19.Принципы восприятия. Предметность, категоризация, целостность.
То, каким образом возникают ощущения, и как из них формируется восприятие, подчиняется 4 принципам: предметности, целостности, категориальности, константности.
Принцип предметности – мы воспринимаем не изолированные ощущения, а объекты внешнего мира, которые представляют собой обособленные в пространстве и времени физические тела.
Принцип целостности – отражает факт взаимосвязи элементов в целом образе, при этом восприятие целого не влияет на восприятие частей.
Принцип категориальности – каждый воспринятый образ мы относим к определенному классу объектов.
Принцип константности означает то, что у предметов есть постоянные свойства, и мы видим эти свойства в широком диапазоне изменения условий восприятия. Это значит, что белое в темноте все равно кажется белым.
- 1.Общая характеристика процессов ощущения и восприятия. Прижизненное научение и собственная активность субъекта как необходимое условие развития восприятия.
- 2.Сенсорные системы человека. Обзор.
- 3.Психофизика. Проблема абсолютных порогов ощущений. Методы психофизики.
- 4.Психофизика. Проблема пластичности абсолютных нижних порогов ощущений. Теория обнаружения сигнала (тос).
- 5.Проблемы дифференциальных порогов ощущений. Понятие езр.
- 6.Основной психофизический закон. Вариант Фехнера . Вариант Стивенса.
- 7.Понятие ощущения. Механизмы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация, контрастность, синестезия.
- 8.Гаптическая система восприятия. Возможности формирования культурной психики на основе гаптической системы восприятия. Работы Мещерякова. Иллюзия Аристотеля.
- 9.Вкусовые ощущения. Вкусовое восприятие. Культурная обусловленность. Восприятие запахов.
- 10.Слуховые ощущения. Кодирование информации в слуховой системе. Анп.
- 11.Восприятие музыки. Восприятие речи.
- 12. Зрительные ощущения. Кодирование информации в зрительной системе. Активность субъекта как фактор адекватного зрительного восприятия.
- 13. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы черт. Примеры.
- 14. Зрительное восприятие. Категоризация совокупности зрительных ощущений на основе гипотезы прототипов. Примеры.
- 15. Зрительное восприятие. Принципы организации зрительного поля. Гештальтпсихология.
- 16.Зрительное восприятие. Восприятие пространственных отношений.
- 17.Зрительное восприятие. Деятельностные детерминанты восприятия.(ст. Ярбуса, ст. Запорожца).
- 18.Ценности и потребности как организующие факторы восприятия (ст. Брунера).
- 19.Принципы восприятия. Предметность, категоризация, целостность.
- 20.Принципы восприятия. Константность.
- 21.Искусство памяти в античные и средние века. Технические и метафизические аспекты. Метод мест. Вербальные мнемотехники.
- 22.Феноменальная память. Случай Шерешевского.
- 24. Исследование развития высших форм запоминания с помощью методики двойной стимуляции (а.Н.Леонтьев). Параллелограмм развития памяти.
- 25. Мотивационный компонент мнемических процессов. Мотивационно обусловленное забывание в работах з.Фрейда и к.Левина. Эксперименты г.В.Биренбаум и б.В.Зейгарник.
- 26.Память и эмоции. Клиническое описание случая Ирен у п. Жане. Проблемы уровня активации и стресса. «Эффект оружия» э.Лофтус.
- 28. Зависимость эффективности непроизвольного запоминания от места материала в структуре деятельности (п.И.Зинченко).
- 29. Становление произвольной памяти в детском возрасте (з.М.Истомина). Несимметричность развития процессов произвольного запоминания и воспроизведения
- 30. Теория уровней переработки информации. Мнемический эффект как функция уровня переработки информации, детерминированного структурой задачи.