logo search
mikryukov бжд

Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов

 

Экспертиза безопасности должна производиться как на этапе проектирования любого вида оборудования, непосредственно обслуживаемого человеком, так и при эксплуатации. Первый этап экспертизы может производиться как проектными, так и независимыми общественными организациями.

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, имеющим аналоги, как правило, производится расчетная оценка ожидаемого уровня опасных и вредных факторов и сопоставление полученных значений с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяется фактическое значение этих факторов. В случае если эти значения превышают допустимые величины, установленные стандартами ССБТ, производится доработка оборудования путем введения соответствующих средств защиты или повышения их эффективности. Одновременно, используя статистические данные о травматизме и заболеваниях, устанавливают причины отказов систем, травм, профзаболеваний и разрабатывают соответствующие требования безопасности, в том числе устанавливают соответствующие показатели безопасности.

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением опасных и вредных факторов.

Для исключения эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, производится соответствующая проверка оборудования, как перед его первичным задействованием, так и в, процессе эксплуатации. Применительно к оборудованию повышенной опасности проводятся специальные освидетельствования и испытания.

При поступлении нового оборудования и машин на предприятие они проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности. Она проводится отделом главного механика (главным механиком) с привлечением механика того подразделения (цеха), где его планируют использовать. В случае поступления новых энергетических систем в проверке участвуют также главный энергетик и энергетик того подразделения, которое будет эксплуатировать новую энергетическую систему. В случае если оборудование не соответствует предъявляемым требованиям, оно не допускается к использованию, при этом составляется рекламация в адрес завода-изготовителя.

Ежегодно отдел главного механика проверяет состояние всего парка станков, машин и агрегатов цеха (в том числе и по показателям безопасности), по результатам которых составляют планы ремонтов и модернизации.

Основное оборудование электроустановок перед вводом в эксплуатацию подлежит испытаниям под нагрузкой не менее 24 ч, если нет других требований завода-изготовителя. При выявлении дефектов необходимо их устранение и проведение повторных испытаний. При приемке электрооборудования из ремонта должно быть проверено выполнение всех запланированных работ, внешнее состояния оборудования и проведено испытание электрооборудования рабочей нагрузкой в течение 24 ч.

При первом пуске или в случае изменения режима компрессорной установки, а также при пуске после капитального ремонта или другой длительной остановки определяют ее характеристики и сравнивают их с характеристиками, прилагаемыми к паспорту машины и заводской инструкции. При необходимости производится соответствующее регулирование по инструкции завода-изготовителя. Кроме того, необходимо периодически снимать индикаторные диаграммы с компрессорных и силовых цилиндров. Указанный контроль проводят мастер, дежурный инженер или техник.

Вновь установленные грузоподъемные машины до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные краны, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в 12 месяцев; полному — не реже одного раза в три года за исключением редко используемых (используемых только при ремонте оборудования), которые должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже, чем через каждые пять лет.

Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемного крана. Оно должно проводиться после монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место, реконструкции грузоподъемной машины и в некоторых других случаях.

Техническое освидетельствование грузоподъемной машины производится предприятием-владельцем, возлагается на инженерно-технического работника по надзору за грузоподъемными машинами и проводится при участии лица, ответственного за исправное их состояние. При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям. При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производят.

При техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть осмотрены и проверены в работе ее механизмы и электрооборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления, а также проверены освещение, сигнализация и габаритные размеры. Кроме того, при техническом освидетельствовании грузоподъемной машины должны быть проверены состояние ее металлоконструкций и сварных (заклепочных) соединений, а также кабины, лестниц, площадок и ограждений; крюка, деталей его подвески; канатов и их крепления; состояния блоков, осей и деталей их крепления, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов; заземление электрического крана с определением сопротивления растеканию тока; соответствие массы противовесов и др.

Статическое испытание грузоподъемных кранов производится нагрузкой на 25% превышающей их грузоподъемность, и имеет целью проверку прочности крана и отдельных его элементов, а у стреловых кранов – проверку грузовой их устойчивости. Динамическое испытание грузоподъемного крана производится грузом, на 10% превышающим его грузоподъемность, и имеет целью проверку действия механизмов и их тормозов. Динамические испытания допускается производить рабочим грузом. Порядок проведения статических и динамических испытаний грузоподъемных кранов изложен в соответствующих правилах.

Техническое освидетельствование лифтов следует проводить после монтажа лифта и регистрации его в инспекции Госгортехнадзора, а также периодически, один раз в 12 месяцев. Кроме того, проводят частичное техническое освидетельствование лифта при замене канатов кабины и противовеса, электродвигателя на двигатель с другими параметрами; капитальном ремонте лебедки, тормоза или их замене; замене ловителей, ограничителя скорости и/или гидравлического буфера (по результатам испытаний соответствующего узла). Частичное техническое освидетельствование без проведения статических и динамических испытаний выполняют также при внесении изменений в электрическую схему управления или при замене электрической проводки цепи управления; при изменении конструкции концевого выключателя, дверных контактов, автоматических замков, этажных переключателей или центрального этажного аппарата.

Техническое освидетельствование лифтов проводит инспектор Госгортехнадзора или представители специализированной обслуживающей организации в присутствии представителей администрации предприятия, которому принадлежит лифт, и лица, ответственного за исправное состояние и безопасную работу лифта.

При статических испытаниях лифтов проверяют прочность механизмов лифта, кабины, канатов, их крепления, действие тормозов, отсутствие проскальзывания канатов в ручьях канатоведущего шкива, надежность электрического торможения без механического тормоза. Статические испытания осуществляют при нижнем положении кабины в течение 10 мин при нагрузках, на 50% превышающих номинальную грузоподъемность лифта при испытаниях малых грузовых или грузовых лифтов без проводника, снабженных лебедкой барабанного типа; на 100% превышающих номинальную грузоподъемность при испытаниях лифтов всех других типов.

При динамических испытаниях кабину лифта нагружают силой, на 100% превышающей номинальную грузоподъемность, проверяя при этом действие механического оборудования, тормоза, ловителей и буферов.

Сосуды и аппараты, работающие под давлением перед пуском в эксплуатацию подвергаются техническому освидетельствованию. Последнее включает в себя визуальный осмотр и испытания на прочность, а в случае токсичных или дурно пахнущих тел – и на герметичность. Цель осмотра – выявление внешних дефектов конструкции, особенно сварных соединений, и покрытий. Испытания на прочность проводят водой, давление которой превышает рабочее. Степень превышения зависит от конструкции сосуда (сварной или литой), величины рабочего давления и отношения пределов прочности материала емкости на растяжение при нормальной температуре и при температуре эксплуатации. Время испытаний составляет от 10 до 60 минут в зависимости от толщины стенки емкости.

Осмотр сосудов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, проводят самостоятельно представители Госгортехнадзора и ответственный по надзору за безопасной эксплуатацией в организации, а испытания – представители надзорного органа. Освидетельствование не зарегистрированных сосудов проводится ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией в организации.

Частота освидетельствования сосудов под давлением зависит от вида сосуда, скорости коррозии его стенок. Внеочередное освидетельствование сосудов производится после их реконструкции и ремонта, при переносе их на новое место, при перерыве в эксплуатации 12 месяцев и более, при наложении на сосуд покрытия.

Испытания газопроводов на прочность и плотность производится согласно Правилам безопасности в газовом хозяйстве. Величина давления при испытаниях и их длительность регламентируются указанными Правилами в зависимости от вида газопроводов с учетом значения рабочего давления.

Системы отопления испытывают ежегодно перед пуском в эксплуатацию. Требования по испытаниям напорных водопроводов определены СНиП 2.04.02—84.

Предупредительный санитарный надзор за системами вентиляции промышленных предприятий проводится при: проектировании, строительстве, реконструкции или изменении профиля и технологии производства на предприятиях, в цехах, на участках; вводе в эксплуатацию вновь смонтированных и реконструированных систем вентиляции; вводе в эксплуатацию новых типов технологического оборудования, новых технологических процессов и новых токсичных химических веществ.

Новые или реконструированные вентиляционные системы промышленных предприятий принимает в эксплуатацию в установленном порядке специальная комиссия, в которую включается представитель санитарно-эпидемиологической службы. Текущий санитарный надзор за системами вентиляции действующих промышленных предприятий осуществляют в виде выборочного контроля состояния воздушной среды в рабочей зоне (или на постоянных рабочих местах) и в местах расположения воздухозаборных устройств, а также состояния и режима эксплуатации вентиляционных систем.

Периодичность выборочного контроля определяет санитарный врач, исходя из степени возможного вредного воздействия производственной воздушной среды на данном предприятии на организм работающих, особенностей технологического процесса и характера производственного оборудования, а также на основе анализа профессиональной заболеваемости на данном предприятии. Обычно контроль проводится в следующие сроки: в помещениях, где возможно выделение вредных веществ 1 и 2-го класса опасности — один раз в месяц; систем местной вытяжной и местной приточной вентиляции — 1 раз в год; подсистем общеобменной механической и естественной вентиляции — 1 раз в 3 года.

Важнейшим направлением обеспечения безопасной эксплуатации оборудования является контроль их параметров с целью предотвращения аварийной ситуации.

Основным методом контроля на сегодняшний день является инструментальный метод, основанный на использовании различных измерительных приборов, определяющих параметры оборудования и технологических процессов.

В качестве измерительных приборов в электроустановках в основном используются амперметры и вольтметры различных типов, а также встроенные в электрооборудование трансформаторы тока и напряжения, электропреобразователи.

При эксплуатации сосудов под давлением для контроля параметров используются манометры, термометры (жидкостные, термопары, термометры сопротивления), указатели (жидкостные и мембранные), водомерные стекла. Манометры предназначены для контроля давления в сосудах; с помощью термометров сопротивления можно дистанционно контролировать температуру в различных местах установки; указатели и водомерные стекла служат для контроля уровня жидкости.

На автомобильных и стреловых кранах для оценки ветровой нагрузки используются анемометры (допустимые скорости ветра при эксплуатации этих кранов указаны в их паспортах).

При эксплуатации газоопасных и взрывопожароопасных установок используются экспрессные и автоматические методы контроля концентраций веществ. Экспрессные методы основаны на использовании индикаторных трубок для определения концентрации газов и паров в воздухе. Эти методы достаточно просты и надежны, однако не позволяют непрерывно и автоматически контролировать чистоту воздуха, а, следовательно, не в полной мере удовлетворяют требованиям современных автоматизированных производств. Поэтому широкое применение нашли автоматические методы анализа воздуха. Приборы, действие которых основано на этих методах, обеспечивают быстроту и непрерывность, большую точность и объективность результатов анализа. Их можно использовать в качестве датчиков, фиксирующих наличие токсичных и взрывоопасных концентраций в воздухе производственных помещений при создании систем защиты.

Важное место в повышении безопасности оборудования и технологических процессов занимает функциональная диагностика. Она основана на текущем контроле правильности функционирования оборудования. С этой целью фиксируют показания контрольно-измерительных приборов, регистрирующих изменение рабочих параметров. Одним из методов функциональной диагностики является виброакустический метод. Акустическая и вибрационная диагностика производится непосредственно на этапе эксплуатации оборудования. Исходя из наличия в спектрах шума и вибраций характерных составляющих, определяют дефектные элементы машин, выявляют возникновение аварийных режимов (кавитации в насосах, вибрации металлорежущих станков и электродвигателей и т.п.).

Из других методов функциональной диагностики можно выделить метод определения и анализа индикаторных диаграмм, широко используемых применительно к компрессорам и холодильной технике (выявление дефектов клапанов, перетечек и т.п.). На основании полученных данных оценивают текущее состояние оборудования, прогнозируют изменения контролируемых параметров.