35)Современное развитие организации государственной пожароспасательной службы.
На Службу возлагается: - координация деятельности противопожарной защиты и местной обороны Вооруженных Сил РФ; - разработка основных положений по противопожарной защите и местной обороне Вооруженных Сил РФ с определением целей, содержания, направленности и форм реализации единой политики в этих областях; - разработка нормативно-правовой базы по противопожарной защите и местной обороне; - контроль за специальной подготовкой органов военного управления, противопожарных подразделений и нештатных формирований местной бороны, их готовностью к действиям по предназначению; - определение потребности Вооруженных Сил РФ в специалистах противопожарной защиты и местной обороны. Руководство по специальным вопросам, учебными подразделениями, готовящими специалистов противопожарной защиты и местной обороны. Подбор и расстановка кадров противопожарной защиты и местной обороны; - определение потребности, участие в планировании и распределении пожарной техники, оборудования, средств спасения и другого имущества противопожарной защиты и местной обороны, а также конструкций защитных сооружений и нестандартного оборудования для них, контроль за их учетом, хранение и использование; - контроль за выполнением в Вооруженных Силах РФ действующего законодательства и нормативной документации, направленных на предотвращение пожаров, повышение живучести объектов Вооруженных Сил РФ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; - участие в организации ликвидации крупных пожаров, защита личного состава объектов Вооруженных Сил РФ и населения военных городков при угрозе возникновения и от последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, применения противником современных средств поражения; оказание помощи пострадавшему личному составу, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - подготовка и проведение учений с органами военного управления и силами противопожарной защиты и местной обороны с целью отработки взаимодействия с противопожарными подразделениями других министерств и ведомств, а также соединениями и частями Гражданской обороны; - рассмотрение и согласование в части выполнения требований пожарной безопасности и местной обороны, технических заданий и проектной документации на строительство и реконструкцию объектов Вооруженных Сил РФ, проектов ведомственных строительных норм, а также стандартов и технических условий на пожарную технику и вооружение; - планирование и проведение учебно-методических сборов и совещаний с руководящим составом служб пожарно-спасательных и местной обороны органов военного управления, обобщение и распространение передового опыта; - руководство развитием пожарно-прикладного спорта в Вооруженных Силах РФ, организация и проведение чемпионатов по этому виду спорта; - участие в организации и выполнение НИОКР, выполняемых в интересах службы.
Одна из самых мощных структур ведомственной пожарной охраны, Служба пожарно-спасательная и местной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации является активным потребителем пожарной техники и аварийно-спасательного оборудования.
Директивой Министра обороны РФ от 29.12.02 г. с 2003 года функции генерального заказчика пожарно-технического вооружения (пожарные мотопомпы, рукава для пожарной техники и внутренних пожарных кранов зданий и сооружений, средства спасения, огнетушители и зарядные станции к ним, пенообразователи) от Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны переходят к Тылу Вооруженных Сил РФ, в который структурно входит Служба пожарно-спасательная и местной обороны Вооруженных Сил РФ. Остальная пожарно-техническая продукция (пожарная техника, средства защиты органов дыхания, средства малой механизации, связи, отдельные огнетушащие вещества) продолжает оставаться на снабжении других управлений Министерства обороны.
Статья 5. Государственная противопожарная служба
1. В ст. 5 комментируемого Закона устанавливаются правовые основы деятельности государственной противопожарной службы. Согласно ч. 1 ст. 5Закона, она является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В указанной норме права не говорится именно о пожарной безопасности, поэтому данное понятие необходимо в контексте приводимой правовой нормы трактовать во всем его многообразии. Вообще в Российской Федерации безопасность личности, общества и государства защищают множество структур. Это и Вооруженные силы РФ, и органы внутренних дел, и Федеральная служба безопасности, и Внутренние войска, и т.д. Упоминание Государственной противопожарной службы в этом ряду вполне заслуженно, о чем уже говорилось при комментировании преамбулы к Закону, и это является еще одним подтверждением важности стоящих перед данной службой задач.
Также в ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона указано, что государственная противопожарная служба координирует деятельность других видов пожарной охраны. Это означает, что законодатель считает ее ведущей силой в деле борьбы с пожарами и их последствиями, и иные виды пожарной охраны - муниципальная, ведомственная, частная, добровольная - в определенной степени подведомственны государственной противопожарной службе.
2. В ч. 2 ст. 5 комментируемого Закона перечислены структуры, входящие в государственную противопожарную службу: это федеральная противопожарная служба и противопожарные службы субъектов РФ. В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы государственного пожарного надзора;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором, помимо прочего, имеется департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. В каждом субъекте РФ имеется структурное подразделение министерства. В задачи указанных выше структур входит реализация государственной политики в сфере пожарной безопасности.
Органы государственного пожарного надзора входят в систему МЧС РФ. Их общую задачу можно сформулировать как выявление, пресечение правонарушений в области пожарной безопасности, наказание виновных, обеспечение устранения нарушений закона. Подробно о государственной пожарном надзоре речь пойдет при комментировании положений ст. 6 Закона.
Задачи, функции и порядок деятельности органов управления, подразделений и учреждений федеральной противопожарной службы определяются положениями о них. Основными задачами федеральной противопожарной службы являются:
организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории РФ, за исключением объектов, государственный пожарный надзор за которыми отнесен в соответствии с законодательством РФ к компетенции иных государственных органов;
организация и осуществление профилактики пожаров;
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и имущества в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации;
координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
осуществление научно-технического обеспечения пожарной безопасности и координация научных исследований в области пожарной безопасности;
организация в пределах своей компетенции подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для пожарной охраны и организаций;
осуществление методического руководства и контроля деятельности по вопросам обучения населения в области обеспечения пожарной безопасности, а также организации подготовки в установленном порядке должностных лиц органов государственной власти в области пожарной безопасности.
Федеральная противопожарная служба:
проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, а также в закрытых административно-территориальных образованиях, в особо важных и режимных организациях;
реализует государственную научно-техническую политику в области пожарной безопасности;
осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;
осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава федеральной противопожарной службы; обеспечивает подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.
Кроме того, Федеральная противопожарная служба:
проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации;
готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности; готовит предложения по формированию перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемого Правительством РФ;
обеспечивает подготовку в образовательных учреждениях МЧС России специалистов для пожарной охраны, а в случае необходимости - в других образовательных учреждениях с учетом потребности федеральной противопожарной службы в специалистах;
проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны.
Помимо указанных выше задач, Федеральная противопожарная служба:
осуществляет сбор и обработку информации в области обеспечения пожарной безопасности;
осуществляет заказ и приемку пожарной техники, огнетушащих средств, оборудования и пожарно-технического имущества;
производит в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности, осуществляет досудебную подготовку в протокольной форме материалов о преступлениях, связанных с пожарами, а также производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности; организует проведение испытаний веществ, материалов, изделий, оборудования, конструкций на пожарную опасность;
готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы.
- 1)Предмет, цели и структура бжд.
- 2)Система «Человек-среда обитания»
- 3)Аксиома о потенциальной опасности.
- Аксиомы бжд:
- 4)Опасность. Понятие,классификация.
- 5)Риск. Концепции абсолютной безопасности и приемлемого риска.
- Виды риска.
- Концепция абсолютной безопасности
- 6)Основные принципы и методы снижения риска.
- 7)Коллективные и индивидуальные средства защиты.
- 8)Основы эргономики и производственная безопасность.
- Структура эргономики
- Состав эргономики
- Методы эргономики
- 9)Основы физиологии труда
- 10)Напряженность и тяжесть труда.
- 11)Классификация форм деятельности.
- 12)Основы санитарии и гигиены труда.
- 13)Производственные вредности.
- 14)Современные элементы оргтехники и условия труда.
- 15)Комплексная профессиография.
- 16)Основы психологии труда. Психология и безопасность.
- 17)Совместимости в системе «человек-машина»
- Виды совместимости среды «человек-машина»
- 18)Нормы охраны труда.
- 19)Динамика работоспособности.
- 20)Рациональная оргнизация труда и отдыха.
- 21)Концепция устойчивого развития мировой системы.
- 22)Федеральный закон «о защите населения и территории от чс».
- Глава I. Общие положения
- 23)Российская система по чс.
- Основные задачи рсчс
- 24)Основные направления развития и совершенствования рсчс.
- 25)Приницпы организации и структура рсчс.
- 26)Чс-определение, характерные признаки, причинно-следственная связь возникновения чс.
- 27)Классификация Чс мирного и военного времени.
- Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- 28)Чс в условиях военного времени-факторы воздействия.
- 29)Чс техногенного характера-причина возникновения, превентивные мероприятия.
- Основными причинами крупных техногенных аварий являются:
- 31)Чс на хим.Опасных объектах.
- 32)Чс на пожароопасных объектах.
- 33)Го на объектах сдяв.
- Основные нормы поведения и действия населения при авариях с выбросом сдяв
- 34)Средства индивидуальной защиты на объектах сдяв. Индивидуальные средства защиты кожи
- 35)Современное развитие организации государственной пожароспасательной службы.
- 36)Организация го при наводнениях.
- 37)Организация го при землятресениях.
- 38)Устойчивость работы объектов экономики при чс.
- 39)Факторы,влияющие на устойчиость работы оэ при чс.
- 40) Го на радиационных объектах.
- 41)Защита населения при чс.
- 42)Ликвидация последствий чс.
- Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- Неотложные работы включают:
- Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:
- 43)Аварии,катастрофы на пожаро- и взрывоопасных объектах экономики.
- 44)Оценка экономических последствий чс.