Глава 2 охрана окружающей среды
Система природоохраняющих законодательств в России имеет 4 уровня:
1. Законы.
2. Правительственные нормативные акты.
3. Нормативные акты министерств и ведомств
4. Нормативные решения органов местного самоуправления.
Важнейшим законодательным актом, направленным на охрану окружающей среды, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).
Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано также в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) и в Законе РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.).
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Федеральный законы: "Об охране атмосферного воздуха" (1999 г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.), "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), "Об отходах производства и потребления" (1998 г.).
Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные правила и нормы (СанПиНы), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Федерального горного и промышленного надзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы Министерства природных ресурсов РФ (МПР России), устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.
Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов "Охрана природы" – государственные стандарты.
Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя отраслевые стандарты (ОСТы), разного рода руководящие документы, положения и т.д. Эти нормативы представляют собой технические правила. В вышеперечисленных законах устанавливается юридическая ответственность за их неисполнение. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Президентом РФ, если они противоречат Закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации их в Минюсте РФ.
В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Действующей структурой органов управления предусматриваются органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.
К государственным органам специальной компетенции относится МПР России, МЧС России, Таможенный комитет.
На МПР России возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР России также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования.
Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России.
Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.
Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях: государственном, ведомственном, объектовом, общественном.
Органы государственного контроля за окружающей природной средой включают органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Федеральную службу по экономическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство здравоохранения и социального развития России (одна из функций которого — проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т.д.). Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.
Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.
Ведомственный контроль за окружающей природной средой осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.
На объектах охраной окружающей среды занимается специальные организационные службы (например, службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий) или одна из служб или отделов (например, служба главного механика, отдел главного энергетика).
Общественный контроль за охраной окружающей среды проводится профсоюзными организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют и другие общественные организации.
Особой формой охраны окружающей среды является экологический мониторинг окружающей среды, т.е. комплексная система наблюдений, оценки и прогнозов изменений состояния окружающей среды под воздействием человека.
В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, растительного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействовано МПР России.
Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности, своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.
В современном экологическом законодательстве существенно расширена ответственность за экологические правонарушения.
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, а также гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).
ГОСТ 17.2.3.01—86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов. ГОСТ 17.1.3.07—82 и Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения № 4630—88 устанавливают правила контроля воды водоемов и водотоков. ГОСТ 17.1.3.08—82 устанавливает правила контроля качества морских вод.
Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.
В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.
Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной предельно допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02—78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.
Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Более подробно эта проблема рассмотрена в главе «Глобальные экологические проблемы и пути их решения» раздела «Обеспечение международной безопасности».
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы………………..
- Предисловие
- Автор введение
- Раздел I человек и среда обитания
- Глава 1 защита от стихийных бедствий
- §1. Защита при землетрясении и извержении вулкана
- §2. Защита при ураганах, бурях, смерчах, грозах
- Шкала Бофорта
- §3. Защита при снежных заносах, метели, буране, пурге, вьюге, сходе лавин
- §4. Защита при селях и оползнях
- §5. Защита при лесных, степных и торфяных пожарах
- §6. Защита при наводнении
- Вопросы и задания
- Глава 2 защита при авариях (катастрофах) на транспорте
- §1 Защита при автомобильных авариях (катастрофах)
- §2 Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте
- §3 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте
- §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
- Вопросы и задания
- Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
- §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
- Правила поведения и действия при пожаре
- §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
- §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
- §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
- §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
- Вопросы и задания
- Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
- Вопросы и задания
- Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
- § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
- § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
- § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
- § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
- § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
- При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
- Вопросы и задания
- Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Вопросы и задания
- Глава 2 гражданская оборона
- Вопросы и задания
- Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
- §1. Ядерное оружие
- §2. Химическое оружие
- §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
- §4. Средства защиты от оружия массового поражения
- 4.1. Средства индивидуальной защиты
- 4.2. Средства коллективной защиты
- Вопросы и задания
- Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
- §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
- §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
- §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
- §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
- Вопросы и задания
- Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
- §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
- §2. Методика оценки устойчивости объектов
- §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
- Вопросы и задания
- Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
- §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
- §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
- §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
- §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
- §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
- §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
- §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
- §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
- Вопросы и задания
- Раздел III человек и техносфера
- Глава 1 физиология труда
- §1. Физиологические основы трудовой деятельности
- §2. Классификация трудовой деятельности
- §3. Режим труда и отдыха
- §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
- Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
- §1. Оптимальный микроклимат
- §2. Освещение
- §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
- Вопросы и задания
- Глава 3 производственные опасности и защита от них
- §1. Температурно-влажностный режим
- §2. Вредные вещества
- §3. Акустические колебания
- 3.2. Ультразвук
- 3.3. Инфразвук
- §4. Вибрация
- §5. Электромагнитные поля и излучения
- 5.1. Электрические поля
- 5.2. Электростатические поля
- 5.3. Магнитные поля
- 5.4. Электромагнитные излучения
- 5.4.1. Низкочастотные излучения
- 5.4.2. Радиочастотные излучения
- 5.4.3. Оптические излучения
- 5.4.4. Ионизирующие излучения
- 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
- §6. Электрический ток
- 6.1. Поражающее действие электрического тока
- 6.2. Защитные меры в электроустановках
- 6.3. Защитное заземление
- 6.4. Зануление и защитное отключение
- 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
- 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
- 6.6.1. Изолирующие штанги
- 6.6.2. Изолирующие клещи
- 6.6.3. Электроизмерительные клещи
- 6.6.4. Указатели напряжения
- 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
- 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
- 6.6.7. Изолирующие подставки
- 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
- 6.7.1. Временные переносные заземления
- 6.7.2. Временные переносные ограждения
- 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
- Вопросы и задания
- Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
- §1. Психология труда
- §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
- Вопросы и задания
- Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
- Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- Вопросы и задания
- Глава 2 охрана окружающей среды
- Вопросы и задания
- Глава 3 охрана труда
- §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
- §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
- §3. Обучение и инструктаж по охране труда
- Вопросы и задания
- Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
- Вопросы и задания
- Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
- Вопросы и задания
- Глава 6 безопасность в отрасли
- Вопросы и задания
- Раздел V национальная безопасность
- Глава 1 экономическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 2 внутриполитическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 5 информационная безопасность
- §1. Общие проблемы информационной безопасности
- §2. Информационные войны
- §3. Защита информации
- Вопросы и задания
- Глава 6 военная безопасность
- §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
- §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
- §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
- §4. Порядок прохождения военной службы
- Вопросы и задания
- Раздел VI международная безопасность
- Глава 1 военные аспекты международной безопасности
- Вопросы и задания
- Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
- Вопросы и задания
- Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
- Вопросы и задания
- Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
- Вопросы и задания
- Библиография
- Теоретические основы выработки решений
- 1. Общие понятия
- 2. Математическое моделирование
- 3. Метод сетевого планирования и управления
- 4. Методы экспертных оценок
- 5. Математические методы обработки высказываний экспертов