Модуль 3.
Влияние окружающей среды и наследственности на здоровье человека
(18 часов)
Лекция 4
Экология и здоровье человека
Основные вопросы:
1. Понятие о загрязнении окружающей среды, его источниках, видах.
2. Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье.
3. Понятие об эндоэкологической болезни, мерах ее профилактики.
4. Биологическое загрязнение и здоровье человека.
5. Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
1. Понятие о загрязнении окружающей среды, его источниках, видах.
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Общеизвестно, что природа – необходимая среда существования человечества и вместе с тем – источник всех потребляемых им материальных благ. С первых мгновений жизни и до последней минуты организм человека взаимодействует с внешней средой.
Внешняя ( окружающая) среда как целостная система включает в себя большое число различных факторов, влияющих на здоровье человека: химические, физические, биологические, психические, социальные.
Раздел валеологии, изучающий влияние на здоровье природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе, называется экологическая валеология. Она же определяет и поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.
Напомним, что среди основных факторов здоровья человека влияние внешней среды составляет 20%. В большей степени негативное воздействие оказывают антропогенные факторы, приводящие к появлению новых условий среды, к котрым в организме человека нет эффективных средств адаптации или защиты. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции.
Когда анализируешь эволюцию жизни на Земле, првматривается печальная для человечества закономерность: каждый биологический вид, появившись и пережив пик своего расцвета, вымирает. Сейчас на Земле живет не более 0,01% всех видов, рожденных эволюцией. Каждый биологический вид вымирал по одной простой причине: меняются условия жизни, к которым он приспособлен. Является ли человек исключением? Избежит ли человек судьбы динозавра?
Именно валеология должна, с одной стороны, изучить характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, с другой – разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.
«Мы будем развиваться как цивилизованное общество, если сможем защитить приду от нас и нас от загрязненной природы» - Владислав Гончарук, профессор, академик, директор института коллоидной химии и воды Украинв.
Загрязнение природной среды - это увеличение в ней концентрации химических, биологических или физических агентов сверх определенной концентрации ( ПДК).
Загрязнение окружающей среды может быть связано с естественными факторами:
- извержение вулканов
- землетрясения
- выход газов из недр Земли
- лесные пожары
- космическая пыль
- гниение и разложение органических веществ и др.
и антропогенными факторами:
- промышленные и сельскохозяйственные предприятия
- транспорт
- городское коммунальное хозяйство и др
Основные виды загрязнения:
- физическое
- химическое ( загрязнение тяжелыми металлами, пестицидами, отдельными химическими веществами и элементами, широко используемыми человеком на производстве и в быту)
- физико – химическое (аэрозольное)
- биологическое
- Модуль 3.
- 2. Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье.
- 3. Понятие об эндоэкологической болезни, мерах ее профилактики.
- 4.Биологическое загрязнение и здоровье человека.
- Антимикробные свойства пищи
- 5.Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
- Наследственность и здоровье
- Понятие о наследственности и изменчивости, их значение в воспроизведении здоровья.
- Процессы, определяющие здоровье (по г.Апанасенко)
- Классификация наследственных заболеваний.Особенности их клинических проявлений.
- Особенности клинических проявлений некоторых наследственных заболеваний.
- 3.Профилактика наследственных и врожденных заболеваний.
- 4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.
- Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
- 1. Понятие о биологических ритмах человека.
- Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
- Биологически активные добавки к пище
- Понятие о лечебном питании
- 3. Медико-психологические основы полового воспитания.
- 4. Понятие об искусственном аборте, его последствиях.
- 5.Современные методы контрацепции.