Нарушения высшей нервной деятельности (внд). Неврозы.
61. Основным экспериментальным методом изучения ВНД является метод: 1) парабиоза; 2) выключения; 3) включения; 4) условных рефлексов; 5) тканевых культур.
62. К проявлениям функциональной патологии ВНД относятся: 1) опухоли мозга; 2) инсульты мозга; 3) дегенеративные изменения коры головного мозга; 4) фуникулярный миелоз; 5) ослабление аналитико-синтетической деятельности головного мозга.
63. Проявлением патологии ВНД, характеризующейся нарушением регуляции вегетативных и соматических функций, является изменение: 1) памяти; 2) эмоций; 3) межполушарных отношений; 4) цикла сон – бодрствования; 5) регуляции артериального давления
64. Негативная роль отрицательных эмоций в механизмах патологии ВНД заключается в том, что они: 1) снижают устойчивость нервной системы к патогенному агенту; 2) препятствуют образованию патологической функциональной системы; 3) восстанавливают нормальную подвижность возбуждения и торможения; 4) активируют антиноцицептивную систему; 5) улучшают аксональную транспорт трофогенов.
65. В результате ограничения притока в мозг зрительных, слуховых, тактильных раздражений общее функциональное состояние головного мозга: 1) повышается; 2) снижается; 3) не изменяется; 4) становится парадоксальным; 5) изменяется незначительно.
66. Устойчивость ВНД к патогенным факторам при длительной гиподинамии: 1) снижается; 2) повышается; 3) не изменяется; 4) извращается; 5) изменяется незначительно.
67. Сильный, неуравновешенный тип ВНД характеризуется: 1) преобладанием возбуждения над торможением; 2) преобладанием торможения над возбуждением; 3) уравновешенностью процессов возбуждения и торможения; 4) малой подвижностью нервных процессов; 5) слабым развитием нервных процессов.
68. Глубокие нарушения всех видов памяти наблюдаются, прежде всего, после обширного повреждения: 1) коры головного мозга; 2) гипоталамуса; 3) гиппокампа; 4) мозжечка; 5) продолговатого мозга.
69. Повреждение гиппокампа, прежде всего, отражается на механизмах: 1) краткосрочной памяти; 2) долгосрочной памяти; 3) условно-рефлекторной памяти; 4) образной памяти; 5) словесной памяти.
70. Система организации памяти определяется деятельностью: 1) неокор-текса; 2) гипоталамуса; 3) гиппокампа; 4) мозжечка; 5) продолговатого мозга.
71. Влияние системы регуляции памяти на функцию памяти опосредовано изменениями: 1) эмоциональных реакций; 2) выработки условных рефлексов; 3) сохранения памятного следа; 4) фиксации сигнала; 5) воспроизведения временной связи.
72. Наиболее часто патология эмоций возникает при повреждении: 1) мозжечка; 2) продолговатого мозга; 3) ретикулярной формации; 4) лимбической системы; 5) гипофиза.
73. К расстройствам ВНД относятся: 1) параличи; 2) судорожные синдромы; 3) неврозы; 4) расстройства чувствительности; 5) парезы.
74. Невроз является: 1) органическим расстройством ВНД; 2) функциональным расстройством ВНД; 3) смешанным расстройством ВНД; 4) мнестическим расстройством ВНД; 5) эмоциональным расстройством ВНД.
75. К биологическим факторам, способствующим возникновению неврозов, относится: 1) нарушение режима дня; 2) нарушение деятельности половых желез; 3) информационные перегрузки; 4) ломка жизненного стереотипа; 5) гиподинамия.
76. К биологическим факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся: 1) профессиональные вредности; 2) пожилой возраст; 3) ломку жизненного стереотипа; 4) семейные конфликты; 5) межличностно-производственные конфликты.
77. Невроз чаще развивается у людей,: 1) активно занимающихся профессиональной деятельностью; 2) выполняющих тяжелую физическую работу; 3) находящихся на пенсии; 4) пребывающих в среднем возрасте жизни; 5) обучающихся в школе или в ВУЗе.
78. К социальным факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся: 1) нарушения биоритмов; 2) нарушения питания; 3) нарушения деятельности желез внутренней секреции; 4) крайние типы ВНД; 5) ранее перенесенные заболевания.
79. К социальным факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся: 1) информационные перегрузки; 2) типы ВНД; 3) перенесенные заболевания; 4) возраст; 5) состояние эндокринных органов.
80. К факторам риска возникновения информационных неврозов относят: 1) повышенную двигательную активность; 2) нарушение взаимоотношения между людьми; 3) саморегуляцию поведения; 4) торможение патологической функциональной системы; 5) подавление генераторов патологически усиленного возбуждения.
81. К факторам риска возникновения информационных неврозов относят: 1) длительную гиподинамию; 2) повышенную устойчивость нервной системы к патогенному влиянию факторов информационной триады; 3) труд, требующий повышения двигательной активности; 4) низкий уровень продуктов перекисного окисления липидов; 5) высокий уровень антиокислительной системы.
82. Саморегуляция поведения, как защитный фактор, препятствующий развитию информационной патологии ВНД, направлена на: 1) избегание патогенного влияния факторов информационной триады; 2) создание патологической системы; 3) формирование генераторов патологически усиленного возбуждения; 4) увеличение объема информации, подлежащей обработке и усвоению; 5) повышение уровня мотивации.
83. В патогенезе неврозов существенную роль отводят: 1) циркуляторному типу гипоксии; 2) дыхательному типу гипоксии; 3) гемическому типу гипоксии; 4) гипоксическому типу гипоксии; 5) экзогенному типу гипоксии.
84. Формы неврозов: а) эпилепсия; б) истерия; в) невроз навязчивых состояний; г) шизофрения; д) неврастения; е) хорея: 1) а, б, в, д; 2) а, в, г, е; 3) б, в, г; 4) б, в, д; 5) г, д, е.
Тема № 2: Нарушение двигательной и чувствительной функции нервной системы Патофизиология судорожного синдрома и синдрома поражения мозговых оболочек.
Цель занятия: изучить причины, механизмы развития и проявления нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы, судорожного синдрома и синдрома поражения мозговых оболочек.
Задачи обучения:
1. Изучить причины и механизмы развития нарушений двигательной и чувствительной функции нервной системы.
2. Усвоить этиологию и патогенез судорожного синдрома.
3. Изучить причины и механизмы развития синдрома поражения мозговых оболочек.
Основные вопросы темы:
Этиология и патогенез нейрогенных расстройств движения.
2. Характеристика основных видов нейрогенных расстройств движения: гипо- и гиперкинетические состояния, парезы и параличи.
3. Судорожные состояния, их виды, причины и механизмы развития.
4. Основные виды, причины и механизмы развития нейрогенных нарушений чувствительности.
5. Боль, понятие и общая характеристика. Виды боли.
6. Патологическая боль периферического и центрального происхождения.
7. Нейрохимические механизмы боли.
8. Антиноцицептивная система.
9. Принципы лечения патологической боли.
10. Основные причины и механизмы развития синдрома поражения мозговых оболочек.
Методы обучения и преподавания:
1. Обсуждение темы занятия.
2. Тестирование.
3. Решение ситуационных задач.
4. Тематический диктант.
Литература
на русском языке
основная:
1. Патологическая физиология. Учебник // Под ред. Адо А.Д. и Новицкого В.В. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994 - С.414-438.
- Модуль «сердечно-сосудистая система»
- Информационно-дидактический блок по теме:
- «Поражения клапанного аппарата сердца. Атеросклероз.
- Патофизиология коронарной недостаточности»
- Глоссарий
- Тестовые задания по теме: «Поражения клапанного аппарата сердца. Атеросклероз. Патофизиология коронарной недостаточности»
- 1. Патологическая физиология. Учебник. // Под ред. Адо а.Д. И Новицкого в.В. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1994 - с.313 - 317.
- Информационно-дидактический блок по теме «Этиология и патогенез артериальных гипертензий» Глоссарий
- Тестовые задания по теме: «Этиология и патогенез артериальных гипертензий»
- 4. Патофизиология: курс лекций //Под ред. Нурмухамбетова а.Н.– Алматы: Кітап, 2004 – с.162-168.
- 6. Патофизиология //Под ред. Новицкого в.В., Гольдберга е.Д. – Томск: Изд-во Том.Ун-та, 2006 - с.452-465.
- Информационно-дидактический блок по теме:
- «Патофизиология острой и хронической сердечная недостаточности.
- Особенности у детей»
- Глоссарий
- Тестовые задания по теме: «Патофизиология острой и хронической сердечная недостаточности. Особенности у детей»
- 23. Перегрузка правого желудочка давлением возможна при: 1) недостаточности аортального клапана; 2) инфаркте миокарда; 3) коарктации аорты; 4) стенозе аортального отверстия; 5) тетраде Фалло.
- Модуль «дыхательная система» Тема № 1: «Нарушения вентиляции легких. Патофизиология синдрома нарушения бронхиальной проходимости, синдрома уплотнения легочной ткани» Глоссарий
- Тестовые задания по теме: «Общая этиология и патогенез расстройств внешнего дыхания. Нарушения лёгочной вентиляции»
- Глоссарий
- Тема № 3: «Нарушение регуляции внешнего дыхания. Одышка. Синдром острой и хронической дыхательной недостаточности» Глоссарий
- Тестовые задания по теме: «Нарушение регуляции внешнего дыхания. Одышка. Синдром острой и хронической дыхательной недостаточности»
- Модуль «мочеполовая система»
- Глоссарий
- Тестовые задания по теме
- 6. Патофизиология //Под ред.Новицкого в.В., Гольдберга е.Д. – Томск:Изд-во Том.Ун-та, 2006 - с.610-612, 616-621.
- Информационно-дидактический блок по теме: «Патофизиология нефритического и нефротического синдромов». Глоссарий
- Тестовые задания по теме: «Патофизиология нефритического и нефротического синдромов. Хроническая почечная недостаточность»
- Тема № 3: «Патофизиология острой и хронической почечной недостаточности»
- Тестовые задания
- Модуль «Нервная система»
- 2. Патологическая физиология. Учебник. //Под ред. Зайко н.Н., Элиста,1994 – с. 576-612.
- На английском языке
- Глоссарий Тема: «Общая этиология и механизмы повреждения нервной системы»
- Тема: «Нарушения мозгового кровообращения»
- А. Ядерная зона
- Тема: «Нарушения двигательной функции нервной системы»
- Тема: «Нарушения чувствительной функции нервной системы»
- Тестовые задания Общие механизмы патологии нервной системы
- Нарушения высшей нервной деятельности (внд). Неврозы.
- 2. Патологическая физиология. Учебник. //Под ред. Зайко н.Н., Элиста,1994 –с. 576-612.
- Информационно-дидактический блок по теме
- Типовые формы расстройств движения
- Типовые расстройства чувствительности
- Тестовые задания Нарушения двигательной функций нервной системы
- Сенсорные нарушения. Боль.
- Модуль «Эндокринная система»
- Информационно-дидактический блок по теме Основные патогенетические пути нарушения функции эндокринных желез
- Патофизиологическое обоснование глюкокортикоидной терапии
- I. Заместительная терапия глюкокортикоидными гормонами
- II. Фармакодинамическая терапия гкс
- III. Показания к назначению гкс
- IV. Противопоказания к назначению гкс
- V. Осложнения при применении гкс
- VI. Осложнения, связанные с прекращением лечения гкс
- Глоссарий
- Тестовые задания Общая этиология и патогенез эндокринопатий
- Патофизиология щитовидной железы
- Патофизиология паращитовидных желез
- Патофизиология гипофиза
- Патофизиология надпочечников
- Сахарный диабет
- Модуль «Пищеварительная система»
- Информационно-дидактический блок по модулю Типовые формы патологии системы пищеварения
- Тестовые задания по теме
- Нарушение аппетита, глотания, функций пищевода
- Нарушение пищеварения в желудке
- Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки
- 11. Чернов в.Н., Белик б.М. Острая непроходимость кишечника (патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение)- Изд-во: Медицина, 2008 - 512 с.
- Информационно-дидактический блок по теме Глоссарий
- Тестовые задания
- 1. Патологическая физиология. Учебник // Под ред. Адо а.Д. И Новицкого в.В. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1994 - с.377 - 384.
- 2. Патологическая физиология. Учебник. //Под ред. Зайко н.Н., Элиста,1994 - с.453 - 467.
- Тестовые задания по теме Печёночная недостаточность
- Синдром портальной гипертензии
- Расстройства желчеобразования и желчевыделения
- Хронические гепатиты
- Циррозы печени
- Модуль «Кроветворная система»
- Глоссарий по теме «Патофизиология красной крови»
- Глоссарий по теме: «Патофизиология белой крови»
- Тестовые задания по теме «Патофизиология красной крови» Острые постгеморрагические анемии
- Железодефицитные анемии
- 28. Средняя степень тяжести железодефицитной анемии характеризуется снижением содержания гемоглобина: 1) ниже 70 г/л; 2) с 90 до70 г/л; 3) со 110 до 90 г/л; 4) до 140 г/л; 5) до 160 г/л.
- 29. Тяжелая степень железодефицитной анемии сопровождается снижением содержания гемоглобина: 1) ниже 70 г/л; 2) до 90 г/л; 3) до 110 г/л; 4) до 140 г/л; 5) до 160 г/л.
- Сидероахрестические анемии
- Гипо- (апластические) анемии
- Эритроцитозы
- 103. Первичный эритроцитоз – это болезнь: 1) Вакеза; 2) Дайемонда-Блек-фена; 3) Аддиссона-Бирмера; 4) Минковского-Шоффара; 5) Фанкони.
- Тестовые задания по теме «Патофизиология белой крови»
- Лейкопении
- Глоссарий по теме: «Лейкозы. Лейкемоидные реакции»
- Глоссарий по теме: «Патофизиология гемостаза»
- Ускорение свертывания крови