1.2. Предпосылки возникновения первых университетов на территории Европы
Высшие школы, где получали образование и занимались наукой, у арабов и византийцев существовали в разных вариациях еще с VIII-IX веков, но в Европе первый университет такого типа был основан в XII веке в Италии. Термин «университет» связывают с латинским словом «universitas», т.е. совокупность, объединение, корпорация, объединение людей, которые учатся. Поскольку первые университеты как союз людей для получения определенных знаний много заимствовали в своей структуре и обычаях от цехов, то и объединялись не только те, кто учился, изучал, но и те, кто учил, - наставники.
При разработке структуры средневековых вузов много заимствовано от цехов, особенно итальянских, оттуда взято и название ректор (rector - начальник цеха). Структура, права и система связей между членами объединения учителей и учеников были произведены не сразу, однако уже первый университет, основанный в Болонье (Италия) в 1088 году, по своему уставу имел правительство, свод правил и канонов, свой суд. Университет получил себе право избирать собственного руководителя, право судить членов своего объединения, устраивать режим и быт школы, быть почти во всех внутренних и частично внешних вопросах независимым от городской и королевской власти - это был большой вклад первого университета в Болонье, с которого потом брали пример и другие новоиспеченные заведения Европы. Эта автономность длилась долго, правда, в разные времена и в разных странах она имела свои разновидности, а университет - свой устав.
Итак, устав - это своеобразная конституция. Он был обязательным и для ректора, и для декана, и для студентов которые, при поступлении в университет, принимали присягу соблюдать все пункты этого документа. Для того чтобы студенты не забывали, его текст читали раз в год во всех аудиториях. Организатором жизни в университете был ректор, которого по итальянским традициям выбирали из среды студентов. Как правило, ректору должно было быть более 25 лет, он должен был иметь определенные успехи в науке, быть честным, справедливым. При нем действовало 9 советников. Ректор имел право носить меч, выступать на заседаниях городского управления и быть полным хозяином университета. Он осуждал и наказывал за совершенные преступления, занимался цензурой книг, организовывал быт, лечение студентов.
Университеты Европы имели право посылать своих представителей в сенат, конгресс или городских представительств.
В те давние времена инициаторами основания университета выступали мещане или власть, король или духовенство. С XIII века возникает традиция, когда право на открытие университета предоставляет или папа, или император. Поскольку в новообразованных высших школах предпочтение отдавалось теологическим наукам, то и главным руководящим звеном у них было духовенство, хотя случалось, что преимущество имели светские элементы, как это было в Болонье. В документах об открытии университета чаще отмечалось, что университет - источник наук, откуда люди могут черпать духовную зрелость, различные добродетели и эрудицию. По уставу студентами, профессорами университетов могли быть представители любого государства, любой нации и вероисповедания. Но впоследствии были введены в отдельных городах ограничения по принадлежности к другому, не католическому, вероисповедания. Средневековые университеты были в определенной степени интернациональным явлением. Более того, по уставу некоторых заведений студенты из других стран имели право занимать руководящие должности, вплоть до должности ректора.
Первые университеты Европы
Год основания | Месторасположение |
1088 | Болонский университет, Италия |
1117 | Оксфордский университет, Англия |
1205 | Университет г. Винченция, Италия |
1209 | Кембриджский университет, Англия |
1289 | Университет в г. Монпелье, Франция |
1303 | Римский университет, Италия |
1348 | Пражский университет, Чехия |
1364 | Ягеллонский университет, г. Краков. Польша |
1365 | Венский университет, Австрия |
Все пытались подражать правам и структуре первого Болонского университета, однако это оказалось невозможным. С самого начала создания высших школ в Европе были несколько типов университетов, отражали различные социально-политические и идейные позиции организаторов и руководителей новых заведений в разных странах.
Болонский, а за ним Падуанский университеты стали образцами республиканского типа высшей школы, уделяя внимание светским наукам, с выборным управлением, в котором важную роль сыграло студенчество, из которого избирался ректор, а в среде преподавателей и студентов допускали свободу слова. На такую независимость сетовал свое время не один папа. Почти 60% учащихся принадлежало к светским слоев. Этому типу университета стремились подражать и другие, в частности на него ориентировались и при создании Краковского университета.
Других идейных основ придерживались с начала основания Сорбонны в Париже, которую называли университетом монархического типа. Больше внимания здесь уделяли богословию, ректора выбирала совет профессорской коллегии, студенческие права были ограничены, жили они в бурсе под опекой начальства. Это был второй тип высшей школы, на которую смотрели как на образец в Парижском университете. И в Болонский, и в Парижский университеты доступ был свободным всем.
Совсем другой тип устройства складывается в Англии (Оксфордский, Кембриджский университеты), где учились преимущественно представители аристократии, зажиточных семей, доступ сюда был ограничен.
Но было в этих университетах немало общего, в частности в структуре, в правилах обучения, получения знаний и т.п..
- Конспект лекций по дисциплине «Университетское образование»
- Введение
- Раздел I Тема 1. Возникновения и становления мировой университетского образования
- 1.1. Эпоха доуниверситетского образования
- 1.2. Предпосылки возникновения первых университетов на территории Европы
- 1.3. Учебный процесс в средневековом университете
- Тема 2. Современные системы университетского образования стран мира
- 2.1. Общие принципы формирования системы высшего образования европейских стран
- 2.2. Система университетского образования Великобритании: общая характеристика
- 2.3. Организация обучения в университетах сша
- 2.4. Университетское образование Японии
- Раздел II История и современное состояние университетского образования Украины
- Тема 3. Возникновение и развитие университетского образования в украине
- 3.1. Зарождение образования на украинских землях и ее становления в XVI-XVIII ст.
- 3.2. Университетское образование периода XVIII - начала XX в.
- 3.3. Университетское образование в ссср
- Тема 4. Правовое регулирование современной системы высшего образования украины
- 4.1. Законодательство Украины о высшем образовании
- 4.2. Структура высшего образования Украины
- 4.3. Высшие учебные заведения
- 4.4. Участники учебно-воспитательного процесса
- 4.5. Международное сотрудничество в области высшего образования
- Тема 5. Адаптация европейской системы высшего образования в высшем образовании украины
- 5.1. Основные идеи и принципы Болонского процесса
- Принципы Болонского процесса
- 5.2. Хронология событий и основные документы Болонского процесса
- Хронология Болонского Процесса
- 5.3. Европейская кредитно-трансферная и система накопления естb: характерные особенности и базовые элементы