logo
Конспект лекций по дисциплине Университетское о

3.3. Университетское образование в ссср

События 1917 г. изменили не только социальный строй, но и поставили на повестку дня вопрос создания новой школы с новыми педагогическими кадрами. Программным документом стала декларация Генерального Секретариата от 26 июня 1917 года, в которой определялись главные мероприятия, направленные на развитие национальной школы и подготовку для нее кадров. Началось становление системы украинского высшего образования. В 1918 г. университет Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский (Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на базе Высших женских курсов открылся университет в Екатеринославе (Днепропетровск). В Симферополе в 1918 г. начались занятия в Таврической филиала Киевского университета, а через полгода при полной поддержке и помощи Киевского университета открылся Таврический университет. Восстановление их деятельности имело огромное значение для развития общества, культуры, образования. В условиях гражданской войны в Украине велась подготовительная работа по открытию университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине. Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском.

Для привлечения большего количества людей, работающих, к высшему образованию в 1919 г. в Киеве, Харькове и Екатеринославе был открыт подготовительные курсы, в 1921 г. - созданы рабочие факультеты.

В 20-х - начале 30-х годов XX в. ярко проявились две противоположные тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, в Украине открылся новый университет в Екатеринославе, наблюдался процесс интенсивной реорганизации Киевского, Харьковского и Одесского университетов, развивался Симферопольский. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением было отменено много высших учебных заведений, в том числе университеты, возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском.

В 1919 г. введено «Временное положение ... об управлении высшими учебными заведениями », согласно которому всем высшим учебным заведениям предписывалось вести работу в трех направлениях: научном, учебном и просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие советы, состоящие из делегатов факультетских советов. Руководство хозяйственной деятельностью возлагалось на Хозяйственный комитет. Должности ректора и проректора упразднялись, а их функции выполняли комиссары вузов, которые назначались властями и имели чрезвычайные полномочия. Некоторые руководители начали строить систему высшего образования по образцу профессионально-технических учебных заведений. Они считали, что старые университеты были оторваны от жизни и, как высшие учебные заведения, давали своим воспитанникам основательные теоретические знания, но не обеспечивали овладение конкретными профессиональными навыками. По мнению руководителей образования, университеты практически не готовили специалистов определенного, четко очерченного профиля. Исключение составляли лишь студенты медицинского и юридического факультетов. Особой критике подвергалась система подготовки специалистов на историко-филологическом и физико-математическом факультетах. Студенты, которые заканчивали эти факультеты, становились преподавателями школ, ремесленных училищ, техникумов.

В первые годы советской власти возникли своеобразные формы интеграции науки, высшего образования и производства. Одним из примеров такой интеграции стали Институты инженеров-электриков-производственников. Студенты таких институтов работали некоторое время на производствах и рассматривались как полноценные участники производственного процесса. Четыре дня в неделю студенты работали на заводе, в течение двух дней по 10 часов занимались в институте. Не было зачетных сессий, экзамен по пройденному предмету проводился сразу.

Новая концепция практицизма и профессионализма нашла свое отражение в решении совещания «О реформе высшей школы» (1920), предусматривавшей создание в высших учебных заведениях узкоспециализированных факультетов с трехлетним сроком обучения. Это положение распространялось и на университеты: вместо филологического и естественного факультетов создавались педагогические с различными специализациями. Предполагалось, что в процессе реорганизации университетов удастся определить профиль выпускников, разработать новые учебные планы и программы, ввести общественные дисциплины, подготовить новые профессорско-преподавательские кадры. Однако реформа в украинских университетах пошла другим путем. Ликвидируя все негативное, что было в университетах, Комиссариат образования начал закрывать университеты. В 1920 году Наркомпрос Украины ликвидировал университеты в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе и Симферополе. Начался этап утверждения военно-коммунистического стиля управления высшим образованием. Прямыми наследниками ликвидированных университетов стали самостоятельные медицинские и юридические институты и временные высшие педагогические курсы, созданные на базе историко-филологических и физико-математических факультетов. Студенты последних, которые проявили склонность к техническим дисциплинам, переходили в соответствующие группы специальных индустриально-технических институтов. Временные высшие педагогические курсы оказались нежизнеспособными. Попытка предоставить наиболее «теоретическим», оторванным от жизни факультетам педагогического профиля не нашла поддержки ни среди профессоров, ни среди студентов. На базе факультетов университетов были созданы институты физико-математических наук, а историко-филологические факультеты преобразовано в институты гуманитарно-общественных наук. Возникли новые высшие учебные заведения - академии теоретических знаний, состоявшие из институтов общественных и физико-математических наук. В 1921 г. на основе старых университетов начали создавать институты народного образования: Киевский, Харьковский, Одесский, Екатеринославский. В 1930 г. на базе соответствующих факультетов институтов народного образования возникли институты профессионального образования, выпускавшие преподавателей для техникумов, школ, ФЗУ, рабфаков. На базе факультетов социального воспитания появились институты социального воспитания, готовившие кадры учителей для общеобразовательных школ, внешкольных работников и др. Вскоре институты социального воспитания был преобразованы в педагогические институты.

Значительным событием в развитии системы высшего образования в Украине стало восстановление университетов. Было решено с 1 сентября 1932 г. открыть университеты в Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске. За короткое время они стали научными и образовательными центрами Украины. К функционирующим факультетам добавлялись новые, создавали вечерние и заочные отделения, что дало положительный результат.

Только к началу 1939 г. сложилась действующая отечественная система университетского образования. После присоединения к Украине западно-украинских земель к этой системе вошли Львовский и Черновицкий университеты.

Период 1917-1941 годов имел важное значение в истории развития университетского педагогического образования в Украине. Накануне войны в Украине сложилась университетская система, содержащая шесть классических университетов: Киевский, Харьковский, Львовский, Одесский, Днепропетровский и Николаевский.

Во время Второй мировой войны государственные высшие учебные заведения были эвакуированы в восточные районы СССР. Только в конце 1943 года эвакуированные украинские университеты и институты начали возвращаться в родные города. После освобождения временно оккупированной территории Украины в ней возобновили работу 154 высших учебных заведения.

После войны и присоединения Закарпатья к Украине в университетскую систему влился Ужгородский государственный университет, первое высшее учебное заведение на Закарпатье.

В послевоенный период в университетах стала ощутимой потребность укрупнения специальностей, расширение профиля подготовки специалистов. Были пересмотрены учебные планы и программы, произошло укрупнение некоторых высших учебных заведений. В крупных заведениях качество подготовки специалистов стало лучше, меньше расходовалось средств на подготовку каждого из них, рациональнее использовались материально-техническая база и профессорско-преподавательские кадры. В результате укрупнения вузов с 1950 г. до 1960 г. их количество в Украине сократилось со 160 до 135 при одновременном увеличении количества студентов более чем вдвое: с 201,5 тыс. до 417,7 тыс. Происходило приближение высших учебных заведений Украины к производству, совершенствовалась их структура, устранялся параллелизм в подготовке кадров. Открывались новые учебные заведения на периферии.

В период с 1960 г. до 1980 г. некоторые высшие учебные заведения были реорганизованы, открыты новые. В 1984 г. в УССР функционировало 146 высших учебных заведений, в том числе университетов - 9, технических вузов - 50, сельскохозяйственных вузов - 17, вузов экономики и права - 10, пединститутов - 30, высших учебных учреждений здоровье - 15, высших учебных заведений физкультуры и спорта - 3, культуры и искусства - 12. Сеть высших учебных заведений дополняли также 25 филиалов, 7 специализированных факультетов и отделений и 12 общетехнических факультетов. После получения в 1991 году независимости Украина начала формировать собственную политику и систему высшего образования.