§2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
Согласно статистике 20-30% отказов технических систем прямо или косвенно связаны с ошибками человека. Ошибка человека определяется как невыполнение поставленной задачи, что может быть связано с повреждением оборудования, нарушением технологического процесса и т.д.
Надежность человека – оператора технических систем определяется его способностью выполнять в полном объеме возложенные на него задачи. Такой способностью обладает далеко не каждый человек в силу своих умственных, физических и других особенностей. Поэтому на каждом производстве введен профессиональный отбор, задачей которого является определение пригодности человека к той или иной работе.
Профессиональный отбор представляет собой специально организуемое исследование, основанное на четких качественных и количественных оценках, позволяющих не только выявить, но и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии. Для этого используются анкетный, аппаратурный и тестовый методы.
При проведении профессионального отбора различают готовность и пригодность к работе по той или иной профессии.
Профессиональная готовность определяется исходя из уровня образования, опыта и подготовки. Профессиональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека к конкретному виду деятельности.
Немаловажную роль в профессиональной пригодности играет совместимость человека и техники. При этом учитывают [Белов С.В. и др., 1999].
Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе производственной деятельности. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечностей оператора, расстояние до приборного пульта и др.
В целях обеспечения безопасности деятельности размеры тела человека необходимо учитывать в следующих случаях:
при определении оптимальной высоты от уровня пола или рабочей площадки зон наблюдения за работой механизмов, включая зону обработки, органы настройки, приборы контроля и сигнализации;
при расположении по высоте и фронту органов ручного управления машиной и особенно аварийных органов “стоп”;
при выборе формы и размеров органов управления.
Для правильного использования антропометрических данных человека при проектировании машин применяют методы сомографии или моделирования. Метод сомографии заключается в конструировании схематических изображений человеческого тела в разных положениях в зависимости от операций, которые он должен выполнять. В основе метода моделирования лежит использование моделей человеческой фигуры.
Биофизическая совместимость учитывает чувствительность организма человека к температурно-влажностному режиму, освещенности, механическим и акустическим колебаниям, ионизирующим излучениям, электрическому току и другим факторам трудовой деятельности.
Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений.
Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики органов чувств человека. Например, человек не может одновременно следить за показаниями десяти или более мониторов, отражающих характер производственного процесса, и корректировать их параметры и т.д.
Психологическая совместимость учитывает психические возможности человека. Необходимо учитывать особенности психики некоторых лиц, например, такие как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств. Кроме того, эффективность деятельности человека зависит от уровня психического напряжения. Превышение критического уровня ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.
Социальная совместимость связана с поведением человека в коллективе. Она учитывает отношение человека к конкретной социальной группе и наоборот – социальной группы к конкретному человеку.
Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, самого процесса труда. Например, всем знакомо положительное ощущение при пользовании изящно выполненным прибором или устройством. Для решения многочисленных и чрезвычайно важных технико-эстетических задач привлекаются художники-конструкторы, дизайнеры.
Важную роль при проведении профессионального отбора играет медицинский осмотр. Согласно ст. 213 ТК и ст. 14 Федерального закона "Об основах охраны труда РФ" работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в процессе трудовой деятельности) медицинских осмотров. Перед заключением трудового договора (контракта) с работником, руководитель организации должен определить необходимость направления работника на предварительный медицинский осмотр.
Особое внимание при проведении медицинских осмотров уделяется учету физических возможностей, антропометрических данных и психофизиологических данных (темперамент, способность к концентрации внимания, к восприятию большого объема информации, реакция на внешнее воздействие, психологическая устойчивость и т.п.). Водители транспортных средств должны правильно различать цвета, не иметь сильно выраженной близорукости и дальнозоркости. Электротехнический персонал, выполняющий работы по оперативному обслуживанию и ремонту электроустановок, а также работы по монтажу, наладке, испытаниям и измерениям в этих электроустановках не должны иметь увечий, ограниченной подвижности и некоторых заболеваний. К газоопасным работам не допускаются лица, имеющие заболевания органов дыхания и т.д.
Тестирование перед приемом на работу проводится с будущими операторами и диспетчерами сложных систем управления, ошибочные действия которых могут быть связаны с неправильным и неполным восприятием информации, ее неправильной обработкой. Операторы и диспетчеры сложных систем управления проходят тестирование на определение общего и структурно-логического объема памяти, способности к концентрации внимания как одномоментной, так и в течение рабочего дня, в том числе при наличии разного рода неблагоприятных воздействий (звуковых, световых), способности к переключению внимания. Кроме того, применительно к ним проводят оценку избирательности внимания, выявляют склонность к принятию решений, связанных с риском. Оценка объема памяти ведется по таблицам, содержащим различную визуальную информацию (геометрические фигуры, наборы цифр, тексты), после ознакомления с содержанием которых, испытуемый по возможности быстро воспроизводит эту информацию по памяти.
Особое внимание обращается на изучение быстроты реакции испытуемых. Для этой цели разработан рефлексометр РЦП-3, предназначенный для измерения простой и сложной реакции человека на световые и звуковые раздражители. Анализатор сенсомоторной координации АСК-3 позволяет оценивать общее время реагирования и точность реагирования. Измеритель критической частоты световых мельканий ИКЧ-2 позволяет выявлять степень утомляемости (в частности зрительной) отдельных лиц в процессе труда. Разработаны тесты на исследование глазомера.
Применительно к травмоопасным производствам в качестве элемента профотбора рекомендуется выявление с помощью специальных тестов психического склада человека. Имеются данные, что уровень травматизма среди холериков и меланхоликов выше, чем среди сангвиников.
Медицинское освидетельствование проводят при вредных условиях труда, а также при работах с повышенной опасностью травмирования. Система медицинских осмотров определена приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Она предусматривает предварительные, перед поступлением на работу, и периодические, в ее процессе, освидетельствования, цель которых выявить наличие медицинских противопоказаний к этой работе. Перечень такого рода противопоказаний для различных профессий дается в приказах.
Профессиональный отбор — одна из задач управления охраной труда на производстве. Требования к операторам технических систем определены в системе стандартов безопасности труда в разделе “Требования к персоналу” подсистемы, устанавливающей общие требования безопасности к производственным процессам.
В этом разделе для работ повышенной опасности оговаривается минимальный возраст; ограничения по полу (запрещение проведения женщинами сварки внутри емкостей, плазменного напыления и др.), уровень профессиональной подготовленности по безопасности труда. Например, необходимость специального обучения с проверкой знаний (компрессорщики), получение определенной группы по технике безопасности (электрики, сварщики и др.), прохождение аттестации перед допуском к работе (крановщики и др.). Специфика отдельных технологических процессов предъявляет к лицам, их выполняющим, дополнительные требования в части их психических возможностей, антропометрических данных, состояния здоровья. Соответствие этим требованиям также выявляется в рамках профессионального отбора и медицинских освидетельствований.
Подготовка работающих по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также к действиям в чрезвычайных ситуациях производится в рамках профессионального обучения в вузах, где преподается курс “Безопасность жизнедеятельности”. Специальные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности рассматриваются в спецкурсах. В последние годы начата подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности в системе переквалификации инженерных кадров.
Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний операторов технических систем возлагается на руководителя объекта (организации, учреждения).
Проверка знаний проводится по утвержденному графику комиссиями (не менее трех человек), назначенными приказом руководителя. Лицо, не сдавшее экзамен, должно пройти повторную проверку в течение месяца.
Внеочередные проверки знаний проводятся при назначении на новую должность, при вводе новых или переработанных правил, вводе новых оборудования или технологии, при переводе с одного предприятия на другое, при перерыве в работе продолжительностью более одного года.
Повышение знаний операторов технических систем по правилам и мерам безопасности труда осуществляется при повышении квалификации: на специальных курсах, семинарах, конференциях, в институтах повышения квалификации, на курсах при научно-исследовательских институтах и предприятиях, а также на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы………………..
- Предисловие
- Автор введение
- Раздел I человек и среда обитания
- Глава 1 защита от стихийных бедствий
- §1. Защита при землетрясении и извержении вулкана
- §2. Защита при ураганах, бурях, смерчах, грозах
- Шкала Бофорта
- §3. Защита при снежных заносах, метели, буране, пурге, вьюге, сходе лавин
- §4. Защита при селях и оползнях
- §5. Защита при лесных, степных и торфяных пожарах
- §6. Защита при наводнении
- Вопросы и задания
- Глава 2 защита при авариях (катастрофах) на транспорте
- §1 Защита при автомобильных авариях (катастрофах)
- §2 Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте
- §3 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте
- §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
- Вопросы и задания
- Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
- §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
- Правила поведения и действия при пожаре
- §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
- §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
- §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
- §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
- Вопросы и задания
- Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
- Вопросы и задания
- Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
- § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
- § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
- § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
- § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
- § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
- При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
- Вопросы и задания
- Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Вопросы и задания
- Глава 2 гражданская оборона
- Вопросы и задания
- Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
- §1. Ядерное оружие
- §2. Химическое оружие
- §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
- §4. Средства защиты от оружия массового поражения
- 4.1. Средства индивидуальной защиты
- 4.2. Средства коллективной защиты
- Вопросы и задания
- Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
- §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
- §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
- §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
- §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
- Вопросы и задания
- Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
- §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
- §2. Методика оценки устойчивости объектов
- §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
- Вопросы и задания
- Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
- §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
- §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
- §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
- §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
- §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
- §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
- §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
- §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
- Вопросы и задания
- Раздел III человек и техносфера
- Глава 1 физиология труда
- §1. Физиологические основы трудовой деятельности
- §2. Классификация трудовой деятельности
- §3. Режим труда и отдыха
- §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
- Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
- §1. Оптимальный микроклимат
- §2. Освещение
- §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
- Вопросы и задания
- Глава 3 производственные опасности и защита от них
- §1. Температурно-влажностный режим
- §2. Вредные вещества
- §3. Акустические колебания
- 3.2. Ультразвук
- 3.3. Инфразвук
- §4. Вибрация
- §5. Электромагнитные поля и излучения
- 5.1. Электрические поля
- 5.2. Электростатические поля
- 5.3. Магнитные поля
- 5.4. Электромагнитные излучения
- 5.4.1. Низкочастотные излучения
- 5.4.2. Радиочастотные излучения
- 5.4.3. Оптические излучения
- 5.4.4. Ионизирующие излучения
- 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
- §6. Электрический ток
- 6.1. Поражающее действие электрического тока
- 6.2. Защитные меры в электроустановках
- 6.3. Защитное заземление
- 6.4. Зануление и защитное отключение
- 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
- 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
- 6.6.1. Изолирующие штанги
- 6.6.2. Изолирующие клещи
- 6.6.3. Электроизмерительные клещи
- 6.6.4. Указатели напряжения
- 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
- 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
- 6.6.7. Изолирующие подставки
- 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
- 6.7.1. Временные переносные заземления
- 6.7.2. Временные переносные ограждения
- 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
- Вопросы и задания
- Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
- §1. Психология труда
- §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
- Вопросы и задания
- Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
- Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- Вопросы и задания
- Глава 2 охрана окружающей среды
- Вопросы и задания
- Глава 3 охрана труда
- §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
- §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
- §3. Обучение и инструктаж по охране труда
- Вопросы и задания
- Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
- Вопросы и задания
- Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
- Вопросы и задания
- Глава 6 безопасность в отрасли
- Вопросы и задания
- Раздел V национальная безопасность
- Глава 1 экономическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 2 внутриполитическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 5 информационная безопасность
- §1. Общие проблемы информационной безопасности
- §2. Информационные войны
- §3. Защита информации
- Вопросы и задания
- Глава 6 военная безопасность
- §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
- §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
- §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
- §4. Порядок прохождения военной службы
- Вопросы и задания
- Раздел VI международная безопасность
- Глава 1 военные аспекты международной безопасности
- Вопросы и задания
- Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
- Вопросы и задания
- Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
- Вопросы и задания
- Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
- Вопросы и задания
- Библиография
- Теоретические основы выработки решений
- 1. Общие понятия
- 2. Математическое моделирование
- 3. Метод сетевого планирования и управления
- 4. Методы экспертных оценок
- 5. Математические методы обработки высказываний экспертов