1.3. Учебный процесс в средневековом университете
Все средневековые университеты имели четыре факультета: артистический, богословский, медицинский и юридический. Обязательным для каждого поступающего была учеба на артистическом (подготовительном) факультете. Здесь знакомились со свободными искусствами (Septemartes liberales) - грамматикой, риторикой, основами диалектики (овладев этими тремя науками, студент получал степень бакалавра искусства), философией, арифметикой и геометрией, астрономией, теорией музыки, после усвоения этих наук студенту присваивали степень магистра искусства и позволяли поступать на богословский, медицинский или юридический факультеты. На подготовительном студент получал основные знания латинского языка.
В Парижском университете присваивали три степени: бакалавр, лиценциат и магистр (доктор). Незначительные вариации были в других университетах Европы. За экзамены и диплом студент должен был платить отдельно и довольно значительные средства, из которых часть взноса выдавали как плату экзаменаторам, а часть передавали в университетскую кассу. За докторский диплом платили 60-65 дукатов, на то время это была большая сумма, которую не каждый мог внести сразу и обычно платили постепенно. Интересно, что папа Пий IV, видя в этом возможный источник значительных доходов, издал в 1565 году буллу, по которой доктором мог стать каждый, «кто поклянется папе» и внесет соответствующую сумму денег. Лекции и экзамены объявлялись не обязательными, обязательным было внести в папскую казну деньги. Это так возмутило студентов Падуанского университета и его профессоров, что они сотнями оставляли стены «святыни наук», и местная власть вынуждена была выдавать дипломы «по древним правилам». Однако спекуляция дипломами не прекращалась, и это наносило большой моральный вред тогдашним высшим школам.
Вступление в средневековые университеты был неограниченным для всех слоев населения. Это считали одним из величайших достижений новой высшей школы. Правда, общий доступ к аудиториям высоких наук был не везде (например, в Оксфорде), не всегда (впоследствии препятствием к вступлению были религиозные и классовые барьеры), но доступ в старых университетах был свободен.
Перед началом учебного года молодежь сходилась в университет, магистр заносил в список всех желающих. Поступающие вносили плату за запись (в Кракове, например, в XVI веке было от 8 до 1 гроша), бедные - меньше, богатые - больше, некоторых сирот совсем освобождали от уплаты. Студенты приносили присягу на верность университетскому уставу и после этого они становились молодыми («желторотыми») студентами, поселялись в бурсе или на частных квартирах, если не имели на что жить - искали заработка; состоятельные, приехав собственными лошадьми, со своей челядью, выбирали респектабельные дома, их даже записывали в некоторых университетах в отдельные списки.
Поступающий в Ягеллонский университет в XVI веке давал публично такое обещание: «Я добровольно обязуюсь жить тихо и спокойно, не провоцировать никаких дебошей и беспокойства и к таким действиям никого не подстрекать под наказанием моего изгнания и возможностей отчисления из университета»
Старшая молодежь неотесанных «желторотых» в шутливой форме «проверяла на терпеливость»: «обрабатывали пилой», «топором», «обрубали» все грубое, экзаменовали на мудрость и уже после этого новый претендент на высшее образование становился полноправным студентом. Посвящение новеньких в студенты был веселым, но и не лишенным грубости и даже варварства. Называлось посвящения «беаниею», а новичок - «беан» (полагают, что это от овечьего «бэ», то есть тот, что ничего не понимает). В XVI веке проводилось оно в коллегиумах университета. Собирались «старые» и зачисленные студенты и «обтесывали» только «вписанных». Новичок ложился на землю и лежал как мертвый, избранный «старый» принимал шнур и измерял «бревно» шнуром, далее брали пилу и «обпиливали» лишнее, топором обрубали все грубое и неотесанные, «обрезали» уши, чтобы был глухим и не доносил на собратьев начальству, иногда еще и обкидывали грязью. Затем студент приносил воду, его обмывали, обтирали, расчесывали, приносили чернильницу с чернилами, бумага и «беан» должен был показать, как он пишет. Новичок всего благодарил, особенно за то, что «обтесанные», «смыли грязь» и ввели его в студенческую семью. Кто оказывал сопротивление, тому было хуже. По окончании «беании» все шли в трактир, угощали новопосвященные студенты.
В некоторых случаях эта процедура была такой грубой, что это вызвало протесты, и в начале XVII века в некоторых университетах запрещали это делать в их помещениях. Но традиции были настолько привлекательными для молодежи, которая хотела повеселиться, отдохнуть от канонов, что «беании» стали проводить в кабаках, шинкарнях, бурсах, чтобы не видело «начальство». Расцвет «беании» приходится на XVI век, но в Германии она проводилась еще в XVII веке. Ее отголоски мы встречаем и среди студенчества поздних времен.
Основными видами занятий в университетах были лекции: когда профессор читал по книге текст и комментировал его, и диспуты. Последние были характерны для средневековых университетов, их организовывали на основе тезисов, которые заранее сообщались учащимся, и затем обсуждались. Диспуты проходили горячо и продолжались иногда по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед. Кроме этого всего учащиеся выполняли еще и письменные упражнения - писали трактаты.
Студенты средневековых университетов имели уставом утвержденную форму одежды, в которой должны были приходить на занятия и на все торжественные события (диспуты, экзамены и т.д.). Краковские студенты XVI-XVII веков, например, носили баранью шапку (капуцу, стоила 5-6 грошей), узкие брюки, рубашку, сардак (подобие кафтана) с красными рукавами, а на это все одевалась длинная, с длинными широкими рукавами туника, которую подвязывали поясом. Студенты не любили ее одевать, за нарушение правил имели наказание от ректора и различных наблюдателей. Энергичным, живым молодым людям она мешала двигаться, и в XVII веке ее длину и длину рукавов решили укоротить и сделать более удобной. На старинных гравюрах и рисунках студенты, почти всегда изображались в длинных туниках и в зависимости от социального положения, разных беретах. Этот убор был важным внешним атрибутом, указывающим на принадлежность человека к академическому миру.
Туники были разного цвета: пурпурного, черного, голубого, зеленого, коричневого и даже желтого. (Пурпурную тунику называли «дикой»). Как важнейшая составляющая формы, туника составляла «экономическую» проблему для студента. Надо было думать, на какие средства ее покупать. Дешевой считалась черная, из чешского сукна, но стоила она, по тем временам, дорого -1 флорин, а на меху (носили богатые студенты) - 9 флоринов, тогда как кожух овечий продавался за 1,5 флорина.
Такую же одежду носили бакалавры и магистры, но отличали их по головным уборам: бакалавры должны четырехугольный берет, а магистры круглый, а еще у бакалавров рукава туник внизу были окаймлены красным. Береты одевали на все торжества. Форма одежды студента была обязательной, и бедные от этого очень страдали - не раз в университет приходилось идти в чужих, заимствованных, тунике, берете, а то и штанах. Но молодежь не жаловалась на судьбу, веселилась, шутила, была организатором причудливых выходок.
Через два года студент, если он овладел предложенной программой, сдавал экзамен на бакалавра, после чего менял наряды, надевал четырехугольный берет и продолжал изучать другие науки. Если через два года он сдавал магистерский экзамен, то надевал магистерскую тунику с красной лентой на рукавах, ему дарили книгу, а на средний палец надевали золотой перстень как символ добродетели и чистоты. Не все студенты достигали докторской степени, которая считалась высокой (доктор имел большее уважение, чем владыка) и давала право управлять учебным процессом в университете.
Жили студенты в бурсах (своеобразных общежитиях) и на частных квартирах. Бурсы формировались по социальному принципу - богатые и бедные, между которыми не раз вспыхивали кровавые драки, были и жертвы. Шляхта не дружески относилась к представителям простого люда.
Хотя при университетах действовали общежития, столовые, даже госпитали, бедным студентам, которые хотели вкусить сладкого меда науки, было трудно платить за обучение, за экзамены, за еду, покупать одежду и книги. Поэтому большинство из них с первого года обучения искали постоянного или хотя бы случайного заработка: служили богатым семьям, переписывали бумаги для купцов, столярничали, работали официантами при кабаках, рубили дрова, носили воду и т. д. Старшие студенты находили «благородных» работу - обучали учеников в начальных городских и пригородных школах, детей из состоятельных семей, переписывали и украшали книги. Недельное пропитание в Кракове стоило 10-12 грошей, а дневная плата рабочего - один грош.
Средства университетов пополнялись не только за счет уплаты студентов за вступление, обучение и экзамены, но и пожертвований магистрата, духовных лиц, богатых семей. Из этих незначительных средств выделяли часть (сколько было возможно) на помощь бедным студентам, которые проявляли способности в овладении наук. Беднота училась лучше шляхты, которая часто ехала в университет не за знаниями, а «ради Кавалерского воспитания». В целом же количество студентов в первых университетах было мизерным, но с каждым годом увеличивалось.
- Конспект лекций по дисциплине «Университетское образование»
- Введение
- Раздел I Тема 1. Возникновения и становления мировой университетского образования
- 1.1. Эпоха доуниверситетского образования
- 1.2. Предпосылки возникновения первых университетов на территории Европы
- 1.3. Учебный процесс в средневековом университете
- Тема 2. Современные системы университетского образования стран мира
- 2.1. Общие принципы формирования системы высшего образования европейских стран
- 2.2. Система университетского образования Великобритании: общая характеристика
- 2.3. Организация обучения в университетах сша
- 2.4. Университетское образование Японии
- Раздел II История и современное состояние университетского образования Украины
- Тема 3. Возникновение и развитие университетского образования в украине
- 3.1. Зарождение образования на украинских землях и ее становления в XVI-XVIII ст.
- 3.2. Университетское образование периода XVIII - начала XX в.
- 3.3. Университетское образование в ссср
- Тема 4. Правовое регулирование современной системы высшего образования украины
- 4.1. Законодательство Украины о высшем образовании
- 4.2. Структура высшего образования Украины
- 4.3. Высшие учебные заведения
- 4.4. Участники учебно-воспитательного процесса
- 4.5. Международное сотрудничество в области высшего образования
- Тема 5. Адаптация европейской системы высшего образования в высшем образовании украины
- 5.1. Основные идеи и принципы Болонского процесса
- Принципы Болонского процесса
- 5.2. Хронология событий и основные документы Болонского процесса
- Хронология Болонского Процесса
- 5.3. Европейская кредитно-трансферная и система накопления естb: характерные особенности и базовые элементы