logo
Уч

IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

1. В древности психическое расстройство считали:

а) Проклятьем бога

б) Порождением дьявола

в) Результат заболевания мозга

2. В средние века душевнобольные содержались:

а) В монастырях

б) В специальных лечебницах

в) В тюрьмах

3. В чем заключается особенность оказания психиатрической помощи?

а) некомпетентность ряда пациентов

б) неадекватное поведение некоторых пациентов

в) возможность недобровольного обследования и лечения.

4. Специфика врачебной тайны в психиатрии зависит:

а) От невозможности некоторых пациентов ясно выразить свою волю

б) От использования при лечении групповой психотерапии

в) Возможность получения информации во внеслужебной обстановке

г) Риск дискриминации по факту заболевания

5. Вправе ли работодатель при приеме на работу требовать справку о психическом здоровье?

а) Да

б) Нет

г) Только при приема на отдельные виды работ

6. Насколько оправдано, с этической точки зрения, использование лечебных процедур связанных с болью для наказания больных:

а) Оправдано

б) Не оправдано

в) Оправдано, если другие методы безрезультатны

7. Фиксация возбужденных больных используется:

а) Для облегчения обследования и проведения лечения

б) Для наказания

в) Для обеспечения безопасности самого больного и окружающих его людей

8. Какие цели недобровольного помещения в психиатрический стационар считаются обоснованными:

а) С целью лечения недееспособных больных

б) С целью обследования и лечения социально опасных людей

в) Обследование и лечение пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями

9. В чем заключается явление «злоупотребление психиатрией»?

а) Использование в корыстных целях сведений полученных от больных

б) Отсутствие правовой защиты профессиональной независимости психиатра

10. Какие этические проблемы стоят перед современной психиатрией?

а) Специфика врачебной тайны в психиатрии

б) Возможность оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке

в) Специфика получения добровольного информированного согласия от душевнобольных

Эталоны ответов: 1-а,б; 2-а,в; 3-а,б,в; 4-в,г; 5-г; 6-б; 7-в; 8-а,б,в; 9-а; 10-а,б,в.

Этимология слова «психиатрия» (от греч. «psuche» - душа, «Iatros» - врач) адекватно отражает главную цель профессиональной деятельности психиатра – врачевание психических расстройств, компетентную и умелую помощь, прежде всего, душевно больным людям, но и так же человеку, нуждающемуся в такой помощи. Из всех медицинских дисциплин психиатрия в наибольшей степени имеет дело с человеком в целом, с учетом его биологической, психической, духовной и социальной составляющих.

Отношение к помешанным больным людям начинает устанавливаться почти одновременно во Франции и в Англии в самом конце ХVIII в. Главная заслуга в том, что «сумасшедшие были подняты до достоинства больных», принадлежит французскому врачу Филиппу Пинелю, который в 1793 г. буквально снял цепи с душевнобольных в парижской государственной больнице Бисетр. Его реформа психиатрии сразу же оказалась апофеозом врачебного патернализма. Пинель прямо сравнивает своих пациентов с детьми, а созданный им тип психиатрической больницы – с семьей. Патернализм Пинеля – это не только этическая позиция, но и суть его терапевтического метода, так называемого «нравственного лечения», в применение которого исключительная роль принадлежит врачу – его нравственному и физическому совершенству. Своих пациентов Пинель «учит свободе» и даже «принуждает к свободе». Идея «принуждения к свободе» сочетается у него с допустимостью в отношении некоторых больных (тех, кто «одержим слепой яростью») разумных мер стеснения при помощи «камзола» (смирительной рубашки) и временной изоляции.

Спустя 50 лет английский врач Джон Конолли углубляет собственно этический аспект врачебного метода Пинеля и предлагает исключить в отношении душевнобольных любые меры стеснения. Спор вокруг предложенной Конолли системы («Никакого стеснения») стал общеевропейским. Этот исторический спор оказался глубоко символичным, чреватым существенными последствиями, однако основы доктрины врачебного патернализма им никак не были затронуты.

Предвестником кризиса врачебного патернализма в психиатрии в западных странах стал кризис психиатрических больниц, начавшийся в 50-е годы ХХ В. В 1955 г. комитет экспертов ВОЗ высказался за необходимостью расширения лечения психически больных без изоляции от общества. В 60-70 –е годы в психиатрии США активно проводится новая политика – политика «деинституционализации» психических больных, то есть отказа от принудительного содержания их в психиатрических больницах. Основная причина нововведений заключалась в широком применении к тому времени психотропных средств, в результате чего в психиатрических больницах стали скапливаться больные, которых в силу сложившихся традиций не выписывали из больницы, но которые, по сути дела, уже не нуждались в стационарном лечении. Старые психиатрические больницы критиковались за их огромные размеры, за удаленность от мест постоянного проживания большинства пациентов, но в особенности за общую направленность деятельности, ориентированной больше на призрение и опеку, чем на лечение и реабилитацию больных. Ярким эпизодом в достаточно широком движении за защиту прав психически больных стал знаменитый фильм М Формана «Пролетая над гнездом кукушки».

В 60-е годы в Европе, а затем и в Америке вокруг психиатрии развертывались, драматические события, тоже по-своему предвосхитившие некоторые сюжеты концепции биоэтики. Речь идет о движениях антипсихиатров, утверждавших, что «психических болезней» не существует, а имеют место «макросоциальные кризисные ситуации»; что психиатрический диагноз (в основном имелся в виду диагноз «шизофрения») – это «социальный ярлык»; что психически больных нет, а есть лишь «анормальные индивиды», которых общество с помощью психиатров изолирует; что психиатрия – не наука, что психиатры – не врачи, а «полицейские в белых халатах».

В практической программе антиписхиатров акцент ставится на устранения любых «иерархически-репрессивных» черт жизни больниц, обучение персонала «новым ролям», а больных – новому пониманию «своего кризиса». Реальные антипсихиатрические эксперименты (в Великобритании, ФРГ и других странах) прежде всего, разрушали институциональный порядок психиатрических больниц, отменяли использование психотропных, седативных средств. Некоторые антипсихиатры не считали необходимым препятствовать человеку даже в его стремлении к самоубийству.

Идеологи антипсихиатрии называли инициированное ими движение «третьей революцией в психиатрии», считая первой движение против «процессов ведьм», а второй – «реформу Пинеля». Антигоспитальное и антипсихиатрическое движения стали предтечей действительно радикальных изменений в психиатрии в 70-80 –е годы, когда социальный контекст оказания психиатрической помощи стал в основном определяться идеей защиты гражданских прав душевнобольных. В нашей стране эти изменения прежде своего нашли отражение, во-первых, в Федеральном Законе «О психиатрической помощи и правах граждан при ее оказании» и, во-вторых, в «Кодексе профессиональной этики психиатров» (принят Российским обществом психиатров в 1994 г.).