22) Методы гигиенических исследований. Санитарно-статистический и эпидемиологический анализ состояния окружающей среды и здоровья населения.
Гигиена, как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.
В гигиене различают четыре основных метода.
Эпидемиологический метод - это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод - один из ведущих в гигиене методов.
Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:
а) с помощью санитарно-статистических материалов. По официальным данным учетных медицинских документов изучают смертность, рождаемость (данные ЗАГСа), заболеваемость населения за определенный отрезок времени. Материалы анализируются, обрабатываются, рассчитываются специальные показатели рождаемости, смертности;
б) посредством медицинского обследования отдельных групп населения. Специально организованная группа врачей различного профиля (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и т. д.) осматривает и обследует группу населения, которая подвержена воздействию определенного фактора;
в) данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно. Углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в условиях стационара позволяют обнаружить изменения в состоянии здоровья, которые при однократном обследовании в амбулаторных условиях оценить невозможно;
г) натурный эксперимент. Комплексное изучение здоровья группы людей, подвергшихся острому или хроническому воздействию определенного химического или физического фактора окружающей среды. Комплексность заключается в одновременном использовании всех описанных способов реализации эпидемиологического метода.
Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Классическим примером могут служить работы Ф. Ф. Эрисмана (описание условий труда на ткацких фабриках). Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.
ГИС - геоинформационные системы - являются инструментом для сбора, систематизации первичной информации, моделирования различных ситуаций, пространственного анализа распространения загрязнений.
Экспериментальный метод. Начиная со второй половины XIX в. в гигиену прочно вошел экспериментальный метод. Различают натурный эксперимент (Чернобыль, эпидемия холеры в Гамбурге и т. д.). Однако в натурных условиях имеют дело с комплексом факторов, что затрудняет их оценку.
Лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень. Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях - на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ. Эксперимент проводится в специальных камерах, на стендах и т. д.
Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения. При проведении санитарной экспертизы используются все гигиенические методы, начиная от санитарного описания объекта, количественной и качественной характеристики выбросов или отходов (воздушных, жидких или твердых), закономерностей их поступления в окружающую среду, механизмов их распространения в ОС, включая построение моделей прогноза и оценку влияния на состояние здоровья населения.
В последние годы появился новый метод (а точнее, новое направление) в гигиене: оценка риска.
Оценка риска - это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.
В медико-экологических исследованиях оценивают риск как вероятность загрязнения окружающей среды (потенциальный риск), а также риск как вероятность возникновения у человека отклонений в состоянии здоровья (реальный риск). Реальный риск характеризует ущерб общественному здоровью, обусловленный загрязнением окружающей среды. Выражается в количестве дополнительных случаев заболеваний, смертей среди населения.
Потенциальный риск характеризует вероятность возникновения неблагоприятного для человека эффекта при определенных условиях. Может выражаться в процентах, долях или случаях на 1000, 10 000 человек. Методология оценки риска используется для прогноза тех или иных ситуаций, числа дополнительных случаев заболеваний, смертей с учетом факторов. Ущерб общественному здоровью может быть оценен экономически. Оценка риска дает возможность принять обоснованные управленческие решения.
Таким образом, гигиена - это самостоятельная медицинская дисциплина, более того - это главная профилактическая медицинская дисциплина. Объектом гигиены является здоровый человек. Предметом - изучение влияния факторов окружающей среды, природной и социальной, на здоровье человека. Цель - устранение болезней путем создания благоприятной среды обитания.
Второй пункт вопроса.
С этой целью изучаются данные официальных учетных документов всех ЛПУ, учреждений статистического профиля и т.д., которые содержат информацию для расчета показателей здоровья населения.
При этом используются чаще всего четыре основные группы показателей здоровья:
1. Показатели заболеваемости (общая, инфекционная, неинфекционная и т.д.).
2. Демографические показатели (смертность, рождаемость, естественный прирост населения и т.д.).
3. Показатели физического развития населения (динамика длины
и массы тела; сроки появления вторичных половых признаков; динамика возрастно-половых различий и т.д.). 4. Показатели инвалидизации (заболевания, отравления и травмы, приведшие к инвалидности; производственного или непроизводственного происхождения травмы и т.д.).
Совершенно очевидно, что данную методику (способ) следует отнести к числу неактивных, так как здесь в основном идет работа по анализу установленной в стране (регионе, отрасли, на предприятии и т.д.) учетно-отчетной документации.
Что касается конкретных показателей состояния здоровья населения, добываемых (получаемых) с помощью этого способа, их расчеты представлены в специальных руководствах, пособиях и т.д. Но в любом случае врач должен понимать сущность таких понятий, как: первичная и общая заболеваемость; госпитализация; трудопотери (частота случаев и число дней); смертность и др.И еще одно обстоятельство хотелось бы подчеркнуть, завершая описание данной методики. Достоверность получаемой информации с ее помощью включает массу так называемых субъективных (чаще всего) и объективных (и это тоже факт!) моментов, которые нередко могут привести, мягко говоря, к недостаточно обоснованным выводам. Здесь велика роль исследователя, который в стремлении разобраться в истине должен прибегнуть в обязательном порядке к другим методикам, которые в качестве страховки либо подтверждают, либо отвергают гипотезу, доказываемую с помощью данного способа.
- 2) Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая оценка планирования жилища, микроклимата и освещения жилых помещений. Требования к вентиляции, отоплению, ориентации, освещению помещений.
- 3) Гигиена сельских населенных мест. Особенности планировки, застройки и благоустройства сельских населенных мест, сельского жилища.
- 4) Гигиеническая характеристика видимой части солнечного спектра. Световой климат. Показатели оценки естественного освещения. Нормирование
- 5) Гигиеническая характеристика методов обеззараживания воды.
- 7) Гигиенические вопросы планировки и застройки городов. Функциональное зонирование. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.
- 8) Гигиенические проблемы Калужской области.
- 9) Гигиенические требования к искусственному освещению. Характеристика источников света. Гигиеническая оценка искусственного освещения.
- 10) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при местном водоснабжении.
- 11) Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении.
- 12) Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.
- 13) Гигиеническое значение, состав и свойства почвы. Процессы самоочищения почвы. Характеристика естественных и искусственных биохимических провинций.
- 14) Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (пдк,пду,обув) как основа санитарного законодательства.
- 15) Динамика взаимодействия человека с окружающей средой. Особенности взаимодействия с природными и антропогенными факторами.
- 16) Загрязнение и охрана атмосферного воздуха, почвы и воды как экологическая проблема в условиях научно-технического прогресса.
- 17) Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.
- 18) Значение биологических цепей в переносе вредных веществ (канцерогены, мутагены, аллергены, радионуклиды и др.) из окружающей среды к человеку.
- 19) Значение комбинированного, сочетанного, комплексного, последовательного и интермиттирующего действия различных химических и физических факторов на организм.
- 20) История становления и развития гигиены.
- 21) Климат. Определение, разновидности. Здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях.
- 22) Методы гигиенических исследований. Санитарно-статистический и эпидемиологический анализ состояния окружающей среды и здоровья населения.
- 23) Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.
- 24) Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Понятие о биосфере и ее компонентах.
- 25) Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Роль полимерных материалов, химическое и бактериологическое загрязнение воздуха помещений.
- 26) Основные методы очистки питьевой воды.
- 27) Особенности формирования окружающей среды в городах. Состояние здоровья населения в современных городах.
- 28) Отдаленные эффекты действия вредных факторов на организм, отражение этого действия в структуре и уровне заболеваемости населения.
- 29) Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Сезонный фактор в патологии человека. Гелиометеотропные реакции и их профилактика.
- 30) Понятие об экологии. Основные законы экологии. Причины экологического кризиса и его отличительные особенности в современных условиях. Гигиенические проблемы в экологии.
- 32) Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с особенностями химического состава воды. Профилактика заболеваний водного характера
- 37) Система очистки населенных мест от твердых бытовых отходов, производственных выбросов в почву. Захоронение высокотоксичных радиоактивных отходов.
- 38) Системный и факторный анализ влияния окружающей среды на состояние здоровья населения и демографические показатели. Прогнозирование экологической ситуации в районе.
- 39) Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Ультрафиолетовая недостаточность. Проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации, их гигиеническая оценка.
- 41) Специальные методы улучшения качества питьевой воды.
- 42)Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Причины антропогенного загрязнения водоемов.
- 43)Структура, виды деятельности и задачи санитарно-эпидемиологической службы. Санитарное законодательство.
- 44) Физиологическое, санитарно-гигиеническое и бальнеологическое значение воды. Нормы водопотребления для населения.
- 45) Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Пестициды, минеральные удобрения, биологическое действие, биотрансформация.
- 46)Химический состав атмосферного воздуха, гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема.
- 47) Экологические факторы и здоровье населения. Задачи гигиенической науки и санитарной практики в управлении системой «человек-окружающая среда».
- 48) Электрическое состояние атмосферы ( ионизация воздуха, электрическое поле Земли, геомагнитное поле) и его гигиеническое значение. Природная радиоактивность воздуха, значение.
- 50) Эпидемиологическое значение почвы. Мероприятия по охране почвы. Природоохранное законодательство в области охраны почвы.
- 51)Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Проблема белкового голодания. Новые продукты питания на основе нетрадиционных источников белка.
- 52) Биологические и экологические проблемы питания. Концепции и принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания.
- 1. Экологические проблемы питания
- 53) Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гипо-и гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.
- 54) Внутрибольничные инфекции. Определение. Значение. Виды. Характеристика.
- 55) Гигиена труда хирургов, акушеров-гинекологов, анестезиологов. Заболеваемость, мероприятия по улучшению условий труда.
- 56) Гигиеническая оценка продуктов, консервированных различными методами.
- 57) Гигиенические требования к операционному блоку.
- 58) Гигиенические требования к палатной секции как основной структурной и функциональной единице соматических отделений.
- 59) Гигиенические требования к приемному отделению. Особенности в детских больницах.
- 61) Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков. Режим мытья столовой и кухонной посуды.
- 62) Деятельность учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора по расследованию и предупреждению пищевых отравлений.
- 63) Жиры животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Характеристика маргарина. Действие на организм перегретых жиров.
- 64) Задачи и значение гигиены лечебно-профилактических учреждений. Современные гигиенические проблемы больничного строительства.
- 65) Значение питания для здоровья и физического развития населения.
- 66) Значение санитарного благоустройства больниц(отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация). Их гигиеническая оценка.
- 67) Значение цепей миграции токсических и радиоактивных веществ через продукты питания к человеку.
- 68) Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе. Анализ различных теорий питания( вегетарианство, сыроедение, голодание и др.)
- 69) Микотоксикозы. Профилактика.
- 70) Микроклимат, показатели естественной и искусственной освещенности, типы инсоляционного режима, источники загрязнения воздуха больничных помещений. Способы санации воздуха.
- 72) Нормы радиационной безопасности.
- 73) Организация питания больных в лечебно-профилактических учреждениях. Правила снятия проб дежурными врачами. Личная гигиена персонала. Документация.
- 74) Особенности питания детей и лиц пожилого возраста. Болезни, связанные с индивидуальными особенностями организма (ферментопатии, пищевые аллергии) и их профилактика.
- 75) Особенности планировки и режима работы в детских отделениях, отделениях для новорожденных и недоношенных детей.
- 76) Особенности планировки и режима работы в инфекционных больницах (отделениях), включая детские.
- 77) Особенности планировки и режима работы в роддомах и акушерских отделениях больниц.
- 78) Пищевая ценность и гигиеническая оценка овощей и фруктов.
- 79) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка зерновых продуктов.
- 80) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка молока и молочных продуктов. Консервирование молока.
- 81) Пищевая ценность и санитарно-гигиеническая оценка мясо-рыбных продуктов.
- 82) Пищевые отравления микробной природы. Классификация. Ботулизм. Профилактика.
- 83) Пищевые отравления немикробной природы. Профилактика.
- 84) Пищевые отравления. Определение. Классификация. Меры предупреждения.
- 85) Планировка и режим работы терапевтического отделения.
- 86) Планировка и режим работы хирургического отделения.
- 87) Планировочные, санитарно-технические мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций. Документы.
- 88) Показатели качества пищевых продуктов. Санитарная охрана пищевых продуктов как основная часть охраны окружающей среды. Контаминанты пищевых продуктов.
- 89) Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, условно-годных продуктах. Пищевые добавки, определение, регламентирование.
- 90) Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лпу.
- 91) Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Нормы. Пищевые волокна, их роль. Понятие о рафинированных продуктах.
- 92) Профилактика внутрибольничных инфекций.
- 93) Профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием. Алиментарная дистрофия. Избыточное питание, его роль в формировании сердечно-сосудистой и др. Патологии.
- 1)Болезни недостаточности и избыточности белкового питания:
- 94) Режим питания. Чувство сытости, усвоение пищи. Факторы, их определяющие.
- 95) Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.
- 96) Роль продуктов питания в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии.
- 97) Санитарно-гигиенические, противоэпидемические, дезинфекционные мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций. Документы.
- 98) Санитарные правила спуска и очистки больничных сточных вод. Сбор и удаление твердых отходов.
- 99) Стафилококковый токсикоз. Профилактика.
- 100) Токсикоинфекции различной этиологии.
- 101. Акселерация. Социально-гигиенические проблемы.
- 102. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа, бетта, гамма, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность.
- 103) Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления в условиях производства. Профилактика.
- 104) Влияние социальных и экологических факторов на состояние здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
- 105) Водоснабжение войск в полевых условиях. Проведение разведки водоисточников. Пункт водоснабжения и водозабора. Оценка качества воды.
- 106) Военная гигиена. Определение. Содержание. Организация санитарно-гигиенических мероприятий. Их роль в общей системе медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях и в военное время.
- 107) Гигиена детей и подростков. Определение. Основные проблемы. Закономерности роста и развития.
- 108) Гигиена размещения войск в полевых условиях. Типы полевых жилищ, их оценка. Сбор и удаление нечистот и отбросов. Порядок захоронения погибших
- 109) Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде.
- 111) Гигиена труда в ракетных войсках и артиллерии.
- 112) Гигиена труда в сельском хозяйстве. Профилактика травматизма.
- 113) Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействие токов увч, свч, инфракрасного, ультрафиолетового излучений. Организация защиты персонала.
- 114) Гигиена труда медицинских работников в барокамерах. Требования к оснащению, оборудованию и микроклимату. Баротравмы. Критерии отбора допуска к работе.
- 115) Гигиена труда медперсонала при рентгенологических исследованиях. Дозные поля в рентгенодиагностических кабинетах. Дозиметрический контроль.
- 117) Гигиена труда при добыче нефти.
- 118) Гигиена труда при добыче природного газа.
- 119) Гигиена трудового и производственного обучения. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация.
- 120) Гигиена учебных занятий. Факторы, способствующие развитию утомления. Профилактика переутомления.
- 121) Гигиенические основы здорового образа жизни с учетом возраста. Личная гигиена.
- 122) Гигиенические основы режима дня. Характеристика основных режимных моментов в разных возрастных периодах.
- 123) Гигиенические основы физического воспитания и закаливания. Формы физического воспитания. Медицинские группы для занятий физкультурой. Ограничения и противопоказания.
- 124) Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению в детских дошкольных и школьных учреждения.
- 125) Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию детских дошкольных и школьных учреждений.
- 126) Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию радиологических отделений больниц. Сбор, удаление и обезвреживание радиоактивных веществ, их транспортировка.
- 127) Микроклиматические условия в горячих цехах, при работе на открытом воздухе. Меры профилактики.
- 128) Обитаемость как физиологическая проблема в гигиене военного труда. Характеристика основных факторов обитаемости в объектах бронетанковой техники. Влияние на организм. Меры предупреждения.
- 129) Общая характеристика условий труда медицинского персонала. Заболеваемость.
- 130) Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве. Средства индивидуальной защиты.
- 132) Определение готовности к обучению. Понятие «школьной зрелости».
- 134) Организация питания в полевых условиях. Задачи медицинской службы по надзору за питанием.
- 136) Основы физиологии труда. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика.
- 138) Понятие о вредных веществах и профессиональных отравлениях. Общие закономерности действия химических веществ. Меры профилактики
- 139) Принципы защиты от внешнего ионизирующего облучения и инкорпорирования радиоактивных веществ. Радиационный контроль.
- 141) Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Меры предупреждения вредного воздействия.
- 142) Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика.
- 143) Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и отравления. Влияние условий труда на заболеваемость промышленных рабочих.
- 144) Профессиональные отравления окисью углерода, сернистым газом, свинцом, органическими растворителями. Меры профилактики.
- 145) Профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсификацией производственных процессов. Гигиена умственного труда.
- 147) Физическое развитие как показатель здоровья населения. Методы оценки физического развития. Комплексная оценка.
- 148) Характеристика условий пребывания в различных типах фортификационных сооружений. Особенность микроклимата и химического состава воздуха, их влияние на организм.
- 149) Цеховой врач, основные направления в работе. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. Лечебно-профилактическое питание больных.