Понятие о лечебном питании
Лечебное питание, диетотерапия (греч. diaita - режим питания и therapeia - лечение) – это питание, в полной мере соответствующее потребностям больного организма в пищевых веществах и учитывающее как особенности протекающих в нем обменных процессов, так и состояние отдельных функциональных систем.
В отличие от рационального питания здорового человека диетотерапия стороится с учетом дополнительных принципов:
1. основной - принцип щажения, т.е. исключение факторов питания, способствующих поддержанию патологического процесса либо его прогрессированию. Щажение может быть:
механическое (все дается в измельченном, протертом, жидком или полужидком виде, исключается твердая пища);
химическое (исключение алкоголя, пряностей, перца, соли и др);
термическое (исключение горячей или холодной пищи)
2. заместительный принцип
коррегирующий принцип
принцип тренировки – заключается в расширении первоначально строгой диеты за счет снятия связанных с ней ограничений с целью перехода на полноцнный пищевой режим.
Лечение питание проводится по схеме, которая предусматривает несколько лечебных диет (15 лечебных столов), отличающихся друг от друга составом пищевых продуктов, способом их приготовления, количественным соотношением и др. Например, стол № 1, 1а, 1б – механически, химически и термически щадящая пища (назначается при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, остром гастрите); стол № 7 – диета с резким ограничением поваренной соли и белков (при заболеваниях почек); стол № 9 – преимущественно ьелковая пища с ограничением углеводов ( при сахарном диабете); стол № 10 – молочно-растительная диета с ограничением соли и жиров (при заболеваниях сердечно-сосудистой системы) и др
Диету назначает врач.
Лечебное питание должно быь достаточно динамичным. Необходимость динамичости диктуется тем, что всякая диета в том или ином отношении является ограничительной, а следовательно, односторонней и неполноценной. Поэтому длительное соблюдение строгих диет может вести, с одной стороны, к частичному голоданию организма в отношении отдельных пищевых веществ, а с другой – к детренировке нарушенных функциональных механизмов в период восстановления.
Лечебное голодание.
Способность переносить относительно длительные периоды голодания человек унаследовал от своих далеких предков. Не только врачи древности, но и многие известные люди того времени знали о лечебном действии воздержания от пищи.
Период голодания может быть различным - от одного дня до нескольких недель.
Метод голодания как эффективное и дешевое лекарство любили прописывать знаменитые врачи древности Гиппократ (460-377 г.г. до н.э.) и Авиценна (1037-980 г.г.). Одним из активных пропагандистов этого метода был американский писатель Эптон Синклер, написавший книгу "Лечение голоданием" (1911 г.). Метод лечебного голодания пережил свои взлеты и падения, у него столько же сторонников, сколько и противников. Споры вокруг него продолжаются не одно десятилетие.
Основой действия голодных диет является дозированный стресс, приводящий к активированию всех систем, в том числе к усилению обмена веществ. При этом происходит расщепление “шлаков” и как следствие – “омоложение организма”. Дозированные голодные диеты в настоящее время рассматриваются как средства профилактики старения, продления жизни и омоложения; в то же время эти диеты повышают физическую активность и интеллектуальные способности, улучшают общее самочувствие. В настоящее время метод лечебного голодания используется в лечении многих сердечно- сосудистых, желудочно-кишечных, аллергических заболеваний, при ожирении и ряде психических расстройств.
К трудностям при использовании метода относятся психологические факторы - чувство голода и ощущение слабости. Для их преодоления рекомендуют ограничивать потребление углеводов и жиров, употреблять воду с добавлением лимонного сока, принимать комплексные витаминно-минеральные препараты для поддержания жизнеспособности организма. Рекомендуется оптимальное 26-часовое голодание с возможным применением душа, посещением бани и выполнением легких физических нагрузок.
Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
Дать определение рационального питания ;
-оздоровительного питания;
- лечебного питания.
Проанализировать их особенности.
Охарактеризовать биологически активные добавки к пище (БАДП) и пищевые добавки.
Назвать принципы лечебного питания.
Объяснить механизм оздоравливающего действия лечебного голодания.
- Модуль 3.
- 2. Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье.
- 3. Понятие об эндоэкологической болезни, мерах ее профилактики.
- 4.Биологическое загрязнение и здоровье человека.
- Антимикробные свойства пищи
- 5.Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
- Наследственность и здоровье
- Понятие о наследственности и изменчивости, их значение в воспроизведении здоровья.
- Процессы, определяющие здоровье (по г.Апанасенко)
- Классификация наследственных заболеваний.Особенности их клинических проявлений.
- Особенности клинических проявлений некоторых наследственных заболеваний.
- 3.Профилактика наследственных и врожденных заболеваний.
- 4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.
- Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
- 1. Понятие о биологических ритмах человека.
- Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
- Биологически активные добавки к пище
- Понятие о лечебном питании
- 3. Медико-психологические основы полового воспитания.
- 4. Понятие об искусственном аборте, его последствиях.
- 5.Современные методы контрацепции.