logo
Модуль 3 лекции4 и 5 самост раб

4.Отказ от деторождения в случаях высокого риска наследственной и врожденной патологии.

Степень этого риска можно выяснить при медико-генетическом консультировании.

Медико-генетическое консультирование – это обмен информацией между врачом и пациентом. Задача врача – поставить в известность будущих родителей о состоянии генофонда семьи, о возможных опасностях и последствиях проявления генетических заболеваний у потомства.

Задача пациента – представить врачу необходимую информацию, на основе которой он сделает вывод о наследственности пациента.

Вопрос о зачатии или отказе от деторождения решают супруги, опираясь на рекомендации врача-специалиста.

В медико-генетические консультации обязательно должны обращаться :

Такой подход к делу планирования семьи нисколько не противоречит морально-этическим нормам и помогает предотвратить рождение детей с наследственной патологией.

Рекомендованная литература по теме, рассмотренной в лекции:

  1. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 304 с.

  2. Апанасенко Г.Л., Л.А.Попова. Медицинская валеология.: - Київ, “ здоров’я”, 1998.-стр.90-103

  3. Баев А.А. Геном человека// Человек. – 1995. - № 2. - С. 4-13.

  4. Биологический потенциал человека: генетика, адаптивные возможности и конституции/ В кн. В.П. Казначеева, В.П. Петленко, С.В. Петленко «Етюды интегральной медицины и валеологии». – Санкт-Петербург, 1997. – С. 141 – 196.

  5. Бодров С. В. Проблемы века// Природа и человек. – 1999. - № 1. – С. 8-10.

  6. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.-М.: Флинта: Наука, 2002.-стр.40-45.

  7. Валеологія: Навч. Посібник для студентів вищих закладів освіти: /за ред. В.І.Бобрицької.-Полтава: “Скайтек”, 2000.- Ч.1-стр.69-80.

  8. Войтенко В.П. Здоровье здоровых. Введение в санологию. – Киев, «Здоровья», 1991, стр. 152-174.

  9. Валеология человека: софотерапия, здоровье и креативная антропософия/ В кн. В.П. Казначеева, В.П. Петленко, С.В. Петренко «Етюды интегральной медицины и валеологии». – Санкт-Петербург, 1997. – С. 118 – 130.

  10. Иванов В.И. Геном человека// Человек. – 1995. - № 1. - С. 7-20.

  11. Клонирование человеческих существ// Человек.. – 1998. - № 3. - С. 29-32.

  12. Максимов Н. Клоны генома// Знание – сила. – 2000. - № 7. – С. 72-73. 133

  13. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П.Боков, А.Ю.Асанов и др.; Под ред. Н.П.Бочкова.-М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. – стр.93-123.

  14. Пряхин В. Смерть цивилизации или всеобщее воскрешение?/ / Наука и религия. – 1998. - № 4. – С. 7-9.

  15. Уманский К.Г. Невропатология для всех. Книга 2 - я. – М.: Знание, 1989. – С.60 – 74.

  16. Хаблицкая С. Поклон с того света// Комсомольская правда. – 2000. – 20 окт. – С. 19.

  17. Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – С. 30-35.

Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

    1. Охарактеризовать процессы, определяющие здоровье человека (по Г.Л.Апанасенко).

    2. Объяснить значение репродуктивного здоровья человека для улучшения демографической ситуации Украины.

    3. Классифицировать наследственные факторы, определяющие здоровье человека.

    4. Иметь представление о возможные причинах «поломки» генов.

    5. Дать определение наследственных заболеваний.

    6. Привести сведения об основных группах наследственных заболеваний.

    7. Привести примеры хромосомных заболеваний, объяснить их причину.

    8. Назвать признаки, позволяющие заподозрить хромосомную патологию у человека.

    9. Привести примеры генных заболеваний.

    10. Объяснить отличия наследственных и врожденных заболеваний.

    11. Рассказать о методах профилактики наследственных заболеваний.

    12. Аргументировать необходимость подготовки будущих родителей к зачатию ребенка.