logo search
Конспект лекций по дисциплине Университетское о

1.2. Предпосылки возникновения первых университетов на территории Европы

Высшие школы, где получали образование и занимались наукой, у арабов и византийцев существовали в разных вариациях еще с VIII-IX веков, но в Европе первый университет такого типа был основан в XII веке в Италии. Термин «университет» связывают с латинским словом «universitas», т.е. совокупность, объединение, корпорация, объединение людей, которые учатся. Поскольку первые университеты как союз людей для получения определенных знаний много заимствовали в своей структуре и обычаях от цехов, то и объединялись не только те, кто учился, изучал, но и те, кто учил, - наставники.

При разработке структуры средневековых вузов много заимствовано от цехов, особенно итальянских, оттуда взято и название ректор (rector - начальник цеха). Структура, права и система связей между членами объединения учителей и учеников были произведены не сразу, однако уже первый университет, основанный в Болонье (Италия) в 1088 году, по своему уставу имел правительство, свод правил и канонов, свой суд. Университет получил себе право избирать собственного руководителя, право судить членов своего объединения, устраивать режим и быт школы, быть почти во всех внутренних и частично внешних вопросах независимым от городской и королевской власти - это был большой вклад первого университета в Болонье, с которого потом брали пример и другие новоиспеченные заведения Европы. Эта автономность длилась долго, правда, в разные времена и в разных странах она имела свои разновидности, а университет - свой устав.

Итак, устав - это своеобразная конституция. Он был обязательным и для ректора, и для декана, и для студентов которые, при поступлении в университет, принимали присягу соблюдать все пункты этого документа. Для того чтобы студенты не забывали, его текст читали раз в год во всех аудиториях. Организатором жизни в университете был ректор, которого по итальянским традициям выбирали из среды студентов. Как правило, ректору должно было быть более 25 лет, он должен был иметь определенные успехи в науке, быть честным, справедливым. При нем действовало 9 советников. Ректор имел право носить меч, выступать на заседаниях городского управления и быть полным хозяином университета. Он осуждал и наказывал за совершенные преступления, занимался цензурой книг, организовывал быт, лечение студентов.

Университеты Европы имели право посылать своих представителей в сенат, конгресс или городских представительств.

В те давние времена инициаторами основания университета выступали мещане или власть, король или духовенство. С XIII века возникает традиция, когда право на открытие университета предоставляет или папа, или император. Поскольку в новообразованных высших школах предпочтение отдавалось теологическим наукам, то и главным руководящим звеном у них было духовенство, хотя случалось, что преимущество имели светские элементы, как это было в Болонье. В документах об открытии университета чаще отмечалось, что университет - источник наук, откуда люди могут черпать духовную зрелость, различные добродетели и эрудицию. По уставу студентами, профессорами университетов могли быть представители любого государства, любой нации и вероисповедания. Но впоследствии были введены в отдельных городах ограничения по принадлежности к другому, не католическому, вероисповедания. Средневековые университеты были в определенной степени интернациональным явлением. Более того, по уставу некоторых заведений студенты из других стран имели право занимать руководящие должности, вплоть до должности ректора.

Первые университеты Европы

Год основания

Месторасположение

1088

Болонский университет, Италия

1117

Оксфордский университет, Англия

1205

Университет г. Винченция, Италия

1209

Кембриджский университет, Англия

1289

Университет в г. Монпелье, Франция

1303

Римский университет, Италия

1348

Пражский университет, Чехия

1364

Ягеллонский университет, г. Краков. Польша

1365

Венский университет, Австрия

Все пытались подражать правам и структуре первого Болонского университета, однако это оказалось невозможным. С самого начала создания высших школ в Европе были несколько типов университетов, отражали различные социально-политические и идейные позиции организаторов и руководителей новых заведений в разных странах.

Болонский, а за ним Падуанский университеты стали образцами республиканского типа высшей школы, уделяя внимание светским наукам, с выборным управлением, в котором важную роль сыграло студенчество, из которого избирался ректор, а в среде преподавателей и студентов допускали свободу слова. На такую ​​независимость сетовал свое время не один папа. Почти 60% учащихся принадлежало к светским слоев. Этому типу университета стремились подражать и другие, в частности на него ориентировались и при создании Краковского университета.

Других идейных основ придерживались с начала основания Сорбонны в Париже, которую называли университетом монархического типа. Больше внимания здесь уделяли богословию, ректора выбирала совет профессорской коллегии, студенческие права были ограничены, жили они в бурсе под опекой начальства. Это был второй тип высшей школы, на которую смотрели как на образец в Парижском университете. И в Болонский, и в Парижский университеты доступ был свободным всем.

Совсем другой тип устройства складывается в Англии (Оксфордский, Кембриджский университеты), где учились преимущественно представители аристократии, зажиточных семей, доступ сюда был ограничен.

Но было в этих университетах немало общего, в частности в структуре, в правилах обучения, получения знаний и т.п..