1. Общие понятия
Процесс выработки решений строится на определенных организационно-методических основах, имеющих свою специфику, свои законы. Знание законов, а также владение методологическими особенностями процесса выработки решений облегчает работу, сокращает время выработки решений, повышает его качество.
Процесс выработки решений в современном его понимании – это целенаправленная переработка «информации состояния» в «командную информацию». При этом под «информацией состояния» в общем ее виде понимаются всякие сообщения или сведения о предметах, событиях, фактах, условиях. Под «командной информацией» понимаются всякие приказания и распоряжения, определяющие, кто, что, где и когда должен сделать.
Определяющим в переработке информации является конечная цель этой переработки, т.е. определение данных (сведений), которые должны быть получены в конечном результате.
Переработка «информации состояния» состоит не только в отборе данных, но и в их анализе, определении роли и значения каждого из факторов в ходе решения поставленной задачи. Огромную роль при переработке информации играет количественный анализ. Количественные сопоставления и расчеты всегда играли огромную роль в процессе выработки решения. Однако в современных условиях этот вопрос приобрел принципиально новое, решающее значение. В настоящее время научно обоснованное решение не может быть принято без расчетов, без количественного его обоснования.
В результате переработки информации и произведенных расчетов определяются возможные варианты решения поставленной задачи. Процесс выработки решения именно в том и состоит, чтобы на основе прогнозирования возможных вариантов выполнения задачи выбрать то решение, при котором наилучшим образом достигается поставленная цель.
Процесс выработки решения, как и всякий процесс, в котором участвует человек, имеет свою объективную и субъективную сторону. Объективная сторона процесса – это существующая вне нашего сознания и независимая от нашей воли совокупность связей и обстоятельств, свойственных данным условиям. Субъективная – это отражение объективного в нашем сознании.
Решение является субъективным. Оно строится на базе отображения объективного в нашем сознании. Однако это не точное, не полное и не всестороннее отображения складывающейся обстановки. Но это не означает, что не может быть верных решений. Практически верным можно считать такое решение, которое в главных чертах правильно отражает обстановку и соответствует поставленной задаче. Неверное решение – это решение, которое либо не соответствует поставленной задаче, либо неправильно отражает главные черты складывающейся обстановки.
Следовательно, для того чтобы принять верное решение, необходимо, чтобы объективное воспринималось по возможности адекватно, т.е. правильнее, точнее. При этом выработка научно обоснованного решения немыслима без глубоких знаний. Однако принятие верного решения обеспечивается не только одними знаниями. Для этого нужны опыт, умение реализовать теоретические знания на практике. Сами по себе знания – это лишь потенциальные возможности, которые без соответствующего опыта, навыков не всегда могут быть реализованы на практике. В процессе выработки решений немалое значение имеют и такие факторы, как творчество, инициатива, активность, дерзание, способность пойти на разумный риск.
В процессе выработки решения применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстракция и конкретизация [Абчук В.А. и др., 1972].
Анализ – логический прием расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Анализ является важнейшим приемом мыслительной деятельности.
Анализ неразрывно связан с синтезом – объединением всех данных, полученных в результате анализа. Однако синтез – это не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами обстановки.
Анализ и синтез тесно переплетаются с индукцией и дедукцией. Индукция – движение мысли от частного к общему, от ряда факторов к закону. Дедукция, наоборот, идет от общего к частному, от закона к отдельным его проявлениям. Индуктивный прием обычно используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать общие выводы, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом. Дедукция, следуя от общего к частному, позволяет на основе познанных законов переходить к прогнозированию частных его проявлений.
В процессе выработки решения с успехом можно использовать абстрагирование – способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе. Следует помнить, что абстракция не может дать конкретного решения, так как она отрывает тот или иной факт (событие) от реальной обстановки. При абстракции хотя и достигаются частные цели, однако они не могут служить основанием для решения. Поэтому наряду с абстракцией должна применяться конкретизация – увязка того или иного явления с конкретными условиями обстановки.
Весьма существенное значение в процессе выработки решения может сыграть аналогия – прием, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях. В ходе выработки решения также важно установить причинно-следственные связи элементов обстановки. Причинность – одна из всеобщих форм объективной связи между предметами, явлениями и процессами реальной действительности. Трудность заключается в том, что одно и то же явление может быть вызвано различными причинами, действующими порознь.
- Безопасность жизнедеятельности
- Содержание
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы………………..
- Предисловие
- Автор введение
- Раздел I человек и среда обитания
- Глава 1 защита от стихийных бедствий
- §1. Защита при землетрясении и извержении вулкана
- §2. Защита при ураганах, бурях, смерчах, грозах
- Шкала Бофорта
- §3. Защита при снежных заносах, метели, буране, пурге, вьюге, сходе лавин
- §4. Защита при селях и оползнях
- §5. Защита при лесных, степных и торфяных пожарах
- §6. Защита при наводнении
- Вопросы и задания
- Глава 2 защита при авариях (катастрофах) на транспорте
- §1 Защита при автомобильных авариях (катастрофах)
- §2 Защита при авариях (катастрофах) на железнодорожном транспорте
- §3 Защита при авариях (катастрофах) на воздушном транспорте
- §4 Защита при авариях (катастрофах) на водном транспорте
- Вопросы и задания
- Глава 3 защита при авариях (катастрофах) на производственных объектах
- §1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах
- Правила поведения и действия при пожаре
- §2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах
- §3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамически опасных объектах
- §4. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах
- §5. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно-опасных объектах
- Вопросы и задания
- Глава 4 обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
- Вопросы и задания
- Глава 5 обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
- § 1. Обеспечение безопасности при эпидемии
- § 2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий
- § 3. Обеспечение безопасности во время общественных беспорядков
- § 4. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником
- § 5. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте
- При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:
- Вопросы и задания
- Раздел II защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- Глава 1 российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Вопросы и задания
- Глава 2 гражданская оборона
- Вопросы и задания
- Глава 3 оружие массового поражения и защита от него
- §1. Ядерное оружие
- §2. Химическое оружие
- §3. Бактериологическое (биологическое) оружие
- §4. Средства защиты от оружия массового поражения
- 4.1. Средства индивидуальной защиты
- 4.2. Средства коллективной защиты
- Вопросы и задания
- Глава 4 порядок действий при применении или угрозе применения оружия массвого поражения
- §1. Спасательные работы в очагах ядерного поражения
- §2. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге бактериологического (биологического) поражения
- §3. Защита сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды от заражения
- §4. Эвакуация и рассредоточение городского населения
- Вопросы и задания
- Глава 5 устойчивость объектов в чрезвычайных ситуациях
- §1. Факторы, влияющие на устойчивость объектов
- §2. Методика оценки устойчивости объектов
- §3. Мероприятия по повышению устойчивости объектов
- Вопросы и задания
- Глава 6 ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §1. Характер и виды работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф
- §2. Правила и меры безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Вопросы и задания
- Глава 7 первая (доврачебная) помощь при ранениях, травмах, ожогах и других несчастных случаях
- §1. Первая (доврачебная) помощь при ранениях
- §2. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания
- §3. Первая (доврачебная) помощь при ожогах
- §4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током
- §5. Первая (доврачебная) помощь при утоплении
- §6. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма и при обморожении
- §7. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях
- §8. Доврачебная помощь при клинической смерти
- Вопросы и задания
- Раздел III человек и техносфера
- Глава 1 физиология труда
- §1. Физиологические основы трудовой деятельности
- §2. Классификация трудовой деятельности
- §3. Режим труда и отдыха
- §4. Мероприятия по повышению работоспособности и профилактике утомления
- Глава 2 комфортные условия жизнедеятельности
- §1. Оптимальный микроклимат
- §2. Освещение
- §3. Контроль папаметров микроклимата и освещения
- Вопросы и задания
- Глава 3 производственные опасности и защита от них
- §1. Температурно-влажностный режим
- §2. Вредные вещества
- §3. Акустические колебания
- 3.2. Ультразвук
- 3.3. Инфразвук
- §4. Вибрация
- §5. Электромагнитные поля и излучения
- 5.1. Электрические поля
- 5.2. Электростатические поля
- 5.3. Магнитные поля
- 5.4. Электромагнитные излучения
- 5.4.1. Низкочастотные излучения
- 5.4.2. Радиочастотные излучения
- 5.4.3. Оптические излучения
- 5.4.4. Ионизирующие излучения
- 5.4.6. Электромагнитные излучения при эксплуатации компьютеров
- §6. Электрический ток
- 6.1. Поражающее действие электрического тока
- 6.2. Защитные меры в электроустановках
- 6.3. Защитное заземление
- 6.4. Зануление и защитное отключение
- 6.5. Блокировка, сигнализация и маркировка
- 6.6. Изолирующие электрозащитные средства
- 6.6.1. Изолирующие штанги
- 6.6.2. Изолирующие клещи
- 6.6.3. Электроизмерительные клещи
- 6.6.4. Указатели напряжения
- 6.6.5. Инструмент слесарно-монтажный с изолирующими рукоятками
- 6.6.6. Диэлектрические перчатки, галоши, боты, сапоги и ковры
- 6.6.7. Изолирующие подставки
- 6.7. Ограждающие электрозащитные средства
- 6.7.1. Временные переносные заземления
- 6.7.2. Временные переносные ограждения
- 6.7.3. Плакаты и знаки безопасности
- §7. Вредные выбросы и сбросы, твердые и жидкие отходы
- Вопросы и задания
- Глава 4 антропогенные опасности и защита от них
- §1. Психология труда
- §2. Профессиональный отбор и обучение операторов технических систем
- Вопросы и задания
- Раздел IV управление безопасностью жизнедеятельности
- Глава 1 нормативные правовые акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности
- Вопросы и задания
- Глава 2 охрана окружающей среды
- Вопросы и задания
- Глава 3 охрана труда
- §1. Законодательство по охране труда. Подзаконные акты по охране труда. Правила и инструкции по охране труда
- §2. Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда
- §3. Обучение и инструктаж по охране труда
- Вопросы и задания
- Глава 4 экспертиза экологичности и безопасности производства
- Вопросы и задания
- Глава 5 экспертиза и контроль безопасности оборудования и технологических процессов
- Вопросы и задания
- Глава 6 безопасность в отрасли
- Вопросы и задания
- Раздел V национальная безопасность
- Глава 1 экономическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 2 внутриполитическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 3 социальная, духовно-нравственная и экологическая безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 4 внешнеполитическая и пограничная безопасность
- Вопросы и задания
- Глава 5 информационная безопасность
- §1. Общие проблемы информационной безопасности
- §2. Информационные войны
- §3. Защита информации
- Вопросы и задания
- Глава 6 военная безопасность
- §1. Состав, виды Вооруженных Сил и рода войск
- §2. Система руководства и управления Вооруженными Силами
- §3. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных Сил личным составом
- §4. Порядок прохождения военной службы
- Вопросы и задания
- Раздел VI международная безопасность
- Глава 1 военные аспекты международной безопасности
- Вопросы и задания
- Глава 2 терроризм – угроза всему мировому сообществу
- Вопросы и задания
- Глава 3 природные и техногенные опасности и риски современного мира
- Вопросы и задания
- Глава 4 глобальные экологические проблемы и пути их решения
- Вопросы и задания
- Библиография
- Теоретические основы выработки решений
- 1. Общие понятия
- 2. Математическое моделирование
- 3. Метод сетевого планирования и управления
- 4. Методы экспертных оценок
- 5. Математические методы обработки высказываний экспертов