44)Оценка экономических последствий чс.
В общем случае к экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций относят (рис. 1):
сокращение основных производственных мощностей в результате их полного или частичного разрушения;
потери объектов социально-культурной сферы;
выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;
сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;
снижение уровня жизни населения;
косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;
расходы общества на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и т.п.
К сожалению на сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия “экономические последствия чрезвычайных ситуаций”. Как следствие – значительный разброс в оценках уровней экономического ущерба, выполняемых различными организациями. Например, по оценке перестраховочной компании “Munich Re” суммарный ущерб на 90-е годы прогнозируется в размере 280 миллиардов долларов[3]. В тоже время, данные о среднегодовом ущербе за начало 90-х годов выводят на сумму около 400 миллиардов долларов.
Отсутствие единой методологии оценки экономических последствий чрезвычайных ситуаций приводит к тому, что на практике при оценке экономического ущерба принимаются во внимание только прямые потери материальных ценностей. В результате государство, субъекты федерации муниципальные образования и объекты экономики, оказавшись подверженными тем или иным чрезвычайным ситуациям испытывают острый недостаток всех видов ресурсов для ликвидации самой чрезвычайной ситуации и восстановления нормального режима жизнедеятельности.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБа
Рассмотренная в предыдущем вопросе структура экономического ущерба и затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций позволяет построить различные модели оценки экономического ущерба.
Для оценки опасности могут быть использованы экономико-статистический (статистический) метод, метод экспертных оценок и комбинированный метод.
Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, характеризующие изменения ущербообразующих признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значения указанных факторов, определяют возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь в натуральном исчислении на соответствующий стоимостной показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.
Метод экспертных оценок применяется при отсутствии массива статистических данных или малой изученности явления, иначе говоря, в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работы в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба от той или иной чрезвычайной ситуации.
Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.
Объективность статистической оценки во многом зависит от уровня детализации объекта оценки, анализа ущербообразующих факторов и наличия репрезентативных данных о соответствующих чрезвычайных ситуациях и их экономических последствиях в прошлом.
Так, например, при оценке опасности экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций предприятия необходимо выделить следующие элементы возможных потерь: здания, сооружения и передаточные устройства, транспортные средства, станки и оборудование, запасы сырья и материалов, готовую продукцию на складах и на производстве, объем производства, персонал предприятия по местам работы и т.п. В свою очередь, каждый элемент необходимо разделить на группы. Например, здания производственного назначения, административные здания, здания социально-культурной сферы, а так же выделить в них деревянные, кирпичные и блочные строения.
При оценке опасности для территории целесообразно выделить такие элементы как объекты материальной культуры, транспортная инфраструктура, линии электропередач, газо- и нефтепроводы, коммунальные сети, сельскохозяйственные и лесные угодья, зеленые насаждения населенных пунктов, водоемы хозяйственного и рекреационного назначения, население как демографический элемент, объем валового регионального продукта и т.п.
По каждому элементу осуществляется статистическая оценка потерь. Итоговый показатель опасности экономического ущерба может быть получен как сумма ожидаемых потерь ущербообразующих элементов. Следует иметь в виду, что данный показатель должен отражать не только стоимость прямых возможных потерь, но и отдаленные потери, связанные с нарушением функционирования соответствующих элементов в последующих циклах воспроизводства.
Поскольку цепочка воспроизводственных циклов стремится к бесконечности, необходимо решить вопрос о разумных пределах числа анализируемых циклов. Расчеты, выполненные в 70-х годах отечественными учеными на основе межотраслевого баланса народного хозяйства, показали, что таким пределом являются пятый-шестой циклы. Последующие циклы дают столь незначительное приращение опасности экономического ущерба, что ими следует пренебречь.
Анализ специальной литературы по проблемам оценки опасности экономического ущерба от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций показывает, что существенных отличий в методологии ее выполнения нет. Различия между ними заключаются в характере поражающих факторов.
45)Экономические механизмы управления ЧС. Управление рисками, как было показано ранее, осуществляется различными способами с использованием различных механизмов. Важнейшими из этих способов являются экономические методы регулирования, которые реализуются в жизни посредством разнообразных экономических механизмов. В общем случае экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляют собой правовые, методические, организационные, технологические методы, приемы и порядки применения экономических средств для регулирования уровня безопасности, а также воздействия на экономические процессы, связанные с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. В качестве реально применяемых экономических механизмов управления рисками могут быть названы многие из широко используемых в различных сферах жизнедеятельности общепринятых экономических механизмов. В их состав могут быть включены: организационно-экономические механизмы соответствующей государственной политики; финансирование; инвестирование; кредитование; резервирование финансовых и материальных средств; страхование и перестрахование; возмещение ущерба; экономическое стимулирование, экономическая ответственность и многие другие. Организационно-экономические механизмы реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций представляют собой совокупность правовых, экономических, программных, организационных, технико-технологических и других мер, непосредственно направленных на повышение уровня природной и техногенной безопасности. Важнейшей стороной этих мер является изыскание экономических ресурсов для их осуществления, обеспечения их экономической целесообразности, экономическое стимулирование деятельности по управлению рисками. Следует иметь в виду, что реализация упомянутой государственной политики включает не только меры, осуществляемые государственными институтами, но также деятельность в этих целях владельцев объектов экономики и других субъектов хозяйственной деятельности. В этом случае роль государства сводится к побуждению этих субъектов к данной деятельности, их контролю и применению к ним, при необходимости, установленных санкций. В качестве основных из состава организационно-экономических механизмов снижения рисков чрезвычайных ситуаций могут быть названы: - рациональное размещение производительных сил и поселений с точки зрения их природной и техногенной безопасности; - подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях; - обновление основных производственных фондов; - декларирование промышленной безопасности; - лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности; - государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Поскольку практическое управление природными и техногенными рисками требует затрат значительных финансовых и материальных ресурсов, для практической реализации управленческих мер требуется финансирование. В общеэкономическом смысле финансирование - это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также различных экономических и других программ, видов экономической и иной деятельности. В случае управления рисками финансирование направлено на обеспечение выполнения различных программ предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннее обеспечение деятельности в этой области. Во всех случаях применения финансирования важнейшей проблемой является правильное определение его источников и эффективное их использование. Источники финансирования - существующие и ожидаемые источники получения финансовых ресурсов, перечень экономических объектов, способных предоставить такие ресурсы. В общем случае финансирование осуществляется из собственных, внутренних источников организации, а также из внешних источников в виде ассигнований из средств бюджета, кредитных средств, иностранной помощи, различного рода взносов и т.д. В рассматриваемом нами случае в качестве источников финансирования обычно выступают государственные и муниципальные бюджеты, бюджеты организаций, резервные фонды, инвестиции, кредиты, средства, полученные в счет оплаты услуг и штрафных санкций, средства благотворительных и иных общественных фондов и т.д. Для финансирования могут быть использованы специальные финансовые инструменты - облигации, опционы и др. Важным экономическим механизмом управления рисками является накопление и использование при необходимости финансовых и материальных резервов. Для дела предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основную роль играют резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Важнейшей экономической проблемой при чрезвычайных ситуациях является необходимость в той или иной мере возместить понесенный пострадавшими ущерб, обеспечить в определенных рамках, их социальную защиту. Основным современным способом возмещения ущерба постепенно становится страхование и перестрахование рисков и ответственности, которые частично берут на себя тяжкое бремя государства по возмещению ущерба пострадавшим.
- 1)Предмет, цели и структура бжд.
- 2)Система «Человек-среда обитания»
- 3)Аксиома о потенциальной опасности.
- Аксиомы бжд:
- 4)Опасность. Понятие,классификация.
- 5)Риск. Концепции абсолютной безопасности и приемлемого риска.
- Виды риска.
- Концепция абсолютной безопасности
- 6)Основные принципы и методы снижения риска.
- 7)Коллективные и индивидуальные средства защиты.
- 8)Основы эргономики и производственная безопасность.
- Структура эргономики
- Состав эргономики
- Методы эргономики
- 9)Основы физиологии труда
- 10)Напряженность и тяжесть труда.
- 11)Классификация форм деятельности.
- 12)Основы санитарии и гигиены труда.
- 13)Производственные вредности.
- 14)Современные элементы оргтехники и условия труда.
- 15)Комплексная профессиография.
- 16)Основы психологии труда. Психология и безопасность.
- 17)Совместимости в системе «человек-машина»
- Виды совместимости среды «человек-машина»
- 18)Нормы охраны труда.
- 19)Динамика работоспособности.
- 20)Рациональная оргнизация труда и отдыха.
- 21)Концепция устойчивого развития мировой системы.
- 22)Федеральный закон «о защите населения и территории от чс».
- Глава I. Общие положения
- 23)Российская система по чс.
- Основные задачи рсчс
- 24)Основные направления развития и совершенствования рсчс.
- 25)Приницпы организации и структура рсчс.
- 26)Чс-определение, характерные признаки, причинно-следственная связь возникновения чс.
- 27)Классификация Чс мирного и военного времени.
- Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- 28)Чс в условиях военного времени-факторы воздействия.
- 29)Чс техногенного характера-причина возникновения, превентивные мероприятия.
- Основными причинами крупных техногенных аварий являются:
- 31)Чс на хим.Опасных объектах.
- 32)Чс на пожароопасных объектах.
- 33)Го на объектах сдяв.
- Основные нормы поведения и действия населения при авариях с выбросом сдяв
- 34)Средства индивидуальной защиты на объектах сдяв. Индивидуальные средства защиты кожи
- 35)Современное развитие организации государственной пожароспасательной службы.
- 36)Организация го при наводнениях.
- 37)Организация го при землятресениях.
- 38)Устойчивость работы объектов экономики при чс.
- 39)Факторы,влияющие на устойчиость работы оэ при чс.
- 40) Го на радиационных объектах.
- 41)Защита населения при чс.
- 42)Ликвидация последствий чс.
- Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- Неотложные работы включают:
- Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:
- 43)Аварии,катастрофы на пожаро- и взрывоопасных объектах экономики.
- 44)Оценка экономических последствий чс.