Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
Педагогическая практика в должности учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением речи является первой в серии практической подготовки учителей-логопедов. До выхода на практику студенты изучают разделы “Логопедии” (“Дислалия”, “Ринолалия”, “Дизартрия”, “Заикание”, “Преодоление фонетико-фонематического и общего недоразвития речи”), ряд технологий и практикумов логопедической работы, которые позволяют сформировать у студентов представления о причинах, проявлениях и структуре речевых нарушений, необходимых для организации и проведения коррекционной логопедической работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Для успешного прохождения педагогической практики студенты должны знать:
историю становления и современное развитие отечественной и зарубежной практики воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
систему образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации детей с дошкольного возраста с нарушениями речи;
особенности психофизического развития детей с дошкольного возраста с нарушениями речи;
функциональные обязанности специалистов и сотрудников дошкольного образовательного учреждения с нарушениями речи;
содержание и организацию логопедической и коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста нарушениями речи;
содержание и организацию коррекционно-развивающей работы в условиях специальных образовательных учреждений;
психолого-педагогические методы изучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи с опорой на детские виды деятельности;
педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи разных возрастных групп;
разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для организации логопедической работы с детьми дошкольного возраста, учитывающие их психического развития, компенсаторные и возрастные возможности;
формы и средства консультативной помощи родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Студенты должны уметь:
применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
формулировать логопедическое заключение на ребенка;
применять на практике теоретические и практические методы развития детей с нарушениями речи;
учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития детей с нарушениями речи;
подбирать дифференцированные методы для коррекционно-развивающей работы с детьми в зависимости структуры и тяжести речевого нарушения;
подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал, соответствующий возрастным и психологическим возможностям детей;
применять полученные знания в работе с родителями детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
анализировать современную общую и специальную литературу и использовать ее для совершенствования своих знаний, умений и навыков.
Целью педагогической практики является овладение навыками профессиональной деятельности учителя-логопеда, формирование целостного представления о ребенке с отклонениями и нарушениями в развитии речи.
Задачи практики:
Углубление теоретических знаний студентов по курсу “Логопедия” и смежным дисциплинам.
Формирование навыков сбора и анализа общего и речевого анамнеза детей с нарушениями речи.
Формирование навыков проведения обследования детей с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование умения вести медико-педагогическую документацию.
Формировать умение планировать и проводить логопедическую работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование умения планировать, организовывать и проводить индивидуальные и фронтальные занятия с детьми дошкольного возраста.
Закрепление навыков наблюдения за детьми и оценки речевого поведения детей.
Организация работы студентов
Педагогическая практика проводится в детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи или в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи детских садов комбинированного вида. Продолжительность практики 4 недели.
Практика проводится 4 недели в 6 семестре.
Студенты работают в соответствии с расписанием рабочего дня учителя-логопеда и индивидуальными планами по 6 часов ежедневно: 4 часа отводится для занятий с детьми, 2 часа – на подготовку к занятиям, выполнение задания практики, работу в методическом кабинете дошкольного учреждения, оформление документации.
В начале практики составляется график работы студента, изменения которого согласуется с учителем-логопедом.
В период практики каждый студент ежедневно проводит индивидуальные и фронтальные (подгрупповые) занятия с детьми в соответствии с перспективным планом логопедической работы.
Дневник педагогической практики ведется в течение всего периода в соответствии с требованиями (см. приложение).
Содержание работы. Студенты выполняют следующие задания: анализ анамнеза, проведение логопедического обследования двух детей, заполнение речевой карты.
Посещение индивидуальных и фронтальных занятий учителя-логопеда, занятий воспитателя. В дневнике практики ежедневно делается запись о содержании и приемах коррекционной работы, фиксируются особенности речевого поведения детей.
Знакомство с разными видами планов учителя-логопеда (перспективных тематических, планов фронтальных и индивидуальных занятий). Анализ перспективных тематических планов учителя-логопеда.
Планирование и проведение индивидуальных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения (содержание индивидуальных занятий и оценка их результата фиксируется в дневнике практики).
Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связного высказывания, подготовке к обучению грамоте.
Проведение игрового или развлекательного мероприятия во второй половине дня с учетом уровня речевого недоразвития детей группы. Содержание развлечения практикант определяет совместно с учителем-логопедом, воспитателями группы и музыкальным руководителем.
Участие вместе с учителем-логопедом в обследовании речи детей из общеобразовательных групп дошкольного учреждения или из других дошкольных учреждений.
Подготовка материала для стендовой консультации для родителей (тема консультации определяется совместно с учителем-логопедом).
Подготовка методического материала для обследования и индивидуальной работы (карточки, дидактические игры и т.д.) по согласованию с учителем-логопедом.
- Программа педагогической практики в должности учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Характер и организация деятельности студентов
- Литература для подготовки к индивидуальным и фронтальным занятиям
- Приложения
- Требования к дневнику педагогической практики и образец оформления
- 1 Страница
- 2 Страница
- Приложение 2 Требования к построению коррекционных занятий
- Приложение 3 Примерная схема конспекта индивидуального занятия
- Примерная схема конспекта фронтального занятия
- Примерная схема изучения детей с речевой патологией (психолого-медико-педагогическая характеристика)
- Примерная схема отчета студента о педагогической практике
- Примерные темы консультации для родителей детей дошкольного возраста