Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке.
«Хельсинская декларация» Всемирной медицинской ассоциации имеет подзаголовок «Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования на людях», однако, несмотря на рекомендательный характер документа, его положения нашли свое отражение и развитие в целом ряде других международных нормативных документов, а также в национальном законодательстве многих стран, в том числе и России.
Прежде всего, следует отметить, что текст «Декларации» содержит утверждение о необходимости различать медико-биологические исследования, преследующие диагностические и лечебные цели и проводимые в интересах пациента («клинические исследования» или «терапевтические исследования»). И исследования, преследующие, главным образом, чисто научные цели и не имеющие прямого диагностического или лечебного значения для испытуемого («неклинические исследования» или «нетерапевтические исследования»).
Соответственно текст «Декларации» разбит на три части, первая из которых содержит перечень наиболее общих положений, которыми следует руководствоваться при проведении исследовании на людях, две другие – конкретные рекомендации для проведения клинических и неклинических исследований.
В качестве первого положения («критерия этичности») того или иного исследования на человеке «Декларация» (и это ее отличие от «Нюрнбергского кодекса») провозглашает требование его научной обоснованности: «Медико-биологические исследования на людях должны проводиться в соответствии с общепринятыми научными принципами и базироваться на результатах надлежащим образом выполненных экспериментов на животных и данных научной литературы». С этим положением связано требование, согласно которому исследователь обязан гарантировать точность публикуемых им результатов проведенного исследования, а также, чтобы оно проводилось в соответствии с принципами, провозглашенными в «Декларации»: «сообщения об экспериментах, не отвечающих принципам настоящей «Декларации», не должны приниматься к публикации». Поэтому во многих странах не принимаются к публикации статьи по результатам исследований, если авторами не удостоверена «этическая чистота» проведенных исследований.
В качестве наиболее свежего и особенно важного примера в данной области следует отметить Конвенцию «О правах человека и биомедицине», принятую в ноябре 1996 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы.
Если положения выше перечисленных документов ограничены сферой медико-биологических исследований на людях и носят характер моральных требований, то положения Конвенции распространяются и на сферу использования результатов этих исследований в медицинской практике. Сама Конвенция является уже элементом международного права и содержит обязательство подписавших ее сторон «предпринять все необходимые шаги по совершенствованию своего национального законодательства с тем, чтобы оно отражало положения данной Конвенции».
Одно из важнейших требований содержится в ст. 28: «Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций; то же самое относится и к проблемам, связанным с практическим использованием достижений биомедицинской науки и практики».
Содержание Конвенции коротко можно передать в виде следующих тезисов:
Главный принцип разрешения проблем связанных с проведением биомедицинских исследований на людях заключается в том, что «интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки» (ст.2).
Медицинские исследования должны проводиться только с согласия лиц, по отношению к которым они проводятся, такое согласие должно быть добровольным и информированным (ст. 5). При этом должны быть защищены права и интересы лиц, неспособных или не могущих дать согласие самостоятельно (ст. 6-9).
Необходимо соблюдать принцип неприкосновенности частной жизни (ст. 10).
Запрещается любая форма дискриминации на основании информации о генетических характеристиках человека (ст. 11). Запрещается вмешательство в геном человека, с целью изменения генома его потомков (ст. 13). Запрещается выбор пола будущего ребенка, за исключением случаев, когда речь идет об избежание заболеваний (серьезной болезни) сцепленной с полом (ст. 14).
Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях (ст.18).
Забор органов и тканей у живого донора только после получения добровольного информированного согласия (ст. 19). Само по себе тело человека и его части не могут рассматриваться и служить источником финансовой выгоды (ст.21).
В 1997 году, в связи с появившимися сообщениями об успешных экспериментах по клонированию млекопитающих, Совет Европы принял «дополнительный Протокол» в котором содержится запрет на проведение «любых вмешательств, имеющих целью создания человеческого существа, генетически идентичного другому человеческому существу, живому или мертвому».
- Государственное образовательное учреждение
- Оглавление
- Глава 1.
- Оснащение занятий:
- Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Происхождение профессиональной этики.
- Профессионализм как нравственная черта личности.
- Виды профессионально этики.
- Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики
- Краткая история медицинской этики в России.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 2
- Основные этические теории.
- Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
- Модель технического типа.
- Модель сакрального типа.
- Модель коллегиального типа.
- Модель контрактного типа или договорная модель.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 3 Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна).
- Глава 4.
- Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.
- Этические аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе.
- I. Требования и этические нормы
- II. Управление коллективом.
- III. Этика бизнеса и деловых отношений.
- Глава 5.
- История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
- Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке.
- Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных.
- Глава 6
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правовые аспекты эвтаназии.
- Моральные проблемы трансплантологии.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 7 Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV.Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Морально-этические проблемы искусственного аборта.
- Краткая история проблемы искусственного аборта.
- Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Суррогатное материнство.
- Моральные проблемы медицинской генетики.
- Программа «Геном человека».
- Этические, правовые и социальные аспекты проекта «Геном Человека».
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 8 этика в психиатрии и психотерапии.
- I. Цель занятия:
- II.Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Недобровольная госпитализация психических больных
- Принцип «не навреди» в психиатрии.
- О злоупотреблениях в психиатрии.
- Защита конфиденциальности психически больных.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 9
- «Спидофобия» и требование медицинской этики
- Тестирование и скриниг на вич в контексте принципа уважения автономии пациента
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 10 моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Приложение
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: «конвенция о правах человека и биомедицине» (ets n 164)
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Согласие
- Глава III. Частная жизнь и право на информацию
- Глава IV. Геном человека
- Глава V. Научные исследования
- Глава VI. Изъятие органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации
- Глава VII. Запрет на извлечение финансовой выгоды и возможное использование отдельных частей тела человека
- Глава VIII. Нарушение положений конвенции
- Глава IX. Связь настоящей конвенции с другими положениями
- Глава X. Публичное обсуждение
- Глава XI. Толкование и выполнение положений конвенции
- Глава XII. Протоколы
- Глава XIII. Поправки к конвенции
- Глава XIV. Заключительные положения
- В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
- Кодекс профессиональной этики психиатра
- 19 Апреля 1994 года
- 1. Главной целью профессиональной деятельности психиатра является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического здоровья населения.
- 2. Профессиональная компетентность психиатра — его специальные знания и искусство врачевания — является необходимым условием психиатрической деятельности.
- 3. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: "Прежде всего, не вредить!".
- 4. Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессиональной этикой.
- 5. Моральная обязанность психиатра — уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов.
- 6. Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом "терапевтического сотрудничества", основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности.
- 7. Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации.
- 10. Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою профессиональную независимость.
- Нюрнберский кодекс
- Гавайская декларация
- Хельсинская декларация
- Кодекс врачебной этики
- I. Врач и общество
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Ситуационные задачи.
- Список рекомендуемой литературы