logo search
ТЕСТЫ, глоссарий

Модуль «Кроветворная система»

Тема: Этиология и патогенез анемического синдрома.

Лейкоцитозы. Лейкопении.

Цель занятия: изучить причины, механизмы развития и проявления типовых форм патологии красной и белой крови.

Задачи обучения:

1. Сформировать представление о классификации анемий.

2. Изучить этиологию, патогенез, гематологическую характеристику основных видов постгеморрагических, дизэритропоэти­ческих и гемолитических анемий.

3. Усвоить причины, механизмы развития, проявления и значение для организма лейкоцитозов и лейкопе­ний.

4. Научиться выявлять дегенеративные формы эритроцитов и лейкоцитов в маз­ках крови.

5. Освоить алгоритм интерпретации количественных и качественных изменений в анализах крови больных с анемиями, лейкоцитозами и лейкопениями.

Основные вопросы темы:

1. Анемии. Качественные изменения эритроцитов при анемиях.

2. Принципы классификации анемий.

3. Этиология и патогенез постгеморрагических анемий.

4. Гемолитические анемии, этиология, патогенез внутри и внесосудистого гемолиза эритроцитов, изменения в периферической крови.

5. Дизэритропоэтические анемии, причины нарушения костномозгового кроветворения.

6. Патогенез анемий при дефиците железа, витамина В12 и фолиевой кислоты.

7. Патогенез изменений периферической крови при дизэритропоэтических анемиях.

8. Патогенез клинических проявлений анемического синдрома.

9. Лейкоцитозы, лейкопении: виды, механизмы развития, изменения лейкоцитарной формулы при лейкоцитозах и лейкопениях (абсолютные и относительные изменения отдельных видов лейкоцитов, понятие о ядерном сдвиге нейтрофилов влево и вправо).

Методы обучения и преподавания:

1. Обсуждение темы занятия.

2. Тестирование.

3. Решение ситуационных задач.

4. Тематический диктант.

Литература

на русском языке

основная:

  1. Патологическая физиология. Учебник. //Под ред. Адо А.Д., Новицкого В.В. - Томск, 1994. -С 272- 280.

  2. Патологическая физиология // Под ред. Зайко Н.Н. -Элиста, 1994.-С 336-349.

дополнительная

    1. Дефицит железа и железодефицитная анемия у детей. /Под ред. Кисляк Н.С., Казакова Т.В., Мазурина Н.А.. — М., 2001. — 143 с.

    2. Патофизиология: практикум //Под ред. Шанина В.Ю. – СПб:Питер, 2002 – С. 444-446, 449 – 466.

3. Ковалева Л.Г. Железодефицитные анемии // Врач. - 2003. - №1. - С.11-14.

4. Погорелов В.М., Козинец Г.И., Ковалева Л.Г. Лабораторно-клиническая диагностика анемий. — М.: МИА. - 2004. - 173 с.

5. Демидова А.В. Анемии. – М, Медпресс, 2006 – 312 с.

6. Патофизиология //Под ред.Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2006 - С.410- 421.

7. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. Учебник.- 4 изд., перераб. и доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008 – С. 309-324

8. Ефремов А.В., Самсонова Е.Н., Начаров Ю.В. Патофизиология. Основные понятия //Под ред. Ефремова А.В.- учеб.пособие – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 – С.84-100.

на английском языке:

1.Goodnough L.T., Skikne B., Brugnara C. Erythropoietin, iron, and erythropoiesis //Blood. — 2000; 96: 823—833.

2. Iron deficiency anaemia. Assessment, prevention and control /A guide for programme managers. World Health Organization, 2001: 114 p.

3. Means R.T. Recent developments in the anemia of chronic disease //Curr. Hematol. Rep. — 2003; 2: 116—121

4. Nissenson A.R., Goodnough L.T., Dubois R.W. Anemia: not just an innocent bystander? // Arch Intern Med. — 2003;163: 1400—1404.

5. Clarc R., Evans J.G., Schneede J. et.al. Vitamin B12 and folat deficiency in later life // Age and Ageing, 2004, 33, No.1, 34—41.

6. Weiss G., Goodnough L.T. Anemia of Chronic Disease //New. Eng. J. Med. — 2005. — Vol. 352. — 10. — 1011—1023.

Контроль: вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи, тематический диктант