5.Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
Физическое загрязнение – это загрязнение, связанное с изменением физических параметров окружающей среды. В зависимости от того, какие именно параметры превышают ПДК, различают следующие виды физического загрязнения:
- тепловое
- световое;
- шумовое;
- электромагнитное;
- радиактивное,
- радиационное..
Температурное (тепловое) загрязнение. Важным метеоэлементом окружающей среды есть температура, особенно в сочетании с высокой или очень низкой влажностью и скоростью ветра: при сильном ветре и высокой влажности воздуха холодные дни кажутся еще более холодными (это способствует переохлаждению человека, возникновению общего замерзания или отморожений), а жаркие – еще более жаркими. При высокой температуре окружающей среды повышенная влажность вызывает дискомфорт, нарушается выделительная функция, уменьшается эффективность отдачи тепла теплопроведением и теплоизлучением. При таких условиях возникает угроза перегревания организма с одновременным нарушением функции кровообращения и дыхания.
Влияние температуры воздуха на артриты и артрозы ( заболевания, проявляющиеся болью в суставах и изменением их формы) отмечали ученые еще более 2 тысяч лет назад. Такие люди реагируют на значительное похолодание и сильный ветер, но не реагируют на смену влажности воздуха. Проявления болезни сочетаются с ненормальным увеличением содержания в крови и тканях биологически активного вещества – серотонина, что влияет на протекание нервных процессов в ЦНС.
Шумовое загрязнение. Шум – беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Источники - производственное оборудование, транспорт, бытовые приборы, военная техника, рок-группы, общественные места (в том числе школы). Шум в 20-30 децибелов (дБ) – практически безвреден. Допустимые нормы шума: для жилых помещений днем – до 40 дБ, ночью – до 30 дБ, для лабораторий, инженерных помещений – до 56 дБ, для рабочих мест – до 80 дБ. Превышение показателей неблагоприятно сказывается на здоровье. Звук в 130 дБ может вызывать различные болевые ощущения, звук в 150 дБ – непереносимый для человека (в средние века существовал вид казни « под колокол» – мучительная, медленная смерть).
Механизм действия шума на организм сложен и до сих пор еще недостаточно изучен. Обычно, основное внимание уделяют состоянию органа слуха, так как слуховой анализатор в первую очередь воспринимает звуковые колебания и прежде всего поражается при действии шума. Это объясняется поражением внутреннего уха ( при этом в патогенезе поражения органа слуха нельзя исключить и роль ЦНС – переутомление корковых слуховых центров).
Однако, за счет раздражающего и травмирующего действия шума на периферическую часть вегетативной нервной системы изменяется функция и внутренних органов. Основные проявления воздействия шума – головная боль тупого характера, чувство тяжести в голове, повышенная раздражительность, усиление агрессивности, быстрая утомляемость, неврозы, снижение памяти, внимания, умственной активности, повышенная потливость ( особенно при волнении), нарушение ритма сна, подергивания век и рук, похолодание кистей и стоп, снижение аппетита, тошнота, изжога, чувство «вбитого кола» в животе, неустойчивый стул со склонностью к запорам и др. Шум обладает кумулятивным эффектом, то есть акустические раздражения , накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
Интенсивное и длительное влияние шума проявляется и на состоянии желчного пузыря и желчных протоков – могут быть дискинезии, воспалительные изменения, желчно-каменная болезнь. Кроме того, отмечаются сердечно-сосудистые заболевания, в том числе гипертония, язвенная болезнь, «шумовое» опьянение.
В настоящее время специалисты говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.
Особенно мешает немонотонній шум с большими резкими скачками громкости (хлопки, лай собак, крики). Особую проблему в учебных, жилых и производственных помещениях составляют помехи в общении. Считают, что для полной разборчивости фраз уровень шумовых помех должен быть примерно на 10 дБ ниже уровня звуков речи. На уроках иностранного языка и на уроках, на которых должна усваиваться сложная информация, разница между уровнем разговора и шума должна составлять не менее 20 дБ.
Однако и абсолютная тишина пугает и угнетает человека. Инфразвуки (неслышимые звуки) влияют на психическую сферу человека, поражают все виды интеллектуальной деятельности, ухудшают настроение, вызывают ощущение растерянности, тревоги, страха, испуга, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Ультразвуки также опасны, особенно негативно влияют на клетки нервной системы.
Электромагнитное загрязнение. Естественными источниками такого загрязнения являются постоянное электрическое и магнитное поля Земли, радиоволны, генерируемые космическими источниками ( Солнце, звезды),электрические процессы в атмосфере ( разряды молний) искусственными источниками – высоковольтные линии электропередач, радиопередач, теле- и радиолокационные станции, электротранспорт ( трамвай, троллейбус), трансформаторные подстанции, бытовые электроприборы, компьютор, СВЧ-печи, сотовые и радиотелефоны, спутниковая радиосвязь и т.п. Электромагнитные излучения могут быть различной частоты – ВЧ, СВЧ. Известно, что чем выше частота, тем более выражено биологическое действие, или, другими словами, агрессивность по отношению к любому биологическому объекту. Энергетическое (физическое) воздействие электромагнитных излучений на человека может быть различной степени и силы: от неощутимого человеком (что наблюдается наиболее часто) до теплового ощущения при излучении высокой мощности.
Биологическое действие ЭМП проявляется в нарушении деятельности нервной (в первую очередь ЦНС, что фиксируется на электроэнцефалограмме) и эндокринной систем, защитных реакций организма, снижении потенции, в результате чего нарушается детородная функция. Все наблюдаемые изменения в состоянии организма можно представить в виде радиоволновой болезни. Она проявляется в виде трех основных признаков –
- астенический (угнетенное настроение, нарушение памяти, невозможность запомнить слова, нервозность и др.)
- астено-вегетативный
- гипоталамический (с гормональными, половыми нарушения и др.)
Подобные изменения могут наблюдаться и в период магнитных бурь, увеличивается количество сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшается состояние больных гипертонической болезнью, нарушаются процессы обмена веществ и др.
Есть данные о том, что ЭМИ отрицательно влияет на работу эпифиза – придатка мозга, ответственного за регуляцию суточных биоритмов; при длительном сидении перед комъютером появляются те же признаки, что и при десинхронозе ( нарушении нормального ритма жизнедеятельности), провоцируются депрессии, нипертонические кризы, инфаркты миокарда и даже суицид.
В международной программе, разработанной под эгидой ВОЗ по биологическому действию ЭМП, приводится точка зрения, что заболевания раком, изменения в поведении, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, синдром внезапной остановки сердца у грудных детей являются следствием воздействия ЭМП.
Практические рекомендации по защите от электромагнитных полей и излучений
К организационным мероприятиям по защите от действия ЭМП относятся:
- выбор режимов работы излучающего оборудования, обеспечивающего уровень излучения, не превышающий предельно допустимый;
- ограничение места и времени нахождения в зоне действия ЭМИ (защита расстоянием и временем), в том числе при работе с компъютером;
- обозначение и ограждение зон с повышенным уровнем электромагнитных полей.
К инженерно-техническим защитным мероприятиям относится экранирование электромагнитных полей непосредственно в местах пребывания человека ( экранирование источников ЭМИ от людей и наоборот – экранирование людей от источников ЭМП).
Для ограничения воздействия электромагнитных излучений в домашних условиях рекомендуется соблюдать следующее:
- Не злоупотреблять электрическими благами цивилизации - все хорошо в меру.
- Особое внимание уделить спальне ( т.к. наиболее опасно излучение, когда человек, особенно ребенок, спит) – ни в коем случае не устанавливать в спальне компъютер, « базу» для радиотелефона, не пользоваться никакими устройствами для подзарядки, не ставить электронагреватель близко к постели (особенно к детской), а электронные часы-будильник – не ставить в изголовье кровати В идеале в спальне вообще не должно быть никаких источников ЭМИ.
- Телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон на ночь обязательно отключать от электросети.
- Не делать петель и колец из проводов – этим многократно увеличивается уровень ЭМП.
- Не использовать модели электроприборов с большим уровнем электропотребления (чем меньше мощность бытового прибора, тем лучше)
- Не спать головой к углу комнаты (обычно излучение от многих источников «собирается» в углах).
- Чаще проветривать помещение: помимо притока кислорода это позволит снизить аэроионное загрязнение помещения из-за работающих мониторов ПК, экрана телевизора и др.
- Не включать одновременно более двух находящихся рядом электроприборов.
- Использовать в квартире ионизатор воздуха.
- Иметь в помещении больше комнатных домашних цветов (бегонии, фиалки и др.). Распространенное мнение, что вредное ЭМИ берет на себя кактус, не соответствует действительности – у него нет «приспособлений» для поглощения какого-либо вида излучений.
- Регулярно включать в свой рацион продукты, содержащие антиоксиданты (вещества, восстанавливающие клеточные повреждения, возникающие под действием неблагоприятной среды, в том числе и ЭМИ) – брокколи, белокочанная капуста, морковь, шпинат, черника, земляника, клубника, малина, виноград ( особенно темных сортов), апельсины, грейпфрути др.
Не позволять организму обезвоживаться. Напитки должны составлять не менее 1 –1,5 литра в сутки. Наиболее эффективным средством предупреждения изменений в организме, вызванных облучением (в том числе и ЭМИ) является зеленый чай.
Включить в меню ростки пшеницы, являющиеся хорошим методом профилактики вредного влияния ЭМИ.
Вопрос о воздействии излучения мобильных телефонов на организм пользователя до сих пор остается открытым. Многочисленные исследования, проведенные учеными разных стран на биологических объектах ( в том числе и на добровольцах) привели к неоднозначным, иногда противоречащим друг другу результатам. Неоспоримым остается лишь тот факт, что организм человека «откликается» на наличие излучения сотового телефона. Действительно, мобильный телефон – этот миниатюрный радиопередатчик, плотно прикладывается к уху. При этом антенна (встроенная или нет) находится в непосредственной близости от головы человека. Таким образом, электромагнитные волны просто не могут не проникать в голову пользователя.
Специалисты рекомендуют соблюдать некоторые меры предосторожности владельцам «мобильников»:
- Не пользуйтесь сотовым телефоном без необходимости.
- Разговаривайте непрерывно не более 3-4 минут.
- Не допускайте, чтобы МРТ пользовались дети, не достигшие подросткового возраста; в докладе Управления исследований Европейского парламента говорится, что детский мозг особенно подвержен воздействию электромагнитного излучения, что приводит, в частности, к ослаблению иммунитета и ряду неврологических расстройств, а также замедляет развитие ребенку и, как минимум, вредит его успехам в учебе.
- При покупке выбирайте сотовый телефон с меньшей максимальной мощностью излучения.
- Непосредственно в период вызова, когда «мобильник» ищет соту и мощность излучаемого ЭМИ наибольшая, стоит отвести руку с телефоном на 15-20 см от головы. Когда связь с абонентом установлена, уровень излучения резко снижается и можно спокойно разговаривать. Для людей, окружающих человека, разговаривающего по мобильному радиотелефону, электромагнитное поле, создаваемое МРТ, не представляет никакой опасности.
Рекомендованная литература:
Основная:
1.Бобрицька В.І.,Гриньова М.В. Валеологія – Полтава:”Скайтек”, 2000 – Ч.2 – 160 с.
2.Основы валеологии ( под ред. Акад. В.П.Петленко) – Кн.1: Киев, Олимпийская литература, 1998 – 435 с.
Дополнительная:
3. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов –М.,: Флинта: Наука, 2002 – 416 с.
4. Запольський А.К., Салюк А.І. Основи екології: Підручник ( за ред. К.М. Ситника. )- К.: Вища шк., 2001 – 358 с.
5. Малахов Г.П. Электромагнитное излучение и ваше здоровье.-СПб.: ИК «Невский проспект», 2003.-128 с.
6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учебное пособие для студ. высш.пед.учебн.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 302 с.
7. Медико-біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів ( під редакцією П.Д.Плахтія) – Кам”янець-Подільський, 2000 – 408 с.
8. Хижняк М.І., Нагорна А.М. Здоров”я людини та екологія.–К.,1995– 232 с.
9. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке – М., ФАИР-ПРЕСС, 2001-208 с.
Проработав текст лекции и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
1. рассказать, какие факторы формируют внешнюю среду и оказывают существенное влияние на состояние здоровья человека.
2. иметь представление о том, к каким нарушениям здоровья человека может привести загрязнение воды ( химическое и биологическое).
3. объяснить источником каких вредных химических веществ является автотранспорт и каково их воздействие на организм человека.
4. охарактериовать, каким образом загрязнение почвы влияет на здоровье человека.
5. объяснить с каким тяжелым заболеванием и почему сравнивают эндоэкологическую болезнь.
6. охарактеризовать,что такое диоксины и каковы источники их появления в окружающей среде и в организме человека; описать последствия их влияния на организм.
7. сформулировать, в чем опасность нитратов для здоровья человека.
8. рассказать каковы виды физического загрязнения окружающей среды и какие из них в наибольшей степени влияют на организм.
9. описать механизм негативного воздействия шума на здоровье человека.
10. рассказать о воздействии электромагнитные излучения на организм человека.
11. объяснить, какими мерами можно уменьшить попадание в организм человека вредных химических веществ из воздуха, почвы, воды и
как можно защитить внутреннюю среду организма от загрязнения.
12. назвать продукты, которые можно систематически включать в рацион для снижения вреда современной экологической обстановки на здоровье человека.
13. перечислить, какие существуют канцерогенные факторы жилища и как снизить их негативное влияние на организм.
14. объяснить как можно уменьшить воздействие электромагнитных излучений на организм.
Лекция 5.
- Модуль 3.
- 2. Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье.
- 3. Понятие об эндоэкологической болезни, мерах ее профилактики.
- 4.Биологическое загрязнение и здоровье человека.
- Антимикробные свойства пищи
- 5.Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
- Наследственность и здоровье
- Понятие о наследственности и изменчивости, их значение в воспроизведении здоровья.
- Процессы, определяющие здоровье (по г.Апанасенко)
- Классификация наследственных заболеваний.Особенности их клинических проявлений.
- Особенности клинических проявлений некоторых наследственных заболеваний.
- 3.Профилактика наследственных и врожденных заболеваний.
- 4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.
- Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
- 1. Понятие о биологических ритмах человека.
- Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
- Биологически активные добавки к пище
- Понятие о лечебном питании
- 3. Медико-психологические основы полового воспитания.
- 4. Понятие об искусственном аборте, его последствиях.
- 5.Современные методы контрацепции.