4.3. Высшие учебные заведения
Высшее учебное заведение - образовательное, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересами, способностями и нормативных требований в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-технической деятельности
Главной целью деятельности вуза является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов в соответствии с потребностями Украины.
Главными задачами высшего учебного заведения являются:
^ осуществление образовательной деятельности определенного направления, которая обеспечивает подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и соответствует стандартам высшего образования;
^ Осуществление научной и научно-технической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;
^ Обеспечение выполнения государственного заказа и соглашений на подготовку специалистов с высшим образованием;
^ Осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации;
^ Изучения спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействия трудоустройству выпускников;
^ Обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитания обучающихся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;
^ Повышение образовательно-культурного уровня граждан.
Устанавливаются следующие уровни аккредитации высших учебных заведений:
■ высшее учебное заведение первого уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста;
■ высшее учебное заведение второго уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста и по направлениям подготовки образовательно-квалификационного уровня бакалавра;
■ высшее учебное заведение третьего уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационного уровня специалиста, а также по отдельным специальностям образовательно-квалификационного уровня магистра;
■ высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в котором осуществляется подготовка специалистов по направлениям образовательно-квалификационного уровня бакалавра, специальностям образовательно-квалификационных уровней специалиста, магистра.
Типы высших учебных заведений:
1) университет - многопрофильное высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусств, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно-методическим центром, имеет развитую инфраструктуру учебных, научных и научно-производственных подразделений, соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения, способствует распространению научных знаний и осуществляет культурно-просветительскую деятельность.
Могут быть как классические, так и профильные (технические, технологические, экономические, педагогические, медицинские, аграрные, художественные, культурологические и т.д.) университеты;
2) академия - высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования, является ведущим научно- методическим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
3) институт - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, проводит научную, научно-методическую и научно-производственную деятельность и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
4) консерватория (музыкальная академия) - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в области культуры и искусства музыкальных исполнителей, композиторов, музыковедов, преподавателей музыкальных дисциплин, проводит научные исследования, является ведущим центром в сфере своей деятельности и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
5) колледж - высшее учебное заведение второго уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в родственных направлениях подготовки (если является структурным подразделением высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации или входит в учебный или учебно-научно-производственного комплекса) или нескольким родственным специальностям и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения;
6) техникум (училище) - высшее учебное заведение первого уровня аккредитации или структурное подразделение высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации по нескольким родственным специальностям, и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Государственному высшему учебному заведению четвертого уровня аккредитации в соответствии с законодательством может быть предоставлен статус национального.
Национальному высшему учебному заведению по решению Кабинета Министров Украины может быть предоставлены такие полномочия:
❖ заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа в соответствии с потребностями высшего учебного заведения;
❖ принимать решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений высшего учебного заведения;
❖ вносить предложения о передаче объектов вуза в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, в коммунальную собственность и передачи объектов коммунальной собственности в государственную собственность и отнесения их к имуществу вуза;
❖ выступать арендодателем недвижимого имущества, принадлежащего высшему учебному заведению;
❖ устанавливать и присваивать ученые звания доцента или профессора высшего учебного заведения;
❖ определять и устанавливать собственные формы морального и материального поощрения работников высшего учебного заведения.
Формы обучения в высших учебных заведениях
заочная,
дистанционная,
дневная (очная),
вечерняя,
экстернатная Экстернатная форма обучения - особая форма обучения, предусматривает самостоятельное изучение учебных дисциплин, составления в высшем учебном заведении зачетов, экзаменов и прохождения других форм итогового контроля, предусмотренных учебным планом.
- Конспект лекций по дисциплине «Университетское образование»
- Введение
- Раздел I Тема 1. Возникновения и становления мировой университетского образования
- 1.1. Эпоха доуниверситетского образования
- 1.2. Предпосылки возникновения первых университетов на территории Европы
- 1.3. Учебный процесс в средневековом университете
- Тема 2. Современные системы университетского образования стран мира
- 2.1. Общие принципы формирования системы высшего образования европейских стран
- 2.2. Система университетского образования Великобритании: общая характеристика
- 2.3. Организация обучения в университетах сша
- 2.4. Университетское образование Японии
- Раздел II История и современное состояние университетского образования Украины
- Тема 3. Возникновение и развитие университетского образования в украине
- 3.1. Зарождение образования на украинских землях и ее становления в XVI-XVIII ст.
- 3.2. Университетское образование периода XVIII - начала XX в.
- 3.3. Университетское образование в ссср
- Тема 4. Правовое регулирование современной системы высшего образования украины
- 4.1. Законодательство Украины о высшем образовании
- 4.2. Структура высшего образования Украины
- 4.3. Высшие учебные заведения
- 4.4. Участники учебно-воспитательного процесса
- 4.5. Международное сотрудничество в области высшего образования
- Тема 5. Адаптация европейской системы высшего образования в высшем образовании украины
- 5.1. Основные идеи и принципы Болонского процесса
- Принципы Болонского процесса
- 5.2. Хронология событий и основные документы Болонского процесса
- Хронология Болонского Процесса
- 5.3. Европейская кредитно-трансферная и система накопления естb: характерные особенности и базовые элементы