132) Определение готовности к обучению. Понятие «школьной зрелости».
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е. Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т. е. это переход от сюжетно-ролевых игр учебной деятельности
Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: -дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Условно методы определения уровня «школьной зрелости» можно разделить на три группы:
1) методы определения уровня морфологического развития ребенка,
2)методы оценки психофизического развития,
3)методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка. Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы. Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук.
К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание: 1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин. 2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
133) Организация и проведение санитарно-гигиенической экспертизы продовольствия в условиях возможного загрязнения ОМП. Этапы экспертизы в полевых условиях. Силы, средства и методы экспертизы. Характеристика табельных комплектов и приборов.
Общие положения Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов осуществляется в соответствии с правами и обязанностями, возложенными на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР и Министерств здравоохранения союзных республик Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, утвердившим Положение о государственном санитарном надзоре в СССР.
Задачи гигиенической экспертизы Задачей гигиенической экспертизы пищевых продуктов, то есть их гигиенической оценки, является выяснение свойств, характеризующих пищевую ценность и безвредность продуктов для здоровья человека. Конкретные задачи гигиенической экспертизы весьма разнообразны и определяются в каждом отдельном случае в зависимости от возникших или поставленных перед органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы вопросов, предварительного ознакомления с документами о партии продуктов, актом санитарного обследования предприятия и т.п. Гигиеническая экспертиза может проводиться в целях выявления: - изменений органолептических свойств продуктов, характера и степени изменений; - отклонений в химическом составе продуктов; - степени бактериального загрязнения продуктов и характера микрофлоры; - наличия пестицидов, пищевых добавок, вредных примесей и других чужеродных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые нормативы или естественное содержание в продукте; - возможности передачи через инфицированные продукты возбудителей инфекций (на основании конкретных эпидемиологических данных); - условий производства и санитарного режима предприятий, транспортировки, хранения и реализации продуктов, нарушение которых могло обусловить изменения органолептических свойств, химического состава или бактериальное загрязнение продуктов.
Іэтап - сбор информации, санитарное обследование продовольственного объекта на месте (продовольственного склада, пункта питания, трофейных пищевых продуктов, заготовок на месте); индикация тары, продовольствия на заражение отравляющими веществами (ОВ) с помощью прибора химической разведки медико-ветеринарного ПХР-МВ (рис. 55.1), радиоактивными веществами (РВ) с помощью полевого рентгенометра-радиометра ДП-5А, ДП-5В (рис. 55.2); оценка органолептических признаков качества или порчи продуктов (кроме вкуса); обоснование и оформление предварительного экспертного заключения.
Варианты предварительного экспертного заключения могут быть: а) Продукт пригодный к употреблению без ограничений; б) Продукт непригодный к употреблению и подлежит уничтожению; в) Продукт сомнительного качества, нуждается в лабораторной экспертизе. II этап: - отбор проб продуктов сомнительного качества (не меньше 10 образцов из каждой партии продовольствия) на бактериологический и санитарно-химический анализ; упаковка проб, оформление сопровождающих документов; транспортирование проб в лабораторию. III этап: - лабораторные исследования: - санитарно-токсикологическое, с помощью медицинской полевой химической лаборатории МПХЛ-54; (в санэпид-лаборатории дивизии), токсикологической лаборатории ЛТ (в СЭО армии); санитарно-бактериологическое и вирусологическое - с помощью комплектов “Лаборатория бактериологическая ЛБ” и “Лаборатория вирусологическая ЛВ”; радиометрическое, с помощью радиометрической лаборатории в укладках РЛУ-2
санитарно-химическое и органолептическое, с помощью лаборатории гигиенической войсковой ЛГ-1 или основной ЛГ-2. При чрезвычайных ситуациях мирного времени эти исследования могут быть выполнены в лаборатории ближайшей СЭС. IV этап: Обоснование и оформление конечного экспертного заключения, варианты которого могут быть: продукт доброкачественный, пригодный к употреблению без ограничений; продукт условно пригодный, может потребляться ограниченный срок, или путем смешивания с чистыми продуктами в рационе (с целью снижения уровней загрязнения к допустимым); продукт подлежит специальной обработке (дегазации, дезактивации, стерилизации) с повторной экспертизой; продукт непригодный к употреблению и подлежит уничтожению (при заражении стойкими ОВ, при превышении радиоактивного загрязнения в 10 и больше раз от допустимых уровней, при порче выше допустимых уровней, загнивании); продукт непригодный к употреблению, может быть использован на корм животных; продукт непригодный к употреблению, может быть использован для технических целей или переработан в удобрение.
- 2) Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая оценка планирования жилища, микроклимата и освещения жилых помещений. Требования к вентиляции, отоплению, ориентации, освещению помещений.
- 3) Гигиена сельских населенных мест. Особенности планировки, застройки и благоустройства сельских населенных мест, сельского жилища.
- 4) Гигиеническая характеристика видимой части солнечного спектра. Световой климат. Показатели оценки естественного освещения. Нормирование
- 5) Гигиеническая характеристика методов обеззараживания воды.
- 7) Гигиенические вопросы планировки и застройки городов. Функциональное зонирование. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.
- 8) Гигиенические проблемы Калужской области.
- 9) Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика источников света. Гигиеническая оценка искусственного освещения.
- 10) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при местном водоснабжении.
- 11) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении.
- 12) Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.
- 13) Гигиеническое значение, состав и свойства почвы. Процессы самоочищения почвы. Характеристика естественных и искусственных биохимических провинций.
- 14) Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (пдк,пду,обув) как основа санитарного законодательства.
- 15) Динамика взаимодействия человека с окружающей средой. Особенности взаимодействия с природными и антропогенными факторами.
- 16) Загрязнение и охрана атмосферного воздуха, почвы и воды как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса.
- 17) Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.
- 18) Значение биологических цепей в переносе вредных веществ (канцерогены, мутагены, аллергены, радионуклиды и др.) из окружающей среды к человеку.
- 19) Значение комбинированного, сочетанного, комплексного, последовательного и интермиттирующего действия различных химических и физических факторов на организм.
- 20) История становления и развития гигиены.
- 21) Климат. Определение, разновидности. Здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.
- 22) Методы гигиенических исследований. Санитарно-статистический и эпидемиологический анализ состояния окружающей среды и здоровья населения.
- 23) Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.
- 24) Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Понятие о биосфере и ее компонентах.
- 25) Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Роль полимерных материалов, химическое и бактериологическое загрязнение воздуха помещений.
- 26) Основные методы очистки питьевой воды.
- 27) Особенности формирования окружающей среды в городах. Состояние здоровья населения в современных городах.
- 28) Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения.
- 29) Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Сезонный фактор в патологии человека. Гелиометеотропные реакции и их профилактика.
- 30) Понятие об экологии. Основные законы экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях. Гигиенические проблемы в экологии.
- 32) Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с особенностями химического состава воды. Профилактика заболеваний водного характера
- 37) Система очистки населенных мест от твердых бытовых отходов, производственных выбросов в почву. Захоронение высокотоксичных радиоактивных отходов.
- 38) Системный и факторный анализ влияния окружающей среды на состояние здоровья населения и демографические показатели. Прогнозирование экологической ситуации в районе.
- 39) Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Ультрафиолетовая недостаточность. Проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации, их гигиеническая оценка.
- 41) Специальные методы улучшения качества питьевой воды.
- 42)Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов.
- 43)Структура, виды деятельности и задачи санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство.
- 44) Физиологическое, санитарно-гигиеническое и бальнеологическое значение воды. Нормы водопотребления для населения.
- 45) Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Пестициды, минеральные удобрения, биологическое действие, биотрансформация.
- 46)Химический состав атмосферного воздуха, гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема.
- 47) Экологические факторы и здоровье населения. Задачи гигиенической науки и санитарной практики в управлении системой «человек-окружающая среда».
- 48) Электрическое состояние атмосферы ( ионизация воздуха, электрическое поле Земли, геомагнитное поле) и его гигиеническое значение. Природная радиоактивность воздуха, значение.
- 50) Эпидемиологическое значение почвы. Мероприятия по охране почвы. Природоохранное законодательство в области охраны почвы.
- 51)Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Проблема белкового голодания. Новые продукты питания на основе нетрадиционных источников белка.
- 52) Биологические и экологические проблемы питания. Концепции и принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания.
- 1. Экологические проблемы питания
- 53) Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гипо-и гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.
- 54) Внутрибольничные инфекции. Определение. Значение. Виды. Характеристика.
- 55) Гигиена труда хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов. Заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда.
- 56) Гигиеническая оценка продуктов, консервированных различными методами.
- 57) Гигиенические требования к операционному блоку.
- 58) Гигиенические требования к палатной секции как основной структурной и функциональной единице соматических отделений.
- 59) Гигиенические требования к приемному отделению. Особенности в детских больницах.
- 61) Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков. Режим мытья столовой и кухонной посуды.
- 62) Деятельность учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора по расследованию и предупреждению пищевых отравлений.
- 63) Жиры животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Характеристика маргарина. Действие на организм перегретых жиров.
- 64) Задачи и значение гигиены лечебно-профилактических учреждений. Современные гигиенические проблемы больничного строительства.
- 65) Значение питания для здоровья и физического развития населения.
- 66) Значение санитарного благоустройства больниц(отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация). Их гигиеническая оценка.
- 67) Значение цепей миграции токсических и радиоактивных веществ через продукты питания к человеку.
- 68) Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе. Анализ различных теорий питания( вегетарианство, сыроедение, голодание и др.)
- 69) Микотоксикозы. Профилактика.
- 70) Микроклимат, показатели естественной и искусственной освещенности, типы инсоляционного режима, источники загрязнения воздуха больничных помещений. Способы санации воздуха.
- 72) Нормы радиационной безопасности.
- 73) Организация питания больных в лечебно-профилактических учреждениях. Правила снятия проб дежурными врачами. Личная гигиена персонала. Документация.
- 74) Особенности питания детей и лиц пожилого возраста. Болезни, связанные с индивидуальными особенностями организма (ферментопатии, пищевые аллергии) и их профилактика.
- 75) Особенности планировки и режима работы в детских отделениях, отделениях для новорожденных и недоношенных детей.
- 76) Особенности планировки и режима работы в инфекционных больницах (отделениях), включая детские.
- 77) Особенности планировки и режима работы в роддомах и акушерских отделениях больниц.
- 78) Пищевая ценность и гигиеническая оценка овощей и фруктов.
- 79) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов.
- 80) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов. Консервирование молока.
- 81) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка мясо-рыбных продуктов.
- 82) Пищевые отравления микробной природы. Классификация. Ботулизм. Профилактика.
- 83) Пищевые отравления немикробной природы. Профилактика.
- 84) Пищевые отравления. Определение. Классификация. Меры предупреждения.
- 85) Планировка и режим работы терапевтического отделения.
- 86) Планировка и режим работы хирургического отделения.
- 87) Планировочные, санитарно-технические мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций. Документы.
- 88) Показатели качества пищевых продуктов. Санитарная охрана пищевых продуктов как основная часть охраны окружающей среды. Контаминанты пищевых продуктов.
- 89) Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, условно-годных продуктах. Пищевые добавки, определение, регламентирование.
- 90) Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лпу.
- 91) Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Пищевые волокна, их роль. Понятие о рафинированных продуктах.
- 92) Профилактика внутрибольничных инфекций.
- 93) Профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием. Алиментарная дистрофия. Избыточное питание, его роль в формировании сердечно-сосудистой и др. Патологии.
- 1)Болезни недостаточности и избыточности белкового питания:
- 94) Режим питания. Чувство сытости, усвоение пищи. Факторы, их определяющие.
- 95) Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.
- 96) Роль продуктов питания в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии.
- 97) Санитарно-гигиенические, противоэпидемические, дезинфекционные мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций. Документы.
- 98) Санитарные правила спуска и очистки больничных сточных вод. Сбор и удаление твердых отходов.
- 99) Стафилококковый токсикоз. Профилактика.
- 100) Токсикоинфекции различной этиологии.
- 101. Акселерация. Социально-гигиенические проблемы.
- 102. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа, бетта, гамма, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность.
- 103) Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в условиях производства. Профилактика.
- 104) Влияние социальных и экологических факторов на состояние здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
- 105) Водоснабжение войск в полевых условиях. Проведение разведки водоисточников. Пункт водоснабжения и водозабора. Оценка качества воды.
- 106) Военная гигиена. Определение. Содержание. Организация санитарно-гигиенических мероприятий. Их роль в общей системе медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях и в военное время.
- 107) Гигиена детей и подростков. Определение. Основные проблемы. Закономерности роста и развития.
- 108) Гигиена размещения войск в полевых условиях. Типы полевых жилищ, их оценка. Сбор и удаление нечистот и отбросов. Порядок захоронения погибших
- 109) Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде.
- 111) Гигиена труда в ракетных войсках и артиллерии.
- 112) Гигиена труда в сельском хозяйстве. Профилактика травматизма.
- 113) Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействие токов увч, свч, инфракрасного, ультрафиолетового излучений. Организация защиты персонала.
- 114) Гигиена труда медицинских работников в барокамерах. Требования к оснащению, оборудованию и микроклимату. Баротравмы. Критерии отбора допуска к работе.
- 115) Гигиена труда медперсонала при рентгенологических исследованиях. Дозные поля в рентгенодиагностических кабинетах. Дозиметрический контроль.
- 117) Гигиена труда при добыче нефти.
- 118) Гигиена труда при добыче природного газа.
- 119) Гигиена трудового и производственного обучения. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация.
- 120) Гигиена учебных занятий. Факторы, способствующие развитию утомления. Профилактика переутомления.
- 121) Гигиенические основы здорового образа жизни с учетом возраста. Личная гигиена.
- 122) Гигиенические основы режима дня. Характеристика основных режимных моментов в разных возрастных периодах.
- 123) Гигиенические основы физического воспитания и закаливания. Формы физического воспитания. Медицинские группы для занятий физкультурой. Ограничения и противопоказания.
- 124) Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению в детских дошкольных и школьных учреждения.
- 125) Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию детских дошкольных и школьных учреждений.
- 126) Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию радиологических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их транспортировка.
- 127) Микроклиматические условия в горячих цехах, при работе на открытом воздухе. Меры профилактики.
- 128) Обитаемость как физиологическая проблема в гигиене военного труда. Характеристика основных факторов обитаемости в объектах бронетанковой техники. Влияние на организм. Меры предупреждения.
- 129) Общая характеристика условий труда медицинского персонала. Заболеваемость.
- 130) Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве. Средства индивидуальной защиты.
- 132) Определение готовности к обучению. Понятие «школьной зрелости».
- 134) Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием.
- 136) Основы физиологии труда. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.
- 138) Понятие о вредных веществах и профессиональных отравлениях. Общие закономерности действия химических веществ. Меры профилактики
- 139) Принципы защиты от внешнего ионизирующего облучения и инкорпорирования радиоактивных веществ. Радиационный контроль.
- 141) Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Меры предупреждения вредного воздействия.
- 142) Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.
- 143) Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и отравления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных рабочих.
- 144) Профессиональные отравления окисью углерода, сернистым газом, свинцом, органическими растворителями. Меры профилактики.
- 145) Профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсификацией производственных процессов. Гигиена умственного труда.
- 147) Физическое развитие как показатель здоровья населения. Методы оценки физического развития. Комплексная оценка.
- 148) Характеристика условий пребывания в различных типах фортификационных сооружений. Особенность микроклимата и химического состава воздуха, их влияние на организм.
- 149) Цеховой врач, основные направления в работе. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Лечебно-профилактическое питание больных.