организованный материал).

Главная задача зрительного восприятия – выделение фигуры из фона. Сам по себе акт выделения фигуры из фона – это проявление субъектом активности.

Эдгар Рубин первым описал этот механизм, который заключается в следующем

  1. Фигура воспринимается как вещь, а ее контур воспринимается как очертание.

  2. Фон воспринимается как субстанция и кажется бесформенной.

  3. Фигура кажется ближе к наблюдателю.

  4. Фигура кажется более отчетливой.

Принцип организации зрительного поля.

  1. Принцип близости. Элементы расположенные близко друг к другу, воспринимаются как одно целое.

  2. Принцип сходства. Схожие элементы воспринимаются совместно.

  3. Принцип замыкания. В восприятии существует тенденция довершения не законченных объектов и заполнения пробелов в образе.

  4. Принцип хорошего продолжения. Элементы, лежащие на одной прямой, воспринимаются как целое.

  5. Принцип симметрии. Симметричные элементы группируются легче, чем не симметричные.

  6. Принцип непрерывности. Существует тенденция следовать в направлении, которое связывает элементы в непрерывную последовательность. Совокупность всех принципов организации зрительного поля выражается в законе прегнантности. Суть закона заключается в том, что мы неосознанно стараемся воспринять фигур, для осознавания которой, достаточно минимального количества информации. Этот закон является законом экономии.

Можно сказать, что эти признаки организации - это широкие схемы терминологии Найссера. Они позволяют подготовить объект к распознанию, категоризации и классификации.