Ситуационные задачи.
Согласны ли вы с тем мнением, что жизнь человека есть абсолютная ценность с момента ее возникновения и до момента смерти, независимо от того, в каком качестве она проживается? Обоснуйте свою точку зрения.
Следует ли считать зародыш только частью материнского организма или человеческая жизнь начинается с момента зачатия? И стоит ли в данной ситуации защищать права эмбриона? Приведите аргументы за и против и обоснуйте свою точку зрения.
Прочитайте текст «Клятвы» Гиппократа. Может ли она быть основой современной профессиональной этики врача? Какие положения «Клятвы» можно считать незыблемыми и сейчас?
Есть ли разница между такими принципами как «не навреди» и «делай добро». Ответ обоснуйте.
Почему не оправданы, с этической точки зрения, при проведении экспериментов, следовать такими принципами: «Можно все то, что интересно» и «Полезно все то, что возможно». Какой принцип в биоэтике при проведении экспериментов центральный. Почему?
Где и при каких обстоятельствах начала формироваться биоэтика? Какие исторические предпосылки возникновения биоэтики вы можете назвать?
Какие отрицательные и положительные черты патернализма в медицине вы можете назвать? Допустим ли в настоящее время патернализм в медицине? Ответ обоснуйте.
Всегда ли врачи были обязаны констатировать смерть человека? Когда и по каким причинам врачебная специальность обрела исключительное право и обязанность констатировать смерть человека?
Назовите основные причины возникновения феномена «спидофобии». Почему они стали возможны?
Врач рекомендует для улучшения состояния больного приобрести дорогостоящий импортный препарат. При этом он не сообщает информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства. Какой принцип биомедицинской этики здесь нарушен? Как вы думаете, какими соображениями здесь руководствуется врач?
Как понятие «добровольное информированное согласие» связано с такой философской категорией «свобода личности»?Обоснуйте свою точку зрения.
В чем заключается смысл следующего аргумента: «правило конфиденциальности защищает социальный и экономический статус пациента»? Обоснуйте ответ, приведя примеры.
В чем сложность нравственного выбора между «святой ложью» и жестокой правдой? Обоснуйте ответ.
Чтобы не травмировать психо-эмоциональное состояние тяжело больного пациента врач, дезинформирует больного о его диагнозе, но при этом полностью информирует близкого родственника. С каких позиций в данной ситуации поступает врач? Какое правило биоэтики здесь нарушено? Как бы вы поступили в данном случае?
В суде адвокат задает вопрос врачу, лечившего подсудимого. Ответы будут касаться конфиденциальной информации ставшей известной при обследовании больного. Как нужно поступить, чтобы осуществить правило конфиденциальности?
После обследования больного врач рекомендует лечение, от которого пациент категорически отказался. Доктор, не скрывая своего недовольства, взял расписку об отказе от лечения. Какой принцип биоэтики здесь нарушен, какие действия лечащий врач не осуществил?
В каких случаях врач обязан сообщить некоторые сведения, относящиеся к врачебной тайне?
На примере «казуса Татьяны Тарасовой» объясните особенности врачебной тайны в психиатрии.
Может ли цитата «на благо государства или народа» быть оправданием экспериментирования на человеке? Обоснуйте ответ. Какие существуют этико-правовые нормы, регулирующие данную проблему?
Как вы думаете, почему преступления нацистских врачей, озвученные на Нюрнбергском процессе, стали возможны? Считаете ли вы эксперименты на благо науки, ради человечества этически оправданными? Какой этический принцип является первостепенным при проведении экспериментов на человеке?
Во время врачебного обхода, заведующий отделением в присутствии больных и коллег, делает замечание лечащему врачу об ошибках в поставленном диагнозе и методе лечения курируемого пациента. Какой принцип профессиональной этики здесь нарушен?
Дайте определение врачебной ошибки. Почему за врачебную ошибку врач не несет уголовной, административной или какой иной ответственности?
Можно ли ожидаемые проблемы со здоровьем у будущего ребенка считать оправданием аборта? Обоснуйте ответ.
Назовите основные дилеммы, связанные с использованием современных методов вмешательства в репродукцию человека (искусственная инсеминация, ЭКО, «суррогатное материнство»).
Какие проблемы (медицинского, социального, этического характера) выделяет консервативная позиция в отношении использования донорства половых клеток?
Допустимо ли создание человеческих эмбрионов с исследовательской целью? Назовите соответствующие документы регулирующие данный вопрос.
- Государственное образовательное учреждение
- Оглавление
- Глава 1.
- Оснащение занятий:
- Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Происхождение профессиональной этики.
- Профессионализм как нравственная черта личности.
- Виды профессионально этики.
- Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики
- Краткая история медицинской этики в России.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 2
- Основные этические теории.
- Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
- Модель технического типа.
- Модель сакрального типа.
- Модель коллегиального типа.
- Модель контрактного типа или договорная модель.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 3 Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна).
- Глава 4.
- Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.
- Этические аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе.
- I. Требования и этические нормы
- II. Управление коллективом.
- III. Этика бизнеса и деловых отношений.
- Глава 5.
- История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
- Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке.
- Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных.
- Глава 6
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правовые аспекты эвтаназии.
- Моральные проблемы трансплантологии.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 7 Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV.Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Морально-этические проблемы искусственного аборта.
- Краткая история проблемы искусственного аборта.
- Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Суррогатное материнство.
- Моральные проблемы медицинской генетики.
- Программа «Геном человека».
- Этические, правовые и социальные аспекты проекта «Геном Человека».
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 8 этика в психиатрии и психотерапии.
- I. Цель занятия:
- II.Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Недобровольная госпитализация психических больных
- Принцип «не навреди» в психиатрии.
- О злоупотреблениях в психиатрии.
- Защита конфиденциальности психически больных.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 9
- «Спидофобия» и требование медицинской этики
- Тестирование и скриниг на вич в контексте принципа уважения автономии пациента
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 10 моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Приложение
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: «конвенция о правах человека и биомедицине» (ets n 164)
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Согласие
- Глава III. Частная жизнь и право на информацию
- Глава IV. Геном человека
- Глава V. Научные исследования
- Глава VI. Изъятие органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации
- Глава VII. Запрет на извлечение финансовой выгоды и возможное использование отдельных частей тела человека
- Глава VIII. Нарушение положений конвенции
- Глава IX. Связь настоящей конвенции с другими положениями
- Глава X. Публичное обсуждение
- Глава XI. Толкование и выполнение положений конвенции
- Глава XII. Протоколы
- Глава XIII. Поправки к конвенции
- Глава XIV. Заключительные положения
- В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
- Кодекс профессиональной этики психиатра
- 19 Апреля 1994 года
- 1. Главной целью профессиональной деятельности психиатра является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического здоровья населения.
- 2. Профессиональная компетентность психиатра — его специальные знания и искусство врачевания — является необходимым условием психиатрической деятельности.
- 3. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: "Прежде всего, не вредить!".
- 4. Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессиональной этикой.
- 5. Моральная обязанность психиатра — уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов.
- 6. Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом "терапевтического сотрудничества", основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности.
- 7. Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации.
- 10. Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою профессиональную независимость.
- Нюрнберский кодекс
- Гавайская декларация
- Хельсинская декларация
- Кодекс врачебной этики
- I. Врач и общество
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Ситуационные задачи.
- Список рекомендуемой литературы