4.Биологическое загрязнение и здоровье человека.
Биологическое загрязнение- это увеличение количества болезнетворных микроорганизмов, вирусов, гельминтов, простейших в окружающей среде , чаще всего в атмосфере, воде, почве, а также они могут находиться и в теле живых организмов. Попадая в организм человека, биологические загрязнители вызывают у него различные инфекционные заболевания.
Так в почве часто обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. Основными их источниками являются теплокровные животные, в пищеварительном канале которых обитают указанные микроорганизмы. Попадая в почву, эти возбудители долгое время там сохраняются, сберегая патогенные свойства. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены и технологии консервирования некоторых продуктов ( особенно грибов). Из почвы болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды, а с водой – в организм человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.
Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды, где могут быть возбудители холеры, брюшного тифа, дизентерии, гепатита А, лертоспироза и др. Именно с водной средой были связаны большие эпидемии заразных кишечных инфекций (например, эпидемия холеры в Николаеве, Одессе и др.). Основными источниками микробного загрязнения воды являются фекалии человека и животных, канализационные стоки, которые не всегда должным образом очищаются.
Воздух ( как атмосферный, так и воздух помещений) нередко загрязняется возбудителями гриппа, дифтерии, всех детских инфекций ( коклюш, свинка, корь и др.), туберкулеза, менингита и др. Эти микроорганизмы попадают в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей, а также из почвы, загрязненных улиц, водоемов и т.д. Заражение здоровых происходит через дыхательные пути при вдыхании инфицированного воздуха ( воздушно-капельный механизм передачи). В организм человека за сутки попадает около 1 млрд. микробов.
Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаговых болезней. Учение о природной очаговости инфекционных болезней было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н.Павловским.
Особенностью природно-очаговых заболеваний является то, что их возбудители существуют в природе в пределах определенной территории вне связи с людьми или домашними животными. Они паразитируют в организме диких животных-хозяев. Передача возбудителей от животных к животному и от животного к человеку происходит преимущественно через переносчиков ( насекомые, клещи), а иногда без их участия.
Так на Украине ( Полесье) есть природное очаги клещевого энцефалита,
в Киевской области – природные очаги лептоспироза и др. Находясь в районах природно-очаговых заболеваний, необходимо соблюдать специальные меры
Следует знать, что многие пищевые вещества (особенно овощи и фрукты) обладают мощным антимикробным действием против большинства микроорганизмов, стимулируют иммунологические реакции организма, инактивируют эндо- и экзотоксины и должны быть использованы в повседневной жизни в процессе профилактики и лечения большинства инфекционных заболеваний.
Микроорганизмы | Нутриенты (пищевые вещества) |
Стафилококки | Малина, земляника, черника, клюква, морковь, свекла, баклажаны, фасоль, черноплодная рябина, цитрусовые, календула, кумыс, помидоры, чеснок, прополис, мед, черемша |
Дифтерийная палочка | Редька, чеснок |
Туберкулезная палочка | Черная смородина, айва, тыква, картофель, хрен, лук, горчица, чеснок, кисломолочные продукты, кумыс, витамины С, К |
Сальмонеллы | Черника, клюква, гранат, кизил, помидоры, бобы, кольраби,хрен, лук,горчица, чеснок, кумыс, яичный белок, прополис, мед. |
Дизентерийные палочки | Черная смородина, черника, гранат, баклажаны, помидоры, морковь, свекла, антоновка, дикая груша, вишня, хрен, лук,чеснок, чайный танин, аскорбиновая кислота |
Коклюшная палочка | Редька, аскорбиновая кислота |
Холерный вибрион Эль-Тор | Простокваша, чеснок |
Вирусы гриппа | Яблоки, чайный танин,суспензия из прополиса |
Вирус герпеса | Аскорбиновая кислота |
- Модуль 3.
- 2. Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье.
- 3. Понятие об эндоэкологической болезни, мерах ее профилактики.
- 4.Биологическое загрязнение и здоровье человека.
- Антимикробные свойства пищи
- 5.Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
- Наследственность и здоровье
- Понятие о наследственности и изменчивости, их значение в воспроизведении здоровья.
- Процессы, определяющие здоровье (по г.Апанасенко)
- Классификация наследственных заболеваний.Особенности их клинических проявлений.
- Особенности клинических проявлений некоторых наследственных заболеваний.
- 3.Профилактика наследственных и врожденных заболеваний.
- 4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.
- Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
- 1. Понятие о биологических ритмах человека.
- Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
- Биологически активные добавки к пище
- Понятие о лечебном питании
- 3. Медико-психологические основы полового воспитания.
- 4. Понятие об искусственном аборте, его последствиях.
- 5.Современные методы контрацепции.