logo
Otvety_na_voprosy_k_zachetu_po_kursu_BZhD

25)Приницпы организации и структура рсчс.

Организация управления в РСЧС

совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между органами управления, силами и средствами территориальных и функциональных подсистем и звеньев всех уровней РСЧС. Организационно-методическое руководство по организации управления в РСЧС на всех уровнях осуществляется органом управления ГОЧС федерального уровня - МЧС России. Организация управления территориальной подсистемой РСЧС должна определяться положением об этой подсистеме, утверждаемым соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Организация управления функциональной подсистемой РСЧС должна определяться положением о ней, утверждаемым руководителем соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с МЧС России. С целью обеспечения эффективности действий подсистемы (звена) РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС начальным этапом должно быть проведение организации этих действий по реализации решения руководителя органа управления РСЧС соответствующего уровня. Организация действий сил и средств РСЧС включает: организацию управления и связи; организацию подготовки сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС; организацию координации и взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС; организацию всех видов обеспечения действий сил РСЧС; организацию проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС в зависимости от масштаба и ситуации в зоне ЧС и др. Основными мероприятиями по организации управления в РСЧС являются: развертывание работы органов управления РСЧС; постановка задач должностным лицам органа управления и подчиненным органам управления РСЧС в соответствии с задачей управления в сложившейся обстановке; установление режима и структуры функционирования подразделений органа управления РСЧС; определение порядка перераспределения сил и средств управления РСЧС с изменением обстановки; определение порядка и способов восстановления управления в процессе ЧС; определение необходимых пунктов управления РСЧС и мест их развертывания, порядок перемещения подвижных пунктов управления; обеспечение скрытности управления при необходимости; определение порядка докладов и донесений в соответствующие органы управления РСЧС о ходе работ по ликвидации ЧС и предложений по корректировке планов действий при изменении обстановки.

Структура РСЧС

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, в организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранностинакопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил и средств ликвидации ЧС, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

Бывшие штабы ГО преобразованы в управления по делам ГО и ЧС.

Создана структура РСЧС, которая включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий. Рабочими органами КЧС всех уровней являются управления по делам ГО и ЧС.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Ведомственные подсистемы создаются в министерствах и ведомствах в целях предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственных им объектах.

РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный). Региональный появился в результате деления России на девять крупных регионов. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных ЧС.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются штабы, комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей.

Штаб является органом управления начальника ГО объекта, на который возлагаются:

организация и обеспечение непрерывного управления ГО при любых авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

своевременное оповещение служб, формирований, рабочих, служащих и населения прилегающих населенных пунктов о возникновении ЧС;

разработка плана ГО;

осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;

обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в чрезвычайных ситуациях.

Для организации и проведения специальных мероприятий ГО и ЧС, подготовки сил и средств, управления ими при проведении спасательных и других неотложных работ создаются службы:

связи и оповещения;

охраны общественного порядка;

противопожарная;

аварийно-техническая;

убежищ и укрытий;

медицинская;

противорадиационной и противохимической защиты;

автотранспортная;

материально-технического снабжения и др.

Количество служб определяется начальником ГО объекта в зависимости от специфики предприятий и наличия структурных подразделений для их организации