4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.
Степень этого риска можно выяснить при медико-генетическом консультировании.
Медико-генетическое консультирование – это обмен информацией между врачом и пациентом. Задача врача – поставить в известность будущих родителей о состоянии генофонда семьи, о возможных опасностях и последствиях проявления генетических заболеваний у потомства.
Задача пациента – представить врачу необходимую информацию, на основе которой он сделает вывод о наследственности пациента.
Вопрос о зачатии или отказе от деторождения решают супруги, опираясь на рекомендации врача-специалиста.
В медико-генетические консультации обязательно должны обращаться :
Здоровые родители, укоторых родился больной ребенок;
Семьи, где болен один из родителей;
Семьи, имеющие по линии одного из родителей родственников с наследственной патологией,
Семьи, где имелись случаи мертворождений детей, самопроизвольных абортов и др.
Такой подход к делу планирования семьи нисколько не противоречит морально-этическим нормам и помогает предотвратить рождение детей с наследственной патологией.
Рекомендованная литература по теме, рассмотренной в лекции:
Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 304 с.
Апанасенко Г.Л., Л.А.Попова. Медицинская валеология.: - Київ, “ здоров’я”, 1998.-стр.90-103
Баев А.А. Геном человека// Человек. – 1995. - № 2. - С. 4-13.
Биологический потенциал человека: генетика, адаптивные возможности и конституции/ В кн. В.П. Казначеева, В.П. Петленко, С.В. Петленко «Етюды интегральной медицины и валеологии». – Санкт-Петербург, 1997. – С. 141 – 196.
Бодров С. В. Проблемы века// Природа и человек. – 1999. - № 1. – С. 8-10.
Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.-М.: Флинта: Наука, 2002.-стр.40-45.
Валеологія: Навч. Посібник для студентів вищих закладів освіти: /за ред. В.І.Бобрицької.-Полтава: “Скайтек”, 2000.- Ч.1-стр.69-80.
Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. – Киев, «Здоровья», 1991, стр. 152-174.
Валеология человека: софотерапия, здоровье и креативная антропософия/ В кн. В.П. Казначеева, В.П. Петленко, С.В. Петренко «Етюды интегральной медицины и валеологии». – Санкт-Петербург, 1997. – С. 118 – 130.
Иванов В.И. Геном человека// Человек. – 1995. - № 1. - С. 7-20.
Клонирование человеческих существ// Человек.. – 1998. - № 3. - С. 29-32.
Максимов Н. Клоны генома// Знание – сила. – 2000. - № 7. – С. 72-73. 133
Медицинская генетика: Учебник/ Н.П.Боков, А.Ю.Асанов и др.; Под ред. Н.П.Бочкова.-М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – стр.93-123.
Пряхин В. Смерть цивилизации или всеобщее воскрешение?/ / Наука и религия. – 1998. - № 4. – С. 7-9.
Уманский К.Г. Невропатология для всех. Книга 2 - я. – М.: Знание, 1989. – С.60 – 74.
Хаблицкая С. Поклон с того света// Комсомольская правда. – 2000. – 20 окт. – С. 19.
Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С. 30-35.
Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:
Охарактеризовать процессы, определяющие здоровье человека (по Г.Л.Апанасенко).
Объяснить значение репродуктивного здоровья человека для улучшения демографической ситуации Украины.
Классифицировать наследственные факторы, определяющие здоровье человека.
Иметь представление о возможные причинах «поломки» генов.
Дать определение наследственных заболеваний.
Привести сведения об основных группах наследственных заболеваний.
Привести примеры хромосомных заболеваний, объяснить их причину.
Назвать признаки, позволяющие заподозрить хромосомную патологию у человека.
Привести примеры генных заболеваний.
Объяснить отличия наследственных и врожденных заболеваний.
Рассказать о методах профилактики наследственных заболеваний.
Аргументировать необходимость подготовки будущих родителей к зачатию ребенка.
- Модуль 3.
- 2. Виды химического загрязнения окружающей среды, их влияние на здоровье.
- 3. Понятие об эндоэкологической болезни, мерах ее профилактики.
- 4.Биологическое загрязнение и здоровье человека.
- Антимикробные свойства пищи
- 5.Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека.
- Наследственность и здоровье
- Понятие о наследственности и изменчивости, их значение в воспроизведении здоровья.
- Процессы, определяющие здоровье (по г.Апанасенко)
- Классификация наследственных заболеваний.Особенности их клинических проявлений.
- Особенности клинических проявлений некоторых наследственных заболеваний.
- 3.Профилактика наследственных и врожденных заболеваний.
- 4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.
- Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение.
- 1. Понятие о биологических ритмах человека.
- Проработав рекомендованную литературу, студент должен уметь:
- Биологически активные добавки к пище
- Понятие о лечебном питании
- 3. Медико-психологические основы полового воспитания.
- 4. Понятие об искусственном аборте, его последствиях.
- 5.Современные методы контрацепции.