123) Гигиенические основы физического воспитания и закаливания. Формы физического воспитания. Медицинские группы для занятий физкультурой. Ограничения и противопоказания.
Принципы физического воспитания: комплексность, постепенность, систематичность, регулярность.
Оздоровительная функция школьного физвоспитания заключается в повышении неспецифической устойчивости организма к любым неблагоприятным воздействиям, что способствует снижению заболеваемости; в оптимизации роста и развития, что способствует функциональному созреванию систем организма и повышению его биологической надежности; в совершенствовании механизмов терморегуляции, как одного из факторов повышения устойчивости к простудным заболеваниям; в повышении регулирующей функции коры головного мозга, ее координирующей деятельности, в улучшении функционального статуса организма на фоне создания положительных эмоций. Следует помнить также о возможности коррекции отдельных дефектов развития средствами физвоспитания.
Соблюдение гигиенических нормативов, регламентирующих все стороны физического воспитания школьника, создает благоприятные условия для гармоничного развития; в противном случае возможны пред- и патологические сдвиги в организме.
Одним из важнейших гигиенических принципов, обеспечивающих оздоровительную эффективность физического воспитания, является оптимальный двигательный режим.
Гигиенической нормой двигательной активности считается количественная ее величина, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка. Гигиеническое нормирование подразумевает объем, интенсивность, временной интервал движений, их половозрастные особенности, сроки начала учебно-тренировочной деятельности по видам спорта
Средства физического воспитания: физические упражнения, спортивные игры, естественные движения, массаж, ванны (солевые, воздушные), водные процедуры.
Формы физвоспитания: уроки физкультуры, занятия в секциях, самостоятельные занятия по различным системам.
Составные части урока физкультуры:
1. Вводная часть (5-7 мину) – построение, ходьба, пробежка
2. Подготовительная часть (12-15 мин) – общая физическая подготовка с работой скелетных мышц
3. Основная часть (20-28 мин) – работа по теме урока
4. Заключительная часть (3-5 мин) – возврат к исходному состоянию, ходьба
Группы занятий физкультурой:
1 – основная: для здоровых детей и подростков, дети с небольшими функциональными отклонениями
2 – подготовительная: для малотренированных детей, детей с функциональными отклонениями дыхательной системы, ССС, с заболеваниями ЖКТ, после острых инфекционных заболеваний
3 – специальная: больные ревматизмом, пороками сердца в стадии субкомпенсации, со значительным отставанием в физическом развитии, с острыми желудочно-кишечными заболеваниями, больные близорукостью (более 5 дптр), с дефектами опорно-двигательного аппарата
Закаливание — неотъемлемая часть режима школьника. При его проведении следует руководствоваться основными положениями о закаливании. Наряду с этим нужно обязательно учитывать возрастные особенности детского организма, и в первую очередь несовершенство его терморегуляционного аппарата. Чем ниже возраст школьника, тем ярче выражена эта особенность. Школьники могут применять те же закаливающие процедуры, что и взрослые, изменяя лишь их дозировку.
Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре не ниже 18—20 °С. Продолжительность первых воздушных ванн — 5—10 мин (с последующим увеличением до 30 мин). В дальнейшем температуру снижают, но не менее чем до 12 °С при продолжительности процедуры до 10 мин. Во время воздушных ванн можно выполнять различные физические упражнения.
В процессе закаливания водой применяются основные формы водных процедур в такой последовательности: обтирания, обливания, душ, купания.
Обтирания проводятся при температуре воздуха 15— 16°С. Начальная температура воды — 33—^34°С, затем ее постепенно (через 3—4 дня) снижают на 1—2°и доводят до 15—18°С, но не ниже. Продолжительность обтираний (с растиранием тела) — 3—4 мин. Обливания выполняются в тех же условиях с постепенным снижением температуры воды до 19—20 °С; продолжительность процедуры — 2 мин. Холодный душ (не ниже 20 °С) рекомендуется лишь школьникам старшего возраста; продолжительность процедуры — не более 1 мин.
Купание в открытых водоемах — один из лучших видов закаливания школьников. Его начинают при температуре воды не менее 22 °С, а воздуха — 24 °С. Время купания постепенно увеличивают с 5 до 15 мин для детей младшего возраста и до 20—25 мин для старших школьников. Купания прекращают при температуре воды 16 °С и воздуха 17 °С.
Закаливание солнцем имеет важное оздоровительное значение, так как солнечный свет необходим для правильного развития детей и подростков. Однако избыток солнечных лучей особенно неблагоприятно отражается на детском организме. Поэтому рекомендации по разумному использованию солнечных лучей следует обязательно выполнять. Продолжительность первых воздушно-солнечных ванн может быть 4—5 мин, затем время пребывания на солнце детей среднего и старшего возраста постепенно увеличивают до 50—60 мин. Через 30 мин солнечного облучения необходимы перерывы на 10—15 мин для отдыха в тени. Во время солнечных ванн обязательно нужно надевать легкий головной убор.
- 2) Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая оценка планирования жилища, микроклимата и освещения жилых помещений. Требования к вентиляции, отоплению, ориентации, освещению помещений.
- 3) Гигиена сельских населенных мест. Особенности планировки, застройки и благоустройства сельских населенных мест, сельского жилища.
- 4) Гигиеническая характеристика видимой части солнечного спектра. Световой климат. Показатели оценки естественного освещения. Нормирование
- 5) Гигиеническая характеристика методов обеззараживания воды.
- 7) Гигиенические вопросы планировки и застройки городов. Функциональное зонирование. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.
- 8) Гигиенические проблемы Калужской области.
- 9) Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика источников света. Гигиеническая оценка искусственного освещения.
- 10) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при местном водоснабжении.
- 11) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении.
- 12) Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.
- 13) Гигиеническое значение, состав и свойства почвы. Процессы самоочищения почвы. Характеристика естественных и искусственных биохимических провинций.
- 14) Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (пдк,пду,обув) как основа санитарного законодательства.
- 15) Динамика взаимодействия человека с окружающей средой. Особенности взаимодействия с природными и антропогенными факторами.
- 16) Загрязнение и охрана атмосферного воздуха, почвы и воды как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса.
- 17) Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.
- 18) Значение биологических цепей в переносе вредных веществ (канцерогены, мутагены, аллергены, радионуклиды и др.) из окружающей среды к человеку.
- 19) Значение комбинированного, сочетанного, комплексного, последовательного и интермиттирующего действия различных химических и физических факторов на организм.
- 20) История становления и развития гигиены.
- 21) Климат. Определение, разновидности. Здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.
- 22) Методы гигиенических исследований. Санитарно-статистический и эпидемиологический анализ состояния окружающей среды и здоровья населения.
- 23) Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.
- 24) Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Понятие о биосфере и ее компонентах.
- 25) Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Роль полимерных материалов, химическое и бактериологическое загрязнение воздуха помещений.
- 26) Основные методы очистки питьевой воды.
- 27) Особенности формирования окружающей среды в городах. Состояние здоровья населения в современных городах.
- 28) Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения.
- 29) Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Сезонный фактор в патологии человека. Гелиометеотропные реакции и их профилактика.
- 30) Понятие об экологии. Основные законы экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях. Гигиенические проблемы в экологии.
- 32) Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с особенностями химического состава воды. Профилактика заболеваний водного характера
- 37) Система очистки населенных мест от твердых бытовых отходов, производственных выбросов в почву. Захоронение высокотоксичных радиоактивных отходов.
- 38) Системный и факторный анализ влияния окружающей среды на состояние здоровья населения и демографические показатели. Прогнозирование экологической ситуации в районе.
- 39) Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Ультрафиолетовая недостаточность. Проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации, их гигиеническая оценка.
- 41) Специальные методы улучшения качества питьевой воды.
- 42)Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов.
- 43)Структура, виды деятельности и задачи санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство.
- 44) Физиологическое, санитарно-гигиеническое и бальнеологическое значение воды. Нормы водопотребления для населения.
- 45) Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Пестициды, минеральные удобрения, биологическое действие, биотрансформация.
- 46)Химический состав атмосферного воздуха, гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема.
- 47) Экологические факторы и здоровье населения. Задачи гигиенической науки и санитарной практики в управлении системой «человек-окружающая среда».
- 48) Электрическое состояние атмосферы ( ионизация воздуха, электрическое поле Земли, геомагнитное поле) и его гигиеническое значение. Природная радиоактивность воздуха, значение.
- 50) Эпидемиологическое значение почвы. Мероприятия по охране почвы. Природоохранное законодательство в области охраны почвы.
- 51)Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Проблема белкового голодания. Новые продукты питания на основе нетрадиционных источников белка.
- 52) Биологические и экологические проблемы питания. Концепции и принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания.
- 1. Экологические проблемы питания
- 53) Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гипо-и гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.
- 54) Внутрибольничные инфекции. Определение. Значение. Виды. Характеристика.
- 55) Гигиена труда хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов. Заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда.
- 56) Гигиеническая оценка продуктов, консервированных различными методами.
- 57) Гигиенические требования к операционному блоку.
- 58) Гигиенические требования к палатной секции как основной структурной и функциональной единице соматических отделений.
- 59) Гигиенические требования к приемному отделению. Особенности в детских больницах.
- 61) Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков. Режим мытья столовой и кухонной посуды.
- 62) Деятельность учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора по расследованию и предупреждению пищевых отравлений.
- 63) Жиры животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Характеристика маргарина. Действие на организм перегретых жиров.
- 64) Задачи и значение гигиены лечебно-профилактических учреждений. Современные гигиенические проблемы больничного строительства.
- 65) Значение питания для здоровья и физического развития населения.
- 66) Значение санитарного благоустройства больниц(отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация). Их гигиеническая оценка.
- 67) Значение цепей миграции токсических и радиоактивных веществ через продукты питания к человеку.
- 68) Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе. Анализ различных теорий питания( вегетарианство, сыроедение, голодание и др.)
- 69) Микотоксикозы. Профилактика.
- 70) Микроклимат, показатели естественной и искусственной освещенности, типы инсоляционного режима, источники загрязнения воздуха больничных помещений. Способы санации воздуха.
- 72) Нормы радиационной безопасности.
- 73) Организация питания больных в лечебно-профилактических учреждениях. Правила снятия проб дежурными врачами. Личная гигиена персонала. Документация.
- 74) Особенности питания детей и лиц пожилого возраста. Болезни, связанные с индивидуальными особенностями организма (ферментопатии, пищевые аллергии) и их профилактика.
- 75) Особенности планировки и режима работы в детских отделениях, отделениях для новорожденных и недоношенных детей.
- 76) Особенности планировки и режима работы в инфекционных больницах (отделениях), включая детские.
- 77) Особенности планировки и режима работы в роддомах и акушерских отделениях больниц.
- 78) Пищевая ценность и гигиеническая оценка овощей и фруктов.
- 79) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов.
- 80) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов. Консервирование молока.
- 81) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка мясо-рыбных продуктов.
- 82) Пищевые отравления микробной природы. Классификация. Ботулизм. Профилактика.
- 83) Пищевые отравления немикробной природы. Профилактика.
- 84) Пищевые отравления. Определение. Классификация. Меры предупреждения.
- 85) Планировка и режим работы терапевтического отделения.
- 86) Планировка и режим работы хирургического отделения.
- 87) Планировочные, санитарно-технические мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций. Документы.
- 88) Показатели качества пищевых продуктов. Санитарная охрана пищевых продуктов как основная часть охраны окружающей среды. Контаминанты пищевых продуктов.
- 89) Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, условно-годных продуктах. Пищевые добавки, определение, регламентирование.
- 90) Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лпу.
- 91) Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Пищевые волокна, их роль. Понятие о рафинированных продуктах.
- 92) Профилактика внутрибольничных инфекций.
- 93) Профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием. Алиментарная дистрофия. Избыточное питание, его роль в формировании сердечно-сосудистой и др. Патологии.
- 1)Болезни недостаточности и избыточности белкового питания:
- 94) Режим питания. Чувство сытости, усвоение пищи. Факторы, их определяющие.
- 95) Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.
- 96) Роль продуктов питания в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии.
- 97) Санитарно-гигиенические, противоэпидемические, дезинфекционные мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций. Документы.
- 98) Санитарные правила спуска и очистки больничных сточных вод. Сбор и удаление твердых отходов.
- 99) Стафилококковый токсикоз. Профилактика.
- 100) Токсикоинфекции различной этиологии.
- 101. Акселерация. Социально-гигиенические проблемы.
- 102. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа, бетта, гамма, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность.
- 103) Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в условиях производства. Профилактика.
- 104) Влияние социальных и экологических факторов на состояние здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
- 105) Водоснабжение войск в полевых условиях. Проведение разведки водоисточников. Пункт водоснабжения и водозабора. Оценка качества воды.
- 106) Военная гигиена. Определение. Содержание. Организация санитарно-гигиенических мероприятий. Их роль в общей системе медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях и в военное время.
- 107) Гигиена детей и подростков. Определение. Основные проблемы. Закономерности роста и развития.
- 108) Гигиена размещения войск в полевых условиях. Типы полевых жилищ, их оценка. Сбор и удаление нечистот и отбросов. Порядок захоронения погибших
- 109) Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде.
- 111) Гигиена труда в ракетных войсках и артиллерии.
- 112) Гигиена труда в сельском хозяйстве. Профилактика травматизма.
- 113) Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействие токов увч, свч, инфракрасного, ультрафиолетового излучений. Организация защиты персонала.
- 114) Гигиена труда медицинских работников в барокамерах. Требования к оснащению, оборудованию и микроклимату. Баротравмы. Критерии отбора допуска к работе.
- 115) Гигиена труда медперсонала при рентгенологических исследованиях. Дозные поля в рентгенодиагностических кабинетах. Дозиметрический контроль.
- 117) Гигиена труда при добыче нефти.
- 118) Гигиена труда при добыче природного газа.
- 119) Гигиена трудового и производственного обучения. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация.
- 120) Гигиена учебных занятий. Факторы, способствующие развитию утомления. Профилактика переутомления.
- 121) Гигиенические основы здорового образа жизни с учетом возраста. Личная гигиена.
- 122) Гигиенические основы режима дня. Характеристика основных режимных моментов в разных возрастных периодах.
- 123) Гигиенические основы физического воспитания и закаливания. Формы физического воспитания. Медицинские группы для занятий физкультурой. Ограничения и противопоказания.
- 124) Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению в детских дошкольных и школьных учреждения.
- 125) Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию детских дошкольных и школьных учреждений.
- 126) Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию радиологических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их транспортировка.
- 127) Микроклиматические условия в горячих цехах, при работе на открытом воздухе. Меры профилактики.
- 128) Обитаемость как физиологическая проблема в гигиене военного труда. Характеристика основных факторов обитаемости в объектах бронетанковой техники. Влияние на организм. Меры предупреждения.
- 129) Общая характеристика условий труда медицинского персонала. Заболеваемость.
- 130) Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве. Средства индивидуальной защиты.
- 132) Определение готовности к обучению. Понятие «школьной зрелости».
- 134) Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием.
- 136) Основы физиологии труда. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.
- 138) Понятие о вредных веществах и профессиональных отравлениях. Общие закономерности действия химических веществ. Меры профилактики
- 139) Принципы защиты от внешнего ионизирующего облучения и инкорпорирования радиоактивных веществ. Радиационный контроль.
- 141) Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Меры предупреждения вредного воздействия.
- 142) Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.
- 143) Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и отравления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных рабочих.
- 144) Профессиональные отравления окисью углерода, сернистым газом, свинцом, органическими растворителями. Меры профилактики.
- 145) Профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсификацией производственных процессов. Гигиена умственного труда.
- 147) Физическое развитие как показатель здоровья населения. Методы оценки физического развития. Комплексная оценка.
- 148) Характеристика условий пребывания в различных типах фортификационных сооружений. Особенность микроклимата и химического состава воздуха, их влияние на организм.
- 149) Цеховой врач, основные направления в работе. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Лечебно-профилактическое питание больных.