logo
Уч

Глава 2

Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

I. Цель занятия:

1. Ознакомиться с историей возникновения и развития основных этических теорий и принципов биомедицинской этики.

2. Изучить основные модели взаимоотношений в системе врач-пациент.

3. Ознакомиться с современными тенденциями в биомедицинской этике.

II. Мотивационная характеристика темы:

В современных условиях медицина играет очень важную роль в жизни общества. Поэтому отношения между медицинскими работниками и их пациентами выходят за рамки обычных бытовых или производственных отношений между людьми. Они требуют знания и соблюдения изменившихся принципов этики врача и больного, некоторых правовых аспектов регулирования их взаимоотношений, а для того чтобы успешно применять полученные знания на практике нужно знать и историю их возникновения.

III. Оснащение занятий:

    1. Настоящая рекомендация.

    2. Задачи по теме занятий.

IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

  1. Является ли беременность причиной, по которой человека нельзя принять на работу?

а) Да

б) Нет

  1. Как называется ситуация, когда врач обязан защищать интересы и пациента и второго лица?

а) Судебное разбирательство

б) Следственная работа

в) Конфликт интересов

  1. Кто является автором принципа «не навреди!»?

а) Парацельс

б) Эпикур

в) Гиппократ

г) Платон

  1. Изобретатель принципа «делай благо!»?

а) Пифагор

б) Аристотель

в) Парацельс

г) Мудров

  1. Обязан ли врач всегда действовать в интересах пациента?

а) Да

б) Нет

  1. Что является основным моральным принципом биоэтики?

а) Уважение прав и достоинств человека

б) Завоевание социального доверия личности

в) Обязательства перед учителями, коллегами, учениками

г) Совокупность «должных» правил

  1. Существуют ли какие-то правила регламентирующие информирование пациента о его заболевании?

а) Да

б) Нет

  1. С каким именем связана этическая модель, построенная на милосердии и любви к ближнему?

а) Юм

б) Юнг

в) Бентам

г) Парацельс

  1. Что такое информированное со­гласие?

а) Это способ защиты права на выбор

б) Это получение полной информации

  1. О ком писал К.Т.Юнг: «В нем мы видим не только родоначальника в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения».

а) Фрейд

б) Юм

в) Бентам

г) Парацельс

Эталоны ответов: 1-б; 2-в; 3-в; 4-в; 5-а; 6-а; 7-а; 8-г; 9-а; 10-г.

Биоэтика представляет собой важный этап роста философского знания, формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине — это права пациента, испытуемого и т. д.) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.

Развитие биоэтики в России может способствовать гуманизации отечественной медицины, этическому самосознанию профессионального сообщества медиков, поможет сформировать новые этические регуляторы перед профессиональным сообществом медиков, осознать моральные коллизии и дилеммы, с которыми сталкиваются в своей работе биологи, медики, психиатры. Становление биоэтики в нашей стране идет по разным направлениям. Среди них основным должно быть законодательное регулирование биомедицинских исследований и практики здравоохранения. Особенно в таких областях, как трансплантология, определение момента смерти, пределы жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных, использование новых методов вмешательства в репродукцию человека и т. д. Важную роль должно сыграть создание этических комитетов и комиссий в научно-исследовательских и лечебных учреждениях. В формировании этического самосознания медицинского сообщества громадное значение имеет введение курсов биоэтики в медицинских учебных заведениях всех уровней. И, наконец, поддержка исследовательской работы по биоэтике. За 1991—1993 годы многое сделано. Создан Российский национальный комитет по биоэтике. В рамках Московского Философского Фонда сформирована ассоциация по биоэтике. Принят закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации».

Развертывается исследовательская работа по проблемам биоэтики. В обсуждение активно включаются и юристы, и философы, и медики разных специальностей.

Формирование биоэтики обусловлено, прежде всего, теми грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медико-клинической практике, которые нашли свое выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы невиданным образом обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медицинским персоналом.

Существуют ли пределы, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека? Допустима ли эвтаназия? С какого момента следует считать наступление смерти? С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, да и перед широкой общественностью в условиях невиданного технологического оснащения современной медицины в развитых странах.

Прежде всего, биоэтику пытаются отождествить с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач — пациент». Существует и более широкое понимание биоэтики, включающее в себя ряд аксиологических проблем профессиональной деятельности, ряд социальных проблем, связанных с системами здравоохранения и, наконец, проблем, относящихся к отношению человека к животным и растениям. Тем самым биоэтика включает в себя этические регулятивы отношения к животным и тот круг проблем, который ранее относился к экологической этике. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентируется на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое применение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Существует ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди них наиболее известны — Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), Центр по биоэтике при медико-исследовательском институте Монреаля (Канада), Центр по биоэтике при Торонтском университете (Канада), Институт по этике, основанный Кеннеди, при Джорджтаунском университете (США). Издается ряд национальных и международных журналов. В 1978 г. начато издание «Энциклопедии по биоэтике». Выпущено 15 томов международной библиографии по биоэтике, подготовленной Гастингс-центром (США). Можно сказать, что это весьма интенсивно развивающаяся исследовательская область. В которой сотрудничают философы, биологи, медики, теологи из США, Канады, Франции, Германии, Великобритании. Этого, к сожалению, нельзя сказать о России. Между тем кризис системы здравоохранения в нашей стране, обостряет этические и правовые проблемы в медицинской науке и практике, порождает конфликты, как в организации охраны здоровья, так и в поведении и сознании личности. Методы административного контроля и регулирования, на которых зиждилась прежняя система здравоохранения в нашей стране, дополнялись патерналистскими нормами деонтологии, которые вообще не учитывали, а точнее, полностью игнорировали ценностные ориентации различных этнических и конфессиональных групп, по-разному относящихся к жизни и смерти, к здоровью и болезням, к детству и старости. Развитие биоэтики в России может помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит выработать ценностные ориентации личности, которые соответствовали бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества. Развитие биоэтики в нашей стране предполагает осмысление тех традиций, которые существовали в этической мысли в России, анализ их философских оснований и тех горизонтов, которые они открывают в новых отношениях человека к жизни.