Гавайская декларация
(пересмотр 1983 года).
С незапамятных времен этические принципы культуры являлись неотъемлемой частью медицины. И в современном обществе, как никогда, в силу особенно деликатных взаимоотношений между врачом и больным возникла необходимость установления высоких этических стандартов для всех, кто занимается психиатрией, чтобы не было возможности злоупотребления ею, ее концепциями, знаниями, методологией с целью совершения действий, противоречащих законам человечности. Как каждый врач, как каждый член общества, психиатр должен рассматривать этические нормы, специфичные для психиатрии, как отражение общих этических требований, относящихся к врачам вообще, и социальных обязанностей каждого человека. Глубокая сознательность и личная ответственность являются существом этичного поведения. Тем не менее, для того, чтобы этические нормы были осознаны психиатрами и чтобы они могли руководствоваться ими с учетом особенностей этических сторон их профессии, необходимо было сформулировать и записать некоторые правила этики. Поэтому Генеральная ассамблея Всемирной психиатрической ассоциации приводит следующие этические положения для психиатров, которые в равной степени обязательны для специалистов всего мира. 1. Цель психиатрии состоит в содействии сохранению здоровья, личной независимости и в обеспечении развития личности. В соответствии с благородными целями и имеющимися возможностями, а также на основе принятых научных и этических принципов психиатр должен служить, прежде всего, интересам больного и, кроме того, заботиться о благе всего общества и правильном распределении ресурсов здравоохранения. Выполнение этих целей требует непрерывных научных исследований и постоянного обучения персонала, больных и общества. 2. Каждому больному должны быть обеспечены наилучшие методы лечения, обеспечено должное уважение к его личности и автономии в вопросах жизни и здоровья. Психиатр несет ответственность за лечение, осуществляемое медицинским персоналом, обеспечивая необходимое квалифицированное наблюдение и обучение. В случае если возникает необходимость или соответствующее требование исходит от больного, психиатр обязан обратиться за помощью или консультацией к более опытному коллеге.
3. Терапевтические взаимоотношения между больным и психиатром основываются на взаимном согласии. Это предусматривает доверие, конфиденциальность, откровенность, согласованность действий и взаимное уважение. Такие взаимоотношения, естественно, не могут быть установлены с некоторыми тяжелобольными пациентами. В этом случае, как и при лечении детей, контакт должен быть установлен с лицами, близкими больному, или приемлемыми для него людьми. В тех случаях, когда соответствующие взаимоотношения устанавливаются не для терапевтических целей, как в судебной психиатрии, характер контакта должен быть тщательно объяснен заинтересованному лицу. 4. Психиатр должен информировать больного о характере его состояния, предполагаемых диагностических и терапевтических процедурах, включая и возможные альтернативы, а также о прогнозе заболевания. Эта информация предполагает известную широту с тем, чтобы больному была предоставлена возможность выбора между соответствующими методами. 5. Ни одна из процедур обследования и ни один из лечебных методов не должны применяться против воли больного, за исключением тех случаев, когда больной теряет способность выразить собственное желание, или в силу психического заболевания не может определить, что лучше для его собственных интересов, или, по той же причине, является опасным для других.
В этих случаях принудительное лечение может или должно быть осуществлено, прежде всего, в интересах, больного в течение разумного периода времени, если на это имеется соответствующее согласие, лучше - от
кого-либо из близких больного.
6. Как только состояние, вызвавшее необходимость принудительного лечения, пройдет, больной должен быть выписан, если только он сам не выражает добровольного желания продолжить его. Там, где применяется принудительное лечение, должна существовать независимая и нейтральная комиссия для наблюдения за этими случаями. Каждый больной должен быть информирован о существовании такой комиссии и ему должно быть разрешено, обращаться к ней лично или через представителя (посредника), но без вмешательства больничного персонала. 7. Психиатр никогда не должен использовать возможности своей профессии для нанесения вреда отдельному лицу или группе лиц, так же как не должен давать волю личным чувствам, желаниям и представлениям, которые могут идти в ущерб больному. Психиатр не должен применять принудительного лечения при отсутствии психического заболевания. Если больной или третье лицо требуют действий, противоречащих научным и этическим принципам, психиатр должен отказать им в своем содействии. В случае, когда по каким-либо причинам интересы или желания больного не могут быть удовлетворены, он должен быть информирован об этом. 8. В случае, когда больной во время обследования и в процессе лечения посвящает психиатра в свои тайны, врач не имеет права раскрывать их до тех пор, пока сам больной не разрешит ему сделать это или когда раскрыть тайну крайне необходимо в интересах больного; но сам больной должен быть информирован об этом. 9. Совершенствование психиатрических знаний и искусства врачевания требует участия больных. В связи с этим до демонстрации больного перед аудиторией и желательно также до опубликования историй болезни получать на то и другое устное согласие больного; кроме того, должны быть приняты меры, обеспечивающие анонимность и безопасность соответствующих мероприятий для личной репутации пациента. В процессе клинических исследований, так же как и в процессе терапии, каждому больному должно быть обеспечено применение наиболее эффективных (наилучших) методов обследования. Участие больного в соответствующих процедурах должно быть добровольным, причем согласие его должно быть получено после информации о целях процедур и возможном риске, а также об отрицательных сторонах того или иного метода; при этом должно всегда иметься разумное соотношение между предполагаемым риском, отрицательными и положительными сторонами соответствующих методов. Если речь идет о детях и других больных, которые сами не могут дать устное согласие, таковое должно быть получено от лиц, близких больному. 10. Каждый больной и лицо, находящееся на обследовании, имеют право в любой момент и по любой причине добровольно прекратить начатое лечение или участие в исследовательских программах. Такого рода прекращение лечения или отказ от участия в исследовательской программе не должны повлиять на усилия психиатра оказать помощь больному или испытуемому. Психиатр должен прекратить все терапевтические, педагогические и исследовательские программы, если они противоречат принципам настоящей декларации.
- Государственное образовательное учреждение
- Оглавление
- Глава 1.
- Оснащение занятий:
- Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Происхождение профессиональной этики.
- Профессионализм как нравственная черта личности.
- Виды профессионально этики.
- Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики
- Краткая история медицинской этики в России.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 2
- Основные этические теории.
- Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
- Модель технического типа.
- Модель сакрального типа.
- Модель коллегиального типа.
- Модель контрактного типа или договорная модель.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 3 Основные правила биомедицинской этики. Права и моральные обязательства врачей. Права пациентов.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правило конфиденциальности (врачебная тайна).
- Глава 4.
- Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.
- Этические аспекты взаимоотношений в медицинском коллективе.
- I. Требования и этические нормы
- II. Управление коллективом.
- III. Этика бизнеса и деловых отношений.
- Глава 5.
- История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
- Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке.
- Этические проблемы, связанные с проведением экспериментов на животных.
- Глава 6
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Правовые аспекты эвтаназии.
- Моральные проблемы трансплантологии.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 7 Медицинские вмешательства в репродукцию человека. Моральные проблемы медицинской генетики.
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV.Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Морально-этические проблемы искусственного аборта.
- Краткая история проблемы искусственного аборта.
- Либеральная, консервативная позиции и умеренных подход к проблеме искусственного аборта.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
- Суррогатное материнство.
- Моральные проблемы медицинской генетики.
- Программа «Геном человека».
- Этические, правовые и социальные аспекты проекта «Геном Человека».
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 8 этика в психиатрии и психотерапии.
- I. Цель занятия:
- II.Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Недобровольная госпитализация психических больных
- Принцип «не навреди» в психиатрии.
- О злоупотреблениях в психиатрии.
- Защита конфиденциальности психически больных.
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 9
- «Спидофобия» и требование медицинской этики
- Тестирование и скриниг на вич в контексте принципа уважения автономии пациента
- Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
- Глава 10 моральные проблемы распределения дефицитных ресурсов здравоохранения
- I. Цель занятия:
- II. Мотивационная характеристика темы:
- III. Оснащение занятий:
- IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:
- Приложение
- Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: «конвенция о правах человека и биомедицине» (ets n 164)
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Согласие
- Глава III. Частная жизнь и право на информацию
- Глава IV. Геном человека
- Глава V. Научные исследования
- Глава VI. Изъятие органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации
- Глава VII. Запрет на извлечение финансовой выгоды и возможное использование отдельных частей тела человека
- Глава VIII. Нарушение положений конвенции
- Глава IX. Связь настоящей конвенции с другими положениями
- Глава X. Публичное обсуждение
- Глава XI. Толкование и выполнение положений конвенции
- Глава XII. Протоколы
- Глава XIII. Поправки к конвенции
- Глава XIV. Заключительные положения
- В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.
- Кодекс профессиональной этики психиатра
- 19 Апреля 1994 года
- 1. Главной целью профессиональной деятельности психиатра является оказание психиатрической помощи всякому, нуждающемуся в ней, а также содействие укреплению и защите психического здоровья населения.
- 2. Профессиональная компетентность психиатра — его специальные знания и искусство врачевания — является необходимым условием психиатрической деятельности.
- 3. Психиатр не вправе нарушать древнюю этическую заповедь врача: "Прежде всего, не вредить!".
- 4. Всякое злоупотребление психиатром своими знаниями и положением врача несовместимо с профессиональной этикой.
- 5. Моральная обязанность психиатра — уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов.
- 6. Психиатр должен стремиться к установлению с пациентом "терапевтического сотрудничества", основанного на взаимном согласии, доверии, правдивости и взаимной ответственности.
- 7. Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации.
- 10. Моральное право и долг психиатра — отстаивать свою профессиональную независимость.
- Нюрнберский кодекс
- Гавайская декларация
- Хельсинская декларация
- Кодекс врачебной этики
- I. Врач и общество
- II. Врач и пациент
- III. Коллегиальность врачей
- IV. Врачебная тайна
- V. Научные исследования и биомедицинские испытания
- VI. Помощь больным в терминальном состоянии
- VII. Трансплантация, репродукция, геном человека
- VIII. Информация и реклама
- IX. Врачебные справки
- Ситуационные задачи.
- Список рекомендуемой литературы