11)Классификация форм деятельности.
Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.
В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:
- формы труда, требующие значительной мышечной активности (физический труд);
- механизированные и автоматизированные формы труда (труд операторов);
- групповые формы труда (конвейеры);
- формы интеллектуального труда.
Физический труд. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами.
Механизированные и автоматизированные формы труда. Человек (оператор) частично выполняет умственные и физические функции. В зависимости от функции, выполняемой человеком, различают следующие типы операторской деятельности:
Оператор-технолог выполняет немедленное обслуживание технологических процессов, автоматических линий и пр.
Оператор-манипулятор (машинист) управляет отдельными машинами и механизмами.
Оператор-наблюдатель контролирует работу технологической линии или транспортной системы и при необходимости выполняет немедленное или отсроченное обслуживание.
Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.
- 1)Предмет, цели и структура бжд.
- 2)Система «Человек-среда обитания»
- 3)Аксиома о потенциальной опасности.
- Аксиомы бжд:
- 4)Опасность. Понятие,классификация.
- 5)Риск. Концепции абсолютной безопасности и приемлемого риска.
- Виды риска.
- Концепция абсолютной безопасности
- 6)Основные принципы и методы снижения риска.
- 7)Коллективные и индивидуальные средства защиты.
- 8)Основы эргономики и производственная безопасность.
- Структура эргономики
- Состав эргономики
- Методы эргономики
- 9)Основы физиологии труда
- 10)Напряженность и тяжесть труда.
- 11)Классификация форм деятельности.
- 12)Основы санитарии и гигиены труда.
- 13)Производственные вредности.
- 14)Современные элементы оргтехники и условия труда.
- 15)Комплексная профессиография.
- 16)Основы психологии труда. Психология и безопасность.
- 17)Совместимости в системе «человек-машина»
- Виды совместимости среды «человек-машина»
- 18)Нормы охраны труда.
- 19)Динамика работоспособности.
- 20)Рациональная оргнизация труда и отдыха.
- 21)Концепция устойчивого развития мировой системы.
- 22)Федеральный закон «о защите населения и территории от чс».
- Глава I. Общие положения
- 23)Российская система по чс.
- Основные задачи рсчс
- 24)Основные направления развития и совершенствования рсчс.
- 25)Приницпы организации и структура рсчс.
- 26)Чс-определение, характерные признаки, причинно-следственная связь возникновения чс.
- 27)Классификация Чс мирного и военного времени.
- Общая классификация чрезвычайных ситуаций
- Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения
- 28)Чс в условиях военного времени-факторы воздействия.
- 29)Чс техногенного характера-причина возникновения, превентивные мероприятия.
- Основными причинами крупных техногенных аварий являются:
- 31)Чс на хим.Опасных объектах.
- 32)Чс на пожароопасных объектах.
- 33)Го на объектах сдяв.
- Основные нормы поведения и действия населения при авариях с выбросом сдяв
- 34)Средства индивидуальной защиты на объектах сдяв. Индивидуальные средства защиты кожи
- 35)Современное развитие организации государственной пожароспасательной службы.
- 36)Организация го при наводнениях.
- 37)Организация го при землятресениях.
- 38)Устойчивость работы объектов экономики при чс.
- 39)Факторы,влияющие на устойчиость работы оэ при чс.
- 40) Го на радиационных объектах.
- 41)Защита населения при чс.
- 42)Ликвидация последствий чс.
- Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- Неотложные работы включают:
- Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:
- 43)Аварии,катастрофы на пожаро- и взрывоопасных объектах экономики.
- 44)Оценка экономических последствий чс.