3.2. Университетское образование периода XVIII - начала XX в.
В 1805 г. был открыт Харьковский университет по инициативе В.Н. Каразина. До революции в его составе было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека. Научные школы, возникшие в Харьковском университете, содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и работали известные ученые: математики М.В. Остроградский, О.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, поэт П.П. Гулак-Артемовский, биолог 1.1. Мечников, историк М.И. Костомаров, композитор М.В. Лысенко, писатель М.П. Старицкий и др. Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры украинского народа. В 1816-1819 годы в университете издавался журнал «Украинский вестник», в 1824-1825 годах - «Украинский журнал». В XX в. университет стал одним из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико-химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический факультеты были преобразованы в самостоятельные институты. В первой четверти XIX в. возникли привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ: Кременецкий лицей (1803), который просуществовал до 1830 года, Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (1820). В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных заведений открывались женские учебные заведения - институты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи (1835), Киеве (1838).
В 1865 г. начал функционировать Новороссийский университет в Одессе, основанный по инициативе М.И. Пирогова на базе Ришельевского лицея. После 1917 года он был реорганизован в несколько самостоятельных высших учебных заведений, а с 1933 года он получил название Одесский университет. С Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся ученых: 1.1. Мечникова, И.М. Сеченова, А.А. Ковалевского и др.
В 1870 году в Черновцах открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря 1874 года создан Черновицкий университет.
В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале XIX в. не было высшего учебного заведения с украинским языком преподавания. В Львовском университете преподавание велось на польском, в Черновицком - немецком, с 1920 - румынском языках.
В начале XIX в. в деятельности отечественных университетов начинает набирать силу образовательная тенденция. Очевидно, это связано с формированием в первой половине XIX в. концепции государственной образовательной политики, приоритетной задачей отечественной высшей школы определила подготовку высококвалифицированных кадров для обслуживания государственного аппарата. Подтверждением этого является выход в 1809 г. приказа, требовавшего от претендентов на чин коллежского асессора выдержать экзамен в университете. Университеты постепенно теряют статус учреждений «чистой науки», а на первое место выходят функции управления системой народного образования, подготовки педагогических кадров, интеллектуальной и государственной элиты. В начале XX в. количество студентов в университетах увеличилась в среднем более чем вдвое. Социальный состав студенчества университетов оставался преимущественно дворянско-буржуазным, хотя революция 1905-1907 годов заставил правительство открыть университетские двери и для выходцев из низших слоев. Это были, как правило, дети городской и сельской буржуазии, для рабочего, среднего классов и беднейшего крестьянства доступ в высшие учебные заведения, как и раньше, оставался практически закрытым.
Одновременно начали создаваться высшие учебные заведения для женщин. Так, после почти двадцатилетних ходатайств в 1903 году в Одессе, по инициативе профессоров Новороссийского университета Н.Н. Ланге, Е.Н. Щепкина и других, были открыты Высшие женские педагогические курсы, реорганизованные в 1906 году в Высшие женские курсы с историко-филологическим и физико-математическим факультетами. В 1908-1910 годах они пополнились юридическим и медицинским факультетами. Последний позже был преобразован в женский медицинский институт. В 1907 году в Харькове открылись Высшие женские курсы с историко-филологическим, физико-математическим и юридическим отделениями. В 1910 году в Харькове открылся женский медицинский институт, ректором которого стал профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский. В Киеве в 1906 году возобновили работу Высшие женские курсы. Сначала они состояли из историко-филологического и физико-математического отделений, а в 1907-1909 годах здесь открылись еще юридическое, медицинское и экономическо-коммерческое отделения. В 1916 году медицинское отделение было реорганизовано в Киевский женский медицинский институт, возглавляемый профессором университета П.И. Морозовым.
Продолжали готовить специалистов с высшим образованием Нежинский историко-филологический институт, технологический и ветеринарный институты в Харькове, Киевская и Одесская консерватории и др..
Всего в Украине в 1917 году действовало 27 высших учебных заведений, в которых обучалось свыше 35 тыс. студентов.
- Конспект лекций по дисциплине «Университетское образование»
- Введение
- Раздел I Тема 1. Возникновения и становления мировой университетского образования
- 1.1. Эпоха доуниверситетского образования
- 1.2. Предпосылки возникновения первых университетов на территории Европы
- 1.3. Учебный процесс в средневековом университете
- Тема 2. Современные системы университетского образования стран мира
- 2.1. Общие принципы формирования системы высшего образования европейских стран
- 2.2. Система университетского образования Великобритании: общая характеристика
- 2.3. Организация обучения в университетах сша
- 2.4. Университетское образование Японии
- Раздел II История и современное состояние университетского образования Украины
- Тема 3. Возникновение и развитие университетского образования в украине
- 3.1. Зарождение образования на украинских землях и ее становления в XVI-XVIII ст.
- 3.2. Университетское образование периода XVIII - начала XX в.
- 3.3. Университетское образование в ссср
- Тема 4. Правовое регулирование современной системы высшего образования украины
- 4.1. Законодательство Украины о высшем образовании
- 4.2. Структура высшего образования Украины
- 4.3. Высшие учебные заведения
- 4.4. Участники учебно-воспитательного процесса
- 4.5. Международное сотрудничество в области высшего образования
- Тема 5. Адаптация европейской системы высшего образования в высшем образовании украины
- 5.1. Основные идеи и принципы Болонского процесса
- Принципы Болонского процесса
- 5.2. Хронология событий и основные документы Болонского процесса
- Хронология Болонского Процесса
- 5.3. Европейская кредитно-трансферная и система накопления естb: характерные особенности и базовые элементы