§4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
Эвакуация и рассредоточение городского населения — один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а, следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.
Эвакуация — организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в производстве, в том числе и учащихся, из городов в загородную зону.
Загородная зона – территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.
Рассредоточение - организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов народного хозяйства из городов и их размещение в районах загородной зоны, ближайших к границам городов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.
Рассредоточенные рабочие и служащие продолжают трудовую деятельность. Организованная доставка рабочих смен на предприятия в город и обратно должна производиться за время, не превышающее 4-х часов. По решению начальника ГО – руководителя территориального органа власти разрешается размещать их в зоне возможных слабых разрушений. Эвакуируемые неработающие члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в тех же населенных пунктах, что и рассредоточиваемые. При невозможности совместного размещения, члены семей расселяются в других пунктах на том же эвакуационном направлении.
Каждому объекту экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГОЧС. Размещение людей планируется исходя из местных условий. При определении таких районов принимаются во внимание возможности по обеспечению эвакуируемых жильем, защитными сооружениями, водой и другими видами жизнеобеспечения в особых условиях. Учитываются также наличие и состояние дорожно-транспортной сети, местных ресурсов для строительства недостающих простейших защитных сооружений и жилья.
Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать различными видами транспорта в конечные пункты назначения. Такой способ эвакуации называется комбинированным и является основным.
Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии. В состав комиссий включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.
Территориальные эвакуационные комиссии возглавляют заместители начальников ГО – руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, объектовые эвакокомиссии – заместители начальников ГО – руководителей объектов экономики.
В эвакокомиссиях объектов экономики обычно создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников эвакуационных эшелонов, автомобильных и пеших колонн.
Численность и состав эвакокомиссии определяется начальником ГО с учетом количества, подведомственных объектов и эвакуируемого населения.
Эвакуационные комиссии разрабатывают планы эвакуации, в которых обычно указывается:
порядок приведения эвакоорганов в готовность;
порядок оповещения населения о начале эвакуации и сроках выполнения эвакомероприятий;
численность эвакуируемых (по группам), районы расселения;
порядок вывоза (вывода) людей из города, организация инструктирования эвакуируемых;
порядок использования транспорта, пункты посадки и высадки, маршруты эвакуации;
порядок подготовки минимально необходимых грузов и документов, их погрузки, разгрузки и хранения;
начальники эшелонов, автоколонн, пеших колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) людей;
организация охраны общественного порядка на маршрутах движения;
организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения в загородной зоне;
организация защиты людей на маршрутах движения и в загородной зоне;
организация и порядок управления и связи в ходе эвакуации.
К Планам прилагаются карты, схемы, графики и расчеты (расчет эвакуируемого населения; схема дислокации исходных пунктов, пунктов посадки и высадки граждан; карты (планы) населенных пунктов с маршрутами эвакуации и справочные данные; состав эвакоорганов и сроки приведения их в готовность; схема оповещения и организации связи и управления; карта (план) размещения людей в загородной зоне и др.).
На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.
Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. В состав СЭП, как правило, входят начальник и его заместитель, группа регистрации и учета, группа формирования эшелонов и колонн, группа охраны общественного порядка, группа связи, медицинский пункт, комендантская служба. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.
Основные задачи СЭП:
поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанных к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации;
информирование о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону;
контроль за своевременным прибытием на СЭП транспорта;
организация отправки населения на пункты посадки на транспорт и исходные пункты маршрутов пешей эвакуации;
ведение учета вывозимого транспортом и выводимого пешим порядком населения;
представление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района);
оказание необходимой медицинской помощи нуждающимся на СЭП;
обеспечение общественного порядка на СЭП и укрытие эвакуируемого населения на СЭП в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.
Эвакуация и рассредоточение городского населения организуется и проводится после получения соответствующих распоряжений. С получением распоряжений на проведение эвакомероприятий эвакуационные комиссии уточняют численность эвакуируемых, расчеты на их вывоз транспортом и вывод пешим порядком, организацию медицинского обеспечения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности движения. Проверяется готовность маршрутов и транспортных средств, систем связи и оповещения к осуществлению эвакомероприятий. Готовятся пункты посадки людей на транспорт, районы их размещения в загородной зоне, привлекаемые к проведению эвакомероприятий силы и средства.
С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.
В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся вещи и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать под охрану домоуправления.
Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой помимо вещей и документов необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух- трехсуточный запас продуктов питания.
Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации в пути следования и по прибытии на сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства.
При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления. В группу управления входят представители объектов экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территории которых проходит маршрут. В целях обеспечения слаженности в работе, группа делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медицинской помощи, обеспечения и регулирования движения.
Выводимые пешим порядком формируются в колонны и направляются на исходные пункты, откуда начинают марш по установленному маршруту движения. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны – 3-4км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами – до 500 метров. Через каждый 1-1,5 часа движения назначаются малые привалы (не более 15-20 минут), а в начале второй половины суточного перехода – большой привал (1-2 часа), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.
Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности. Не допускается скученность колонн. По сигналу «Воздушная тревога» эвакуируемые укрываются в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Районы радиоактивного загрязнения и химического (бактериологического) заражения, находящиеся в пути, пешие колонны обходят с наветренной стороны, если обход невозможен – преодолеваются в средствах защиты и ускоренным темпом.
За пределами зон возможных разрушений (заражения, загрязнения) в ближайших к ним населенных пунктах вблизи путей эвакуации создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки людей и отправки их в место расселения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ проводится обмен или специальная обработка одежды и обуви.
Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты-встречи.
Эвакоприемные комиссии организуют прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения городов. В задачи эвакоприемной комиссии входит уточнение количества прибывших, оценка санитарно-эпидемической, радиационной и химической обстановки на территории своих населенных пунктов и внесение необходимых изменений в план размещения эвакуируемых, сбор и обобщение данных о приеме и размещении прибывшего населения. Возглавляется комиссия заместителем главы администрации района (города). В приемной эвакокомиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. В состав ПЭП, как правило, входят: группа встречи, приема и размещения эвакуированного населения; группа учета, отправки и сопровождения эвакуируемых; группа охраны общественного порядка; медицинский пункт; комендантская служба. Располагаются ПЭП вблизи пунктов высадки в общественных и административных зданиях.
Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприемных органов на транспорте или пешим порядком следуют в район размещения на местожительство.
Местное население готовит жилье для эвакуируемых и рассредоточиваемых, оборудует под противорадиационные укрытия имеющиеся заглубленные помещения (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим и такими предметами, как посуда, постельные принадлежности. Они должны проявлять к прибывшим максимум теплоты и заботы, особенно к пожилым людям и детям.
Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти через существующую торговую сеть.
Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов. ПЭП оборудуются простейшие укрытия, и предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются противорадиационные укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы………………..
- Предисловие
- Автор введение
- Раздел I человек и среда обитания
- Глава 1 защита от стихийных бедствий
- §1. Защита при землетрясении и извержении вулкана
- §2. Защита при ураганах, бурях, смерчах, грозах
- Шкала Бофорта
- §3. Защита при снежных заносах, метели, буране, пурге, вьюге, сходе лавин
- §4. Защита при селях и оползнях
- §5. Защита при лесных, степных и торфяных пожарах
- §6. Защита при наводнении
- Вопросы и задания
- Глава 2 защита при авариях (катастрофах) на транспорте
- §1 Защита при автомобильных авариях (катастрофах)
- §2 Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте
- §3 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте
- §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
- Вопросы и задания
- Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
- §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
- Правила поведения и действия при пожаре
- §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
- §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
- §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
- §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
- Вопросы и задания
- Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
- Вопросы и задания
- Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
- § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
- § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
- § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
- § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
- § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
- При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
- Вопросы и задания
- Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Вопросы и задания
- Глава 2 гражданская оборона
- Вопросы и задания
- Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
- §1. Ядерное оружие
- §2. Химическое оружие
- §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
- §4. Средства защиты от оружия массового поражения
- 4.1. Средства индивидуальной защиты
- 4.2. Средства коллективной защиты
- Вопросы и задания
- Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
- §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
- §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
- §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
- §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
- Вопросы и задания
- Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
- §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
- §2. Методика оценки устойчивости объектов
- §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
- Вопросы и задания
- Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
- §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
- §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
- §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
- §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
- §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
- §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
- §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
- §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
- Вопросы и задания
- Раздел III человек и техносфера
- Глава 1 физиология труда
- §1. Физиологические основы трудовой деятельности
- §2. Классификация трудовой деятельности
- §3. Режим труда и отдыха
- §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
- Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
- §1. Оптимальный микроклимат
- §2. Освещение
- §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
- Вопросы и задания
- Глава 3 производственные опасности и защита от них
- §1. Температурно-влажностный режим
- §2. Вредные вещества
- §3. Акустические колебания
- 3.2. Ультразвук
- 3.3. Инфразвук
- §4. Вибрация
- §5. Электромагнитные поля и излучения
- 5.1. Электрические поля
- 5.2. Электростатические поля
- 5.3. Магнитные поля
- 5.4. Электромагнитные излучения
- 5.4.1. Низкочастотные излучения
- 5.4.2. Радиочастотные излучения
- 5.4.3. Оптические излучения
- 5.4.4. Ионизирующие излучения
- 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
- §6. Электрический ток
- 6.1. Поражающее действие электрического тока
- 6.2. Защитные меры в электроустановках
- 6.3. Защитное заземление
- 6.4. Зануление и защитное отключение
- 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
- 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
- 6.6.1. Изолирующие штанги
- 6.6.2. Изолирующие клещи
- 6.6.3. Электроизмерительные клещи
- 6.6.4. Указатели напряжения
- 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
- 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
- 6.6.7. Изолирующие подставки
- 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
- 6.7.1. Временные переносные заземления
- 6.7.2. Временные переносные ограждения
- 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
- Вопросы и задания
- Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
- §1. Психология труда
- §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
- Вопросы и задания
- Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
- Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- Вопросы и задания
- Глава 2 охрана окружающей среды
- Вопросы и задания
- Глава 3 охрана труда
- §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
- §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
- §3. Обучение и инструктаж по охране труда
- Вопросы и задания
- Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
- Вопросы и задания
- Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
- Вопросы и задания
- Глава 6 безопасность в отрасли
- Вопросы и задания
- Раздел V национальная безопасность
- Глава 1 экономическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 2 внутриполитическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 5 информационная безопасность
- §1. Общие проблемы информационной безопасности
- §2. Информационные войны
- §3. Защита информации
- Вопросы и задания
- Глава 6 военная безопасность
- §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
- §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
- §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
- §4. Порядок прохождения военной службы
- Вопросы и задания
- Раздел VI международная безопасность
- Глава 1 военные аспекты международной безопасности
- Вопросы и задания
- Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
- Вопросы и задания
- Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
- Вопросы и задания
- Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
- Вопросы и задания
- Библиография
- Теоретические основы выработки решений
- 1. Общие понятия
- 2. Математическое моделирование
- 3. Метод сетевого планирования и управления
- 4. Методы экспертных оценок
- 5. Математические методы обработки высказываний экспертов