logo search
Уч

Ситуационные задачи.

  1. Согласны ли вы с тем мнением, что жизнь человека есть абсолютная ценность с момента ее возникновения и до момента смерти, независимо от того, в каком качестве она проживается? Обоснуйте свою точку зрения.

  2. Следует ли считать зародыш только частью материнского организма или человеческая жизнь начинается с момента зачатия? И стоит ли в данной ситуации защищать права эмбриона? Приведите аргументы за и против и обоснуйте свою точку зрения.

  3. Прочитайте текст «Клятвы» Гиппократа. Может ли она быть основой современной профессиональной этики врача? Какие положения «Клятвы» можно считать незыблемыми и сейчас?

  4. Есть ли разница между такими принципами как «не навреди» и «делай добро». Ответ обоснуйте.

  5. Почему не оправданы, с этической точки зрения, при проведении экспериментов, следовать такими принципами: «Можно все то, что интересно» и «Полезно все то, что возможно». Какой принцип в биоэтике при проведении экспериментов центральный. Почему?

  6. Где и при каких обстоятельствах начала формироваться биоэтика? Какие исторические предпосылки возникновения биоэтики вы можете назвать?

  7. Какие отрицательные и положительные черты патернализма в медицине вы можете назвать? Допустим ли в настоящее время патернализм в медицине? Ответ обоснуйте.

  8. Всегда ли врачи были обязаны констатировать смерть человека? Когда и по каким причинам врачебная специальность обрела исключительное право и обязанность констатировать смерть человека?

  9. Назовите основные причины возникновения феномена «спидофобии». Почему они стали возможны?

  10. Врач рекомендует для улучшения состояния больного приобрести дорогостоящий импортный препарат. При этом он не сообщает информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства. Какой принцип биомедицинской этики здесь нарушен? Как вы думаете, какими соображениями здесь руководствуется врач?

  11. Как понятие «добровольное информированное согласие» связано с такой философской категорией «свобода личности»?Обоснуйте свою точку зрения.

  12. В чем заключается смысл следующего аргумента: «правило конфиденциальности защищает социальный и экономический статус пациента»? Обоснуйте ответ, приведя примеры.

  13. В чем сложность нравственного выбора между «святой ложью» и жестокой правдой? Обоснуйте ответ.

  14. Чтобы не травмировать психо-эмоциональное состояние тяжело больного пациента врач, дезинформирует больного о его диагнозе, но при этом полностью информирует близкого родственника. С каких позиций в данной ситуации поступает врач? Какое правило биоэтики здесь нарушено? Как бы вы поступили в данном случае?

  15. В суде адвокат задает вопрос врачу, лечившего подсудимого. Ответы будут касаться конфиденциальной информации ставшей известной при обследовании больного. Как нужно поступить, чтобы осуществить правило конфиденциальности?

  16. После обследования больного врач рекомендует лечение, от которого пациент категорически отказался. Доктор, не скрывая своего недовольства, взял расписку об отказе от лечения. Какой принцип биоэтики здесь нарушен, какие действия лечащий врач не осуществил?

  17. В каких случаях врач обязан сообщить некоторые сведения, относящиеся к врачебной тайне?

  18. На примере «казуса Татьяны Тарасовой» объясните особенности врачебной тайны в психиатрии.

  19. Может ли цитата «на благо государства или народа» быть оправданием экспериментирования на человеке? Обоснуйте ответ. Какие существуют этико-правовые нормы, регулирующие данную проблему?

  20. Как вы думаете, почему преступления нацистских врачей, озвученные на Нюрнбергском процессе, стали возможны? Считаете ли вы эксперименты на благо науки, ради человечества этически оправданными? Какой этический принцип является первостепенным при проведении экспериментов на человеке?

  21. Во время врачебного обхода, заведующий отделением в присутствии больных и коллег, делает замечание лечащему врачу об ошибках в поставленном диагнозе и методе лечения курируемого пациента. Какой принцип профессиональной этики здесь нарушен?

  22. Дайте определение врачебной ошибки. Почему за врачебную ошибку врач не несет уголовной, административной или какой иной ответственности?

  23. Можно ли ожидаемые проблемы со здоровьем у будущего ребенка считать оправданием аборта? Обоснуйте ответ.

  24. Назовите основные дилеммы, связанные с использованием современных методов вмешательства в репродукцию человека (искусственная инсеминация, ЭКО, «суррогатное материнство»).

  25. Какие проблемы (медицинского, социального, этического характера) выделяет консервативная позиция в отношении использования донорства половых клеток?

  26. Допустимо ли создание человеческих эмбрионов с исследовательской целью? Назовите соответствующие документы регулирующие данный вопрос.