Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов [Концепция, 2000].
Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена на [Концепция, 2000]:
проведение активного внешнеполитического курса;
упрочение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;
обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, для сохранения глобальной и региональной стабильности;
защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением в этих целях мер политического, экономического и иного характера;
развитие отношений с государствами - участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств;
полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;
содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.
Важную роль в обеспечении внешнеполитической безопасности страны играют органы ФСБ России. В сформированной в России системе обеспечения национальной безопасности Федеральная служба безопасности и ее органы призваны противодействовать своими специальными средствами и методами угрозам безопасности Российской Федерации со стороны иностранных спецслужб и организаций, а также преступным посягательствам, борьба с которыми отнесена к их компетенции.
Речь, прежде всего, идет о добывании информации об угрозах безопасности Российской Федерации, которые скрытно формируются и реализуются и поэтому не могут быть выявлены с помощью других способов их обнаружения и раскрытия. Эта область деятельности органов Федеральной службы безопасности имеет двоякое назначение. Во-первых, она подчинена задаче систематического информирования Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации и наряду с информацией, поступающей главе государства от других государственных органов, учитывается при выработке и принятии государственных решений, разработке законодательных актов и т.п. Во-вторых, осуществление этой функции позволяет органам Федеральной службы безопасности определять первоочередные задачи и направления их деятельности, разрабатывать и реализовывать упреждающие контрразведывательные и разведывательные программы, а также меры борьбы с преступными посягательствами.
Реализация этой функции предполагает решение задач выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств против Российской Федерации, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, противоправными посягательствами на конституционный строй России и другими преступлениями, дознание и расследование которых отнесено к ведению органов Федеральной службы безопасности, а также задач обеспечения сохранности государственной тайны и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Имеющиеся в настоящее время данные позволяют сделать вывод, что Россия находится в центре разведывательных устремлений специальных служб и организаций иностранных государств как мировая ядерная держава, обладающая громадными ресурсами, высоким научным и военным потенциалом, оказывающая влияние на ход геополитических процессов. При этом в условиях бурного развития международных связей, расширяется практика ведения разведки с легальных позиций – она все активнее используется в целях контроля за ситуацией в России, своевременного обнаружения нежелательных для иностранных государств тенденций внутреннего развития страны. Особое внимание специальные службы иностранных государств уделяют сбору разведывательной информации о Вооруженных Силах Российской Федерации, важных в военно-стратегическом отношении районах.
Круг иностранных резидентур в России значительно расширился за счет представителей спецслужб стран Северной и Восточной Европы, государств Балтии, Азии и Африки, Ближнего и Дальнего Востока. Как это ни парадоксально, конец «холодной войны» послужил началом активных разведывательных действий практически во всех экономически развитых странах мира. Сотрудники разведки едут к нам явно и тайно под видом дипломатов, журналистов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнесменов, представителей различных зарубежных фондов, благотворительных организаций и религиозных миссий. В настоящее время разведка стала одним из основных инструментов большой политики.
В этих условиях органы контрразведки принимают эффективные меры по противодействию разведдеятельности иностранных государств против нашей страны. В результате долговременных и тщательно подготовленных операций захвачены с поличным десятки иностранных граждан, в том числе несколько кадровых сотрудников зарубежных спецслужб.
В настоящее время серьезно возросла опасность агентурной разведки, способной нанести значительный ущерб безопасности Российской Федерации. Свидетельство тому - увеличение за последнее время числа разоблачений граждан России, вступивших в преступную связь с разведками иностранных государств.
Целенаправленная работа оперативных и следственных подразделений позволила локализовать или полностью пресечь противоправную деятельность нескольких десятков агентов спецслужб иностранных государств, в том числе российских граждан.
Наряду с ФСБ России важную роль в обеспечение внешнеполитической безопасности играет военная и внешняя разведка.
Военная – это, прежде всего, Главное разведывательное управление, основной задачей которого является добывание военно-технической информации, сведений о передовых научных достижениях в военной области.
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.
СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:
обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации [Концепция, 2000].
Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются [Концепция, 2000]:
создание необходимой нормативной правовой базы;
развитие межгосударственного сотрудничества в этой области;
противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
Важнейшую роль в обеспечении пограничной безопасности играет Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России).
Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также решение задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере.
Основными задачами ФПС России являются:
руководство органами и войсками ФПС и организация защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, охраны морских биологических ресурсов;
организация защиты государственных границ государств – участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений);
защита интересов Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресурсов;
организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации;
организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов и войск ФПС России и обеспечение взаимодействия с органами, осуществляющими эти виды деятельности в Российской Федерации и в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств – участников Содружества Независимых Государств;
участие в охране дипломатических представительств Российской Федерации за границей.
Сегодня от Балтики до Тихого океана ежедневно на службу по охране Государственной границы Российской Федерации заступают более 11 тысяч пограничных нарядов, десятки экипажей пограничных кораблей, катеров, самолетов и вертолетов. На всех участках границы пограничники решительно противостоят вооруженным нарушителям границы, контрабандистам, самоотверженно отстаивают интересы России.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы………………..
- Предисловие
- Автор введение
- Раздел I человек и среда обитания
- Глава 1 защита от стихийных бедствий
- §1. Защита при землетрясении и извержении вулкана
- §2. Защита при ураганах, бурях, смерчах, грозах
- Шкала Бофорта
- §3. Защита при снежных заносах, метели, буране, пурге, вьюге, сходе лавин
- §4. Защита при селях и оползнях
- §5. Защита при лесных, степных и торфяных пожарах
- §6. Защита при наводнении
- Вопросы и задания
- Глава 2 защита при авариях (катастрофах) на транспорте
- §1 Защита при автомобильных авариях (катастрофах)
- §2 Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте
- §3 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте
- §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
- Вопросы и задания
- Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
- §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
- Правила поведения и действия при пожаре
- §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
- §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
- §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
- §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
- Вопросы и задания
- Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
- Вопросы и задания
- Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
- § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
- § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
- § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
- § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
- § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
- При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
- Вопросы и задания
- Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Вопросы и задания
- Глава 2 гражданская оборона
- Вопросы и задания
- Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
- §1. Ядерное оружие
- §2. Химическое оружие
- §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
- §4. Средства защиты от оружия массового поражения
- 4.1. Средства индивидуальной защиты
- 4.2. Средства коллективной защиты
- Вопросы и задания
- Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
- §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
- §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
- §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
- §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
- Вопросы и задания
- Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
- §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
- §2. Методика оценки устойчивости объектов
- §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
- Вопросы и задания
- Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
- §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
- §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
- §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
- §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
- §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
- §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
- §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
- §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
- Вопросы и задания
- Раздел III человек и техносфера
- Глава 1 физиология труда
- §1. Физиологические основы трудовой деятельности
- §2. Классификация трудовой деятельности
- §3. Режим труда и отдыха
- §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
- Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
- §1. Оптимальный микроклимат
- §2. Освещение
- §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
- Вопросы и задания
- Глава 3 производственные опасности и защита от них
- §1. Температурно-влажностный режим
- §2. Вредные вещества
- §3. Акустические колебания
- 3.2. Ультразвук
- 3.3. Инфразвук
- §4. Вибрация
- §5. Электромагнитные поля и излучения
- 5.1. Электрические поля
- 5.2. Электростатические поля
- 5.3. Магнитные поля
- 5.4. Электромагнитные излучения
- 5.4.1. Низкочастотные излучения
- 5.4.2. Радиочастотные излучения
- 5.4.3. Оптические излучения
- 5.4.4. Ионизирующие излучения
- 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
- §6. Электрический ток
- 6.1. Поражающее действие электрического тока
- 6.2. Защитные меры в электроустановках
- 6.3. Защитное заземление
- 6.4. Зануление и защитное отключение
- 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
- 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
- 6.6.1. Изолирующие штанги
- 6.6.2. Изолирующие клещи
- 6.6.3. Электроизмерительные клещи
- 6.6.4. Указатели напряжения
- 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
- 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
- 6.6.7. Изолирующие подставки
- 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
- 6.7.1. Временные переносные заземления
- 6.7.2. Временные переносные ограждения
- 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
- Вопросы и задания
- Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
- §1. Психология труда
- §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
- Вопросы и задания
- Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
- Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- Вопросы и задания
- Глава 2 охрана окружающей среды
- Вопросы и задания
- Глава 3 охрана труда
- §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
- §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
- §3. Обучение и инструктаж по охране труда
- Вопросы и задания
- Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
- Вопросы и задания
- Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
- Вопросы и задания
- Глава 6 безопасность в отрасли
- Вопросы и задания
- Раздел V национальная безопасность
- Глава 1 экономическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 2 внутриполитическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 5 информационная безопасность
- §1. Общие проблемы информационной безопасности
- §2. Информационные войны
- §3. Защита информации
- Вопросы и задания
- Глава 6 военная безопасность
- §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
- §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
- §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
- §4. Порядок прохождения военной службы
- Вопросы и задания
- Раздел VI международная безопасность
- Глава 1 военные аспекты международной безопасности
- Вопросы и задания
- Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
- Вопросы и задания
- Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
- Вопросы и задания
- Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
- Вопросы и задания
- Библиография
- Теоретические основы выработки решений
- 1. Общие понятия
- 2. Математическое моделирование
- 3. Метод сетевого планирования и управления
- 4. Методы экспертных оценок
- 5. Математические методы обработки высказываний экспертов