Основные этические теории.
Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биоэтики, следует охарактеризовать так называемые модели и принципы врачевания.
В настоящее время существует достаточно много моделей и принципов биомедицинской этики. Естественно невозможно выдвинуть какую-то одну теорию или принципы, которые удовлетворяли бы всех без исключения. В соответствующей литературе предлагается множество вариантов, наибольшее признание получили концепции, предложенные американскими специалистами Томом Бичампом и Джейсом Чилдресом или так называемые исторические модели.
Модель Гиппократа и принцип «не навреди». Этот принцип считается одним из самых старейших. Первый вопрос, возникающий при рассмотрении этого принципа, что именно понимается под «вредом». Если подходить к ситуации со стороны врача, можно различить такие условные формы вреда:
1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи;
2. Вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом;
3. Вред, вызванный неверными, необдуманными, неквалифицированными действиями;
4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
В большинстве случаев 1,2,3 формы вреда расцениваются как правонарушения, преступления, и эта проблема не столько моральная, сколько юридическая. Поэтому рассмотрим лишь объективно необходимый вред. На первый взгляд постановка вопроса парадоксальна: ведь пациент обращается к врачу, чтобы получить благо – скажем избавление от боли. Однако если взглянуть на эту ситуацию со стороны пациента, то можно увидеть самые разные варианты этой формы вреда:
сам визит к врачу требует времени (а сейчас и денег), которые пациент мог бы посвятить чему-то другому, более приятному. В результате визита он не смог сделать какие-то важные дела;
если врач предписывает пациенту какой-то определенный режим, то тогда вред выражается в некотором стеснении, ограничении его свободы;
лечение, назначенное врачом, может включать болезненные процедуры, т.е. ради излечения, врач причиняет пациенту физическую боль. А в некоторых других ситуациях приходится наносить и более серьезный ущерб, скажем, ампутация конечности.
Такова примерная градация некоторых форм вреда, которых может ожидать пациент от врача. Тогда получается, если истолковывать принцип «не навреди» буквально, то врачу вообще нужно отказаться от своей деятельности. Но конечно смысл принципа не в этом. Здесь речь идет о вреде, который неизбежен – объективно необходим, причиняемый вред не должен превышать того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства. И сам по себе вред должен быть минимальным по сравнению со всеми другими возможными вариантами.
Модель Парацельса и принцип «делай добро». Эта модель врачебной этики сложилась в Средние века. Этот принцип является продолжением и дополнением первого, и даже некоторые специалисты объединяют эти модели, однако здесь есть различия. Принцип «делай добро» это не запрет («не делай вреда» как в модели Гиппократа), а такая норма, которая требует некоторых позитивных действий. Его смысл передается иногда словами: благодеяние, филантропия, благотворительность, милосердие. К сожалению, за прошедшее десятилетие сложилась такая традиция, которая только сейчас начинает себя изжевать, - пренебрежительного и даже циничного отношения ко всему, что стоит за этими словами. В последние годы у нас складывается, а порой уже сложился тип молодого человека, основной чертой которого является деловитость. Такие люди отмахиваются от общих фраз, предпочитают конкретные цифры и факты. Такой рационализм стал еще более проявляться в медицине. С рациональной точки зрения сложно объяснить такие явления, как сострадание, милосердие, способность любить другого человека. Как оказалось слабость, боль, страдания – это не временные явления, а неискоренимые спутники человеческого существования, от которых не возможно застраховаться. И этому есть немало примеров – страдающий от болезни ребенок, больные, которым просто необходимо, чтобы их выслушали и пожалели и т.д.
Принцип «делай благо» акцентирует необходимость не просто избегать вреда, но активных действий по его предотвращению. В модели Парацельса основное значение приобретает патернализм – эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится лечебный процесс. В духе того времени отношения врач-пациент подобны отношениям духовного наставника и послушника (pater лат. – отец). В данной ситуации врач опирается на собственные суждения о потребностях пациента в лечении, т.к. традиционно считается, что пациенты не обладают теми познаниями в медицине, которые необходимы для лечения. Поэтому врач, и только врач знает что лучше и нужнее пациенту, всю ответственность врач берет на себя. Эта модель взаимоотношений требует от врача не только высокого медицинского профессионализма, но высоких моральных качеств.
Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга». Деонтология (deontos – долг) – учение о долге врача, совокупность этических норм, необходимых ему для выполнения своих профессиональных обязанностей. Иными словами деонтология это практическое воплощение морально-этических принципов. Содержание термина было раскрыто в 30-х годах 19 века английским философом Бентамом автором книги «Деонтология или наука о морали». Однако понятие деонтология рассматривалось им с позиции изучения средств и способов достижения личной пользы или выгоды, при этом выбор поведения и моральной оценки представляется делом личного вкуса или интереса. Переосмыслил и внес дополнения в понятие деонтология советский хирург-онколог Н.Н. Петров в книге «Вопросы хирургической деонтологии». Соблюдать долг это значит выполнять определенные требования, правила, предписания морального порядка, устанавливаемые медицинским сообществом, а также собственным разумом и волей врача. Принцип соблюдения долга не признает оправданий при уклонении от него, в том числе аргументы типа: «приятное и неприятное», «полезное и бесполезное», и т.д. Некоторые считают эту модель универсальной. Однако в ней имеются недостатки. Например, в некоторых случаях от пациента приходится утаивать негативную информацию, это своего рода спасение во лжи. Однако обман с точки зрения деонтологии – это не должный поступок. И наоборот, сказать правду - должный поступок, даже если эта правда может привести к негативным последствиям. В данной ситуации возникает проблема, что считать первейшим долгом перед пациентом – позаботиться о его психологическом спокойствии (и солгать) или сообщить правду и тем самым навредить, что в свою очередь нарушает принцип «не навреди». При этом мы должны учитывать то обстоятельство, что обычно не можем контролировать ситуацию достаточно полно. Всегда возможны какие-то внешние препятствия и помехи. Например, наш больной узнает правду от другого человека, здесь мы не только подорвем к себе доверие, но и можем стать причиной ухудшения состояния здоровья, т.к. такой больной может вообще отказаться от лечения. Решить данную проблему, и многие другие призвана следующая модель.
Биоэтика и принцип «уважения прав и достоинств человека». Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли к проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности.
Причины возникновения биоэтики можно назвать следующие:
В настоящее время произошло то, что нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают, а некоторые приходится характеризовать по-новому или пересматривать.
Бурное развитие науки явилось серьезным источником многих конфликтов и дилемм, которые уже не возможно разрешить однозначно. Например, о допустимости проведения исследований или внедрения результатов в практику, особенно если последствия не достаточно прогнозируемы. В биоэтике основным вопросом становится конфликт прав.
Остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения, т.е. право на выбор врача, лечебного учреждения, информированного согласия, отказа от лечения, право на смерть и т.д.
Современный этап развития врачебной этики связан с последствиями научно-технической революции второй половины ХХ века. И в первую очередь с узкой специализацией и внедрением в медицину новейших достижений науки. Широкое применение медицинской техники привело к разделению клинической медицины на ряд узких специальностей, которых насчитывается уже более ста. Отсюда систему врач-пациент заменили на новый тип взаимоотношений – врач-прибор-пациент.
С одной стороны узкая специализация и технизация медицины расширяет возможности врача, а с другой – врач, внимательно следя за стрелкой прибора, забывает взглянуть в лицо больному, и это рассматривается пациентом как неумение и нежелание врача разобраться в его заболевании. Обилие врачей консультантов по узким специальностям в случае упущения в диагностике затрудняет моральную, а иногда и юридическую ответственность. Что может способствовать проявлению пренебрежительного отношения к своим обязанностям.
- Государственное образовательное учреждение
- Оглавление
- Глава 1.
- Оснащение занятий:
- Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Происхождение профессиональной этики.
- Профессионализм как нравственная черта личности.
- Виды профессионально этики.
- Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики
- Краткая история медицинской этики в России.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 2
- Основные этические теории.
- Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
- Модель технического типа.
- Модель сакрального типа.
- Модель коллегиального типа.
- Модель контрактного типа или договорная модель.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 3 Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна).
- Глава 4.
- Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.
- Этические аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе.
- I. Требования и этические нормы
- II. Управление коллективом.
- III. Этика бизнеса и деловых отношений.
- Глава 5.
- История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
- Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке.
- Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных.
- Глава 6
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правовые аспекты эвтаназии.
- Моральные проблемы трансплантологии.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 7 Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV.Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Морально-этические проблемы искусственного аборта.
- Краткая история проблемы искусственного аборта.
- Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Суррогатное материнство.
- Моральные проблемы медицинской генетики.
- Программа «Геном человека».
- Этические, правовые и социальные аспекты проекта «Геном Человека».
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 8 этика в психиатрии и психотерапии.
- I. Цель занятия:
- II.Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Недобровольная госпитализация психических больных
- Принцип «не навреди» в психиатрии.
- О злоупотреблениях в психиатрии.
- Защита конфиденциальности психически больных.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 9
- «Спидофобия» и требование медицинской этики
- Тестирование и скриниг на вич в контексте принципа уважения автономии пациента
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 10 моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Приложение
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: «конвенция о правах человека и биомедицине» (ets n 164)
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Согласие
- Глава III. Частная жизнь и право на информацию
- Глава IV. Геном человека
- Глава V. Научные исследования
- Глава VI. Изъятие органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации
- Глава VII. Запрет на извлечение финансовой выгоды и возможное использование отдельных частей тела человека
- Глава VIII. Нарушение положений конвенции
- Глава IX. Связь настоящей конвенции с другими положениями
- Глава X. Публичное обсуждение
- Глава XI. Толкование и выполнение положений конвенции
- Глава XII. Протоколы
- Глава XIII. Поправки к конвенции
- Глава XIV. Заключительные положения
- В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
- Кодекс профессиональной этики психиатра
- 19 Апреля 1994 года
- 1. Главной целью профессиональной деятельности психиатра является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического здоровья населения.
- 2. Профессиональная компетентность психиатра — его специальные знания и искусство врачевания — является необходимым условием психиатрической деятельности.
- 3. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: "Прежде всего, не вредить!".
- 4. Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессиональной этикой.
- 5. Моральная обязанность психиатра — уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов.
- 6. Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом "терапевтического сотрудничества", основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности.
- 7. Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации.
- 10. Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою профессиональную независимость.
- Нюрнберский кодекс
- Гавайская декларация
- Хельсинская декларация
- Кодекс врачебной этики
- I. Врач и общество
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Ситуационные задачи.
- Список рекомендуемой литературы