logo search
Ответы к экзамену

7) Гигиенические вопросы планировки и застройки городов. Функциональное зонирование. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.

Существуют три принципа, имеющие основополагающее значение при разработке генеральных планов городов и других документов: принцип зональности, принцип экологической безопасности, принцип рациональной организации территории.

В городе выделяют следующие основные функциональные зоны: жилую (селитебную), промышленную, коммунально-складскую, внешнего транспорта, пригородную с местами и объектами для отдыха населения. Рациональное взаиморасположение функциональных зон имеет решающее значение для создания благоприятных гигиенических условий в городе. Селитебная зона города предназначается для размещения жилых районов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских и др.), зеленых насаждений. Для нее отводят наиболее здоровые и удобные земельные участки, богатые зелеными насаждениями и имеющие рядом водоемы. Промышленную зону размещают ниже жилой по течению реки, чтобы не загрязнять водоем в границах населенного пункта промышленными стоками, а также с подветренной стороны и на определенном расстоянии от жилой зоны. В районах с противоположным направлением господствующих ветров жилые районы располагают слева и справа от указанных направлений ветров по отношению к промышленным предприятиям. Между селитебной и промышленной зонами должен устанавливаться разрыв – санитарно-защитная зона, размер которой зависит от характера вредного действия источников загрязнения и составляет от 50 до 1000 м. При необходимости размеры зоны могут быть увеличены. Санитарно-защитную зону благоустраивают и озеленяют. В этих зонах рекомендуется высаживать пылегазоустойчивые породы растений, такие, как клен американский, можжевельник, тополь канадский, крушину ломку, бузину красную, тую, боярышник, белую акации, иву и др. Должно быть озеленено не менее 40% территории санитарно-защитной зоны.

Основным структурным элементом селитебной зоны является  микрорайон. Микрорайон рассчитан на 6-20тыс. человек и имеет в своем составе жилые здания, учреждения повседневного пользования. Его площадь составляет от 20 до 50 га. Границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, естественные границы.

Основную массу жилых домов и детских учреждений размещают в глубине микрорайона для того, чтобы обеспечить лучшие бытовые условия и снизить уровень шума, вибрации и загрязнение воздуха пылью, выхлопными газами автотранспорта. Чем выше этажность жилых зданий, тем большая площадь микрорайона может быть использована для зеленых насаждений, (не менее 40% площади микрорайона), детских площадок и физкультурных сооружений, имеющие большое значение для предупреждения гиподинамии жителей всех возрастных групп.

4-6 микрорайонов объединяют в жилой район – структурный элемент площадью 80-400 га, границы которого проводят по магистральным улицам и дорогам общегородского значения, а также по естественным и искусственным рубежам.

Предельная плотность застройки жилого района при 3-этажных зданиях не должна превышать 28%, а при многоэтажных – 25%. Остальная площадь используется под улицы, скверы, бульвары, площади и др.

Благоприятные микроклиматические условия и инсоляция во многом зависят от системы застройки – расположения зданий на участке, их длины, конфигурации и взаиморазмещения. Различают несколько систем застройки: сплошную, замкнутую, рядовую, периметральную, строчную и групповую (рис. 6.3.).

Заслуживают внимания расположение и размеры улиц, так как ими в основном предопределяется инсоляция города, циркуляция воздушных масс, уровень шума и санитарное состояние города, безопасность движения людей и транспортный поток. Применяются в основном две системы планировки улиц: радиальная и шахматная.

В зависимости от функционального назначения улицы делятся на скоростные дороги, магистральные улицы общегородского и районного значения, улицы и дороги местного значения, улицы жилых, промышленно-складских районов, проезды, пешеходные дороги. Расстояние от края проезжей части скоростных дорог до жилой застройки должно быть не менее 50 м. Рекомендуется следующая ширина улиц: магистральных общегородского значения непрерывного движении – 75 м, регулируемого движения- 60 м, магистральных улиц районного значения – 35 м, жилых улиц при многоэтажной застройке – 25 м, при одноэтажной застройке – 15 м.

В условиях высокой обеспеченности автотранспортом, составляющей в современных городах 150- 180 и более легковых автомобилей на 1000 жителей, в жилых районах должно быть обеспечено постоянное хранение всех автомобилей, принадлежащих жителям этого района, а гаражи и стоянки следует оборудовать на периферии жилых районов и на междумагистральных территориях на участках, отдаленных от мест отдыха населения и игр детей.

Зеленые насаждения являются обязательным компонентом в жилых районах. Зеленые насаждения смягчают действие микроклимата города на человека. Листва деревьев защищает от палящих лучей солнца, а почва, покрытая травой, слабо нагревается. Среди зеленых насаждений температура воздуха меньше на 1 - 3°С. Озелененная территория снижает температуру воздуха не только на самом участке, но и в помещениях зданий, располагающихся на нем. Кроме того, листья деревьев и кустарников, а также трава газонов, испаряя в воздух воду, повышают влажность воздуха.

Зеленые насаждения обладают ветрозащитным действием, способствуют оседанию пылевых частиц и задерживают значительное количество пыли и даже газов. Они играют огромную роль в обогащении окружающей среды кислородом и поглощении образующегося диоксида углерода. Деревья, выделяя фитонциды, способны тормозить развитие или убивать болезнетворные бактерии, оздоравливают окружающую среду. Древесно-кустарниковая растительность снижает шум. Полоса зеленых насаждений в 8 - 10 м может снизить уровень шума на 5 - 7 дБ.

В городах предусматривается обязательное высаживание зеленых насаждений вдоль улиц, устройство скверов, садов в микрорайонах и жилых районах, парков, лесопарковой зоны. Подсчеты показывают, что в селитебной зоне городов обычно 20 - 25% территории застроено зданиями, 20 - 22% территории занято улицами, площадями и пр., а остальные примерно 50% территории должны быть озеленены. В городах на 1 жителя должно приходиться 100-150 м2 зеленых насаждений.

Коммунально-складская зона предназначена для размещения торговых складов, складов для хранения овощей и фруктов, предприятий по обслуживанию транспорта (депо, автопарки), предприятий бытового обслуживания (прачечные и пр.). Ее размещают вне жилой территории, зачастую на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий.

В зоне внешнего транспорта размещаются пассажирские и грузовые железнодорожные станции, порты, пристани и др. Жилую застройку рекомендуется отделять от железнодорожных линий санитарно-защитной зоной 100м. Новые морские и речные порты располагают за пределами жилых территорий на расстоянии не менее 100м от них. Санитарно-защитная зона для аэропортов в зависимости от их класса должна составлять от 5 до 30км.